Рабочее оборудование крана служит для выполнения всех операций по перемещению грузов. К нему относятся стрела, двуногая стойка, крюковая обойма с грузовым крюком или грейфером, система полиспастов и стальных канатов.
Стрела предназначена для удержания грузозахватных устройств (крюка, грейфера) с грузами. Она представляет собой металлическую пространственную ферму обычно четырехугольной формы. Нижняя часть стрелы называется пятой. Пята имеет проушину, которой стрелу устанавливают в кронштейны поворотной рамы и крепят в них пальцами.
На верхней части стрелы, называемой головкой, установлен блок, через который проходит грузовой канат. На головке имеются растяжки для крепления полиспаста стрелоподъемного каната, посредством которого стрелу можно опускать или поднимать, поворачивая вокруг пальцев пяты. При этом изменяется вылет стрелы.
Конструкция стрел кранов различна. На кране К-46 стрела неразъемная, изогнутой формы, что увеличивает высоту подъема груза и уменьшает габариты крана в транспортном положении. В изгибе стрелы установлен блок для направления грузоподъемного каната. На концах оси блока укреплены растяжки обоймы стрелоподъемного полиспаста.
Стрелы кранов КС-2561Д, К-64 и К-162 разъемные: состоят из двух частей, соединенных между собой болтами. На головке стрелы установлены блоки стрелового и грузового полиспастов. Разъемная конструкция позволяет изменять длину при помощи сменных секций.
На кране К-67 установлена телескопическая стрела, состоящая из выдвижной и неподвижной частей. Длина стрелы с выдвинутым телескопом 8,4 м, при работе она может быть увеличена до 12,4 м путем установки в нижней части специальной вставки длиной 4 м. На головке стрелы закреплена ось, на которой на шарикоподшипниках установлены два блока грузового каната.
Кран К-114 по сравнению с другими автомобильными кранами отличается большей универсальностью. Основной стрелой этого крана является разъемная стрела решетчатой конструкции, которая может быть удлинена при помощи вставных секций. Кроме того, стрела может быть оснащена гуськом, который позволяет увеличить вылет крюка и высоту подъема груза. Кран может также работать с телескопической стрелой и башенно-стреловым оборудованием.
В башенно-стреловое оборудование входят башня, стрела, сектор, полиспаст, подкос и блоки.
Башня представляет собой сварную решетчатую конструкцию, выполненную из уголков. Она состоит из трех частей. Нижняя часть крепится в кронштейнах поворотной рамы. Средняя часть, являющаяся вставкой удлиненной стрелы, крепится к нижней болтами. К верхней части приварен кронштейн для крепления стрелы и сектора.
Стрела имеет также решетчатую конструкцию. Нижней частью она крепится к кронштейну на оси. На головке стрелы установлена ось, на которой закреплены блок грузового каната и две растяжки для крепления сектора башни.
На оси сектора установлен блок для направления грузового каната. Кроме того, сектор имеет кронштейн, в котором на оси закрепляется траверса с блоком и два коуша для крепления канатов оттяжки сектора (на рисунке не показано).
Подкос, соединяющий башню с порталом крана, состоит из двух труб, входящих одна в другую. Соединяется подкос с башней двумя пальцами. Второй конец подкоса закреплен на оси портала хомутами. Трубы-стойки можно фиксировать в двух крайних положениях: рабочем и транспортном.
Удлиненные стрелы с гуськами и башенно-стреловое оборудование позволяют увеличить высоту подъема груза и вылет крюка, что увеличивает технологические возможности автомобильных кранов на строительно-монтажных работах.
Двуногая стойка служит для закрепления неподвижных блоков стрелового полиспаста. Она установлена на поворотной раме и состоит из металлических стоек, в верхней части которых установлена ось с блоками. Стойки пальцами укреплены в специальных кронштейнах рамы. Задние стойки крана К-162 составные, что позволяет опускать ось с блоками при транспортировании крана по железной дороге.
Крюковая обойма. служит для удержания груза и грузозахватных приспособлений. Она состоит из двух щек, соединенных стяжными болтами или соединительными пальцами, траверсы, крюка с защелкой и блока, установленного на шарикоподшипниках на оси. В траверсе установлен хвостовик крюка, на который напрессован упорный подшипник и навернута гайка. Траверса установлена в отверстиях щек обоймы и закреплена с обеих сторон оседержателями. Для предохранения канатов от соскакивания и защиты деталей обоймы от загрязнения между щеками установлен кожух. Смазка подшипников блока 6 осуществляется через пресс-масленку. Крюк имеет паспорт и клеймо, на которых указаны его номер и грузоподъемность.
Полиспаст служит для уменьшения скорости подъема и опускания стрелы и груза, что позволяет получить выигрыш в силе. Полиспаст состоит из подвижной и неподвижной обойм с блоками. На автомобильных кранах применяют двух-, трех- и четырехкратные полиспасты.
Стальные канаты служат для передачи тяговых усилий от лебедок к крюковой обойме и приводят ее в движение. В зависимости от грузоподъемности крана применяют различные схемы запасовки канатов.
Для перегрузки сыпучих материалов на кранах, имеющих двухбарабанную лебедку, применяют специальный ковш челюстного типа, называемый грейфером. Управляют грейфером двумя канатами — подъемным и замыкающим. Каждый канат навивают на один из барабанов лебедки. Подъемный канат крепят к верхней траверсе, а замыкающий одним концом закреплен на траверсе и огибает блок нижней траверсы.
Чтобы раскрыть челюсти ковша, ослабляют замыкающий канат. При этом траверса под действием собственного веса опускается вниз, раздвигая челюсти. В таком виде грейфер опускают на перегружаемый материал. Как только челюсти ковша внедрятся в материал, включают барабан лебедки, к которому прикреплен замыкающий канат. Этот канат, навиваясь на барабан, начинает поднимать траверсу, приближая ее к траверсе и замыкая челюсти. Для подъема нагруженного ковша включают в работу барабан подъемной лебедки. Разгружают ковш, ослабляя замыкающий канат, в результате чего челюсти ковша начинают расходиться под действием собственного веса и веса нагруженного материала. Для уменьшения усилия на замыкающем канате применяют трехкратный полиспаст.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Рабочее оборудование автомобильных кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы