Повышение показателей использования строительных кранов по времени и грузоподъемности имеет большое народнохозяйственное значение. Организации Советского Союза имеют свыше 20 тысяч стреловых кранов и около 26 тысяч башенных. Увеличение времени работы парка башенных кранов на 1% при годовой директивной норме на один кран 2500 часов по данным НИИОМТП (Научно-исследовательский институт организации механизации и технической помощи строительства) АСиА СССР сэкономит по стране 57 тыс. машино-смен рабочего времени кранов, а увеличение продолжительности работы кранов в сутки на один час равносильно ежегодному выпуску башенных кранов в количестве 1600 шт.
Краны в большинстве случаев продолжают использоваться неудовлетворительно, особенно на производстве основных монтажных работ.
Коэффициент внутри-сменного использования башенных кранов составляет 60—65%, из них на монтаже кран занят не более 40—45% своего рабочего времени. По грузоподъемности краны используются на 40—50%.
Тяжелые и дорогостоящие краны часто «простаивают из-за организационных недостатков и неполадок или отвлекаются на выполнение погрузочно-разгрузочных и складских операций, которые можно выполнить при помощи других, более легких, дешевых и мобильных машин.
Значительное количество времени уходит на монтаж и демонтаж кранов, переброску их с объекта на объект. После окончания монтажных работ краны (в отдельных случаях) длительное время находятся в бездействии.
Использование кранов по времени в значительной степени зависит от принятой организации работ. Характерным недостатком в организации работ является установка у строящегося промышленного здания или сооружения излишнего количества башенных или стреловых кранов.
Низкие показатели использования монтажных кранов в строительных организациях объясняются следующими причинами:
1. Неудовлетворительное использование в течение суток— краны работают в одну смену и лишь в специализированных организациях в 1,5—2 смены.
2. Неправильный выбор необходимого типа крана. Не учитываются архитектурно-планировочные и конструктивные решения строящихся зданий, а также местные условия организации строительной площадки.
3. Недостатки в организации производства работ:
а) несвоевременная и некомплектная доставка материалов и сборных элементов;
б) неподготовленность фронта работ и незавершенность их по нулевому циклу, отсутствие нормальных подъездных путей, распыление средств на большое количество объектов, перебои в подаче электроэнергии;
в) отвлечение монтажных кранов на складские и погрузочно-разгрузочные работы;
г) недостатки в организации приобъектных складов;
д) отвлечение кранов (главным образом башенных) на выполнение работ по подъему мелких грузов в период послемонтажных и отделочных работ; это вызвано недостаточным количеством передвижных подъемников и легких переносных кранов.
4. Недостатки в организации ремонта и обслуживания строительных кранов, вследствие чего фактическое время пребывания машин в ремонте значительно превосходит нормативное, качество ремонта снижается, краны быстрее выходят из строя.
5. Отсутствие соответствующего учета и контроля над выработкой кранов и единых норм использования машин по времени и производительности.
6. Серьезные недостатки в. организации системы расчетов за эксплуатацию кранов и заработной платы машинистов-крановщиков.
Существующая система расчетов за прокат машины по среднему количеству машино-смен и сметной стоимости машино-смены не способствует улучшению использования машин в строительных организациях. Существующая повременная или сдельная (по количеству подъемов груза) оплата машинистов не заинтересовывает их в повышении выработки кранов.
7. Недостатки в конструкциях старых моделей кранов и от ступления от технических условий по устройству и содержанию подкрановых путей: отступления в размерах и материале балластного слоя, длины шпал, конструкции упоров и др.
8. Применение несовершенных захватных приспособлений, вследствие чего увеличиваются время и затраты труда на строповку и расстроповку сборных элементов, снижается выработка кранов.
9. Недостаточная специализация самоходных кранов при монтаже одноэтажных промышленных цехов, вследствие чего ведущие монтажные краны нередко используются на монтаже фундаментов, рандбалок, раскладке сборных элементов и укрупнительной сборке.
10. Недостаточный объем внедрения поточного метода монтажа жилых и промышленных зданий, вследствие чего монтажные участки назначаются произвольно, отсутствует ритмичность и не прерывность в работе монтажных бригад, нарушается принятая технология производства работ.
Использование кранов по производительности в значительной степени зависит от показателей их использования по грузоподъемности. Использование кранов по грузоподъемности зависит от технологичности самого проекта здания или сооружения, от количества сборных элементов максирлального веса и соотношения этих элементов по весу.
Часто из-за нескольких тяжелых и крупногабаритных конструкций строители вынуждены применять дорогостоящий тяжелый монтажный кран, который при монтаже остальных конструкций здания плохо используется по грузоподъемности.
В большинстве проектов крупнопанельных жилых зданий предусмотрено использование башенных кранов по грузоподъемности на 20—30%. В проекте панельного здания серии 1-480-1, разработанного Гипрогражданпромстроем (Киев), общее количество сборных элементов составляет 3430 шт., общий вес здания—2454 т. Максимальный вес сборного элемента—2,77 т, а средний—0,72 т. Коэффициент технологичности здания (отношение среднего веса изделий к максимальному) равно всего 0,26.
Коэффициент использования по грузоподъемности 3-тонных башенных кранов равен 0,18, а 5-тонных —0,14.
Затраты на эксплуатацию башенного крана, отнесенные к одному квадратному метру жилой площади, при строительстве этого дома будут значительно большими, чем при возведении домов по другим проектам.
При доведении коэффициента технологичности крупнопанельных домов до 0,5 можно снизить стоимость эксплуатации кранов примерно в два раза.
Проектным организациям необходимо использовать положительный опыт Чехословакии в области проектирования индустриальных жилых зданий. Количество элементов максимального веса составляет более 50% общего количества сборных элементов.
При высокой степени индустриальное, сокращенных сроках монтажа зданий и непродолжительном пребывании кранов на объектах, особенно в условиях поточного строительства жилых кварталов и массивов, большое значение имеют повышение мобильности и транспортабельности кранов, сокращение сроков их монтажа, демонтажа и перевозки. Этим требованиям удовлетворяют зыпускаемые строительные краны новых конструкций.
С целью повышения эффективности использования имеющихся на стройках башенных кранов старых моделей необходимо на основе имеющегося опыта производить их модернизацию, шире внедрять передовые методы монтажа, демонтажа и перевозки.
Основные предложения и рекомендации, способствующие значительному улучшению использования кранов как по времени, так и по производительности, следующие:
1. Выбор типов монтажных кранов производить на основании технико-экономического сравнения показателей, основными из которых являются: производительность (сменная выработка), стоимость и трудоемкость единицы полезной продукции (тонны груза, кубометры кладки, квадратные метры площади здания, кубометры полезного объема здания).
2. Установку башенных кранов производить за неделю до начала работы в соответствии со стройгенпланом. Трассу передвижения стреловых кранов, их позиции (стоянки) следует намечать в соответствии с выбранной схемой монтажа конструкций строящихся зданий и сооружений.
3. Монтаж, демонтаж и перевозку кранов производить согласно соответствующим инструкциям и указаниям с учетом передовых методов скоростного монтажа и демонтажа.
Передовые методы монтажа, демонтажа и перевозки башенных кранов с использованием инвентарной мачты конструкции ЮЖНИИ, подвесного балласта, подъема крана в собранном виде, инвентарных якорей, перевозки укрупненными узлами сокращают перерывы в работе 3—5-тонных кранов до 40% и значительно снижают трудоемкость работ.
4. Перевод башенных кранов с объекта на объект в условиях строительства жилых кварталов и массивов производить при помощи инвентарных железобетонных или струнобетонных звеньев подкрановых путей. При расстоянии между строящимися зданиями свыше 40 м краны новых типов (БК-215, БК-370 и др.) рекомендуется переводить в транспортное положение при помощи дополнительного пневмоколесного хода.
5. После окончания работ по возведению наземной части зданий (за исключением случаев, когда необходимо использовать кран для монтажа технологического оборудования) башенные краны должны быть демонтированы.
Для подъема грузов в период послемонтажных и отделочных работ следует применять передвижные подъемники или лёгкие переставные краны.
6. Работа монтажных кранов должна быть организована в 2—2,5 смены.
7. Монтажные работы должны производиться в соответствии с технологической картой, часовыми графиками работы краноз и комплектующих машин.
8. Необходимо значительно улучшить организацию завоза и складирования сборных изделий на приобъектных складах, размещая штабели в зоне монтажного крана, чтобы обеспечить к ним свободный доступ такелажников и уменьшить продолжительность монтажного цикла.
9. Необходимо шире внедрить прогрессивный метод монтажа зданий «с колес», особенно челночный метод работы транспортных средств (тягачи со сменными прицепами и полуприцепами).
10. Перейти от существующей системы учета выработки кранов в часах работы в течение года к учету работы кранов по их производительности, выраженной в тонно-метрах работы или м2 жилой площади на один кран.
Разработать и утвердить единые нормы производительности строительных кранов в зависимости от вида и характера строительства.
11. Создать и внедрить автоматические устройства для учета работы кранов (работомеры).
12. В проектах зданий добиваться оптимального соотношения сборных элементов по количеству и по весу, рационально назначать максимальный вес и количество изделий с наилучшим использованием кранов по грузоподъемности.
При разработке планировки жилых кварталов и массивов необходимо стремиться (не в ущерб качеству проектирования) х рациональному использованию башенных кранов в условиях поточного строительства.
Для достижения высоких показателей в улучшении использования монтажных кранов должны быть объединены усилия проектировщиков, строителей и механизаторов.
Внедрение в практику строительства этих мероприятий будет способствовать повышению производительности парка монтажных кранов, снижению затрат на механизацию, сокращению сроков строительства зданий и сооружений.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Пути улучшения использования кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы