На тракторе установлен распределитель Р75-ВЗА клапанно-золотникового типа, трехсекци-онный, четырехпозиционный, с фиксацией рукояток в рабочих положениях. Он служит для распределения подаваемого насосом масла к полостям цилиндра, автоматического переключения системы на холостой ход после окончания рабочей операции, для перепуска масла из насоса в бак при отключенных потребителях и для ограничения давления масла при перегрузках.
Основные узлы распределителя: корпус, крышка с рычагами, крышка сливная, золотники с устройствами для фиксации и автоматического возврата, перепускной клапан и клапан предохранительный.
С помощью рычагов можно установить любое из четырех положений каждого золотника («нейтраль», «подъем», «опускание» и «плавающее») . В этих положениях золотник удерживается специальным устройством, действие которого связано с внутренним устройством хвостовика золотника.
Корпус распределителя закрыт крышкой, которая образует переходную полость для слива рабочей жидкости в масляный бак от насоса и из полостей силовых цилиндров.
При установке рычага в среднее «нейтральное» положение золотник перекрывает доступ масла к одной из полостей цилиндра и выход его из противоположной полости, благодаря чему орудие остается неподвижным.
При перестановке рычага из «нейтрального» в положение «подъем» золотник направляет масло от насоса в подпоршневую полость цилиндра.
Для опускания орудия рычаг переводят из «нейтрального» положения в положение «опускание», при котором золотник пропускает масло в надпоршневую полость силового цилиндра. Это вызывает опускание орудия и принудительное заглубление в почву его рабочих органов (если рычаги подъемный и двухплечий навески связаны пальцем).
При переводе рычага в крайнее переднее положение —«плавающее» — золотник закрывает доступ масла от насоса в обе полости силового цилиндра, одновременно открывая ему выход из этих полостей в масляный бак. Это позволяет поршню свободно перемещаться внутри цилиндра, а навесным машинам и орудиям перекатываться на транспортных или опорных колесах по неровностям поля, копировать рельеф, свободно поднимаясь или опускаясь относительно трактора.
Схема взаимодействия механизмов и изменения потоков жидкости в распределителе при установке одного из рычагов управления и связанного с ним золотника в каждое из четырех рабочих положений представлена на рисунке 160.
В положении «подъем» золотник максимально вдвинут в корпус распределителя. Вместе с золотником смещен вверх опорный стакан и сжата пружина. Шарики, свободно вложенные в отверстия стенки золотника, выталкиваются наружу конусной фаской, сделанной на торце внутренней втулки фиксатора.
Втулка фиксатора отжимается внутренней пружиной.
При перемещении золотника, когда шарики окажутся напротив внешней канавки неподвижно закрепленной обоймы фиксатора, пружина разожмется и конус внутренней втулки фиксатора вытолкнет шарики из отверстий в золотнике в канавку фиксатора на половину их диаметра. Пружина, разжимаясь и надавливая на золотник, прижмет шарики к наклонной стенке канавки обоймы фиксатора и надежно зафиксирует золотник в положении «подъем».
Золотник в этом случае соединит напорную полость с выводным каналом, и все масло, нагнетаемое насосом, начнет поступать в под-поршневую полость силового цилиндра. Масло, выталкиваемое поршнем из верхней полости, сможет свободно сливаться в бак через выводной канал и внутренние каналы в корпусе распределителя. Одновременно золотник своим цилиндрическим пояском перекроет канал для выхода масла из надпоршневой полости перепускного клапана. Благодаря проходу масла через дросселирующий канал будет достигнуто одинаковое давление масла, идущего от насоса на оба торца поршенька перепускного клапана, а также устранена возможность его открытия.
Из положения «подъем» золотник распределителя может быть переведен в положение «нейтральное» ручным рычагом управления или автоматически.
При этом ручной перевод может быть выполнен в любой стадии подъема, а автоматический — только после того, как подъем орудия закончится полностью. При ручном перемещении рычага золотник принудительно смещается, его фиксирующие шарики 13, упираясь в наклонную стенку обоймы фиксатора, войдут в отверстия на золотнике, нажмут на верхнюю конусную фаску втулки фиксатора и сместят ее. После того как фиксирующие шарики полностью выйдут из канавки фиксатора, сжатая возвратная пружина распрямится и установит золотник в «нейтральное» положение.
Автоматически золотник возвратится в нейтральное положение только в том случае, если подъем орудия будет закончен, поршень силового цилиндра упрется в крышку и остановится. В этот момент повысится давление и сработает механизм автоматического возврата.
В нейтральном положении золотник удерживается пружиной, сжатой стаканами, надетыми на золотник. В этом положении золотник своими средними цилиндрическими поясками закрывает выход подаваемому насосом маслу из напорного канала в выводные каналы, связанные маслопроводами с верхней и нижней полостями силового цилиндра. Золотник также закрывает выход масла из этих полостей в масляный бак через канал.
Замкнутое в полостях цилиндра масло удерживает подвешенную машину на определенной высоте. Одновременно кольцевые выточки со стороны головки золотника располагаются против каналов в корпусе распределителя, объединяя их и связывая надпоршневую полость перепускного клапана со сливной полостью и масляным баком системы.
Усилия, возникающие за счет давления жидкости на различные площади, будут различными, и перепускной клапан под действием масла поднимется, сжимая пружину, входящую в гнезда клапана и упора.
При этом открывается свободный проход маслу непосредственно от напорной полости в сливную полость и масляный бак. Масло от насоса через распределитель идет в масляный бак, не производя никакой работы. Чтобы клапан не закрылся, пока золотник находится в «нейтральном» положении, давление масла на торец его поршенька со стороны полости должно быть меньшим, чем со стороны нагнетательной полости. Для получения различных давлений надпоршневая полость соединена с каналом в корпусе распределителя.
Масло, просочившееся через дроссельное отверстие в надпоршневую полость, попадает в канал, проходит по кольцевой проточке золотника и далее в канал и сливную полость распределителя. Благо-ларя этому уменьшается давление в надпоршневой полости и перепускной клапан удерживается в открытом положении.
В тех случаях, когда сельскохозяйственное орудие требует принудительного заглубления рабочих органов, используют положение «опускание» (принудительное). Для этого золотник из «нейтрального» положения смещается рычагом управления в сторону головки до первого щелчка. При этом фиксирующие шарики золотника входят в среднюю канавку на внутренней поверхности обоймы фиксатора и удерживают золотник от осевых перемещений. Золотник открывает проход маслу из напорной полости к выводному каналу в надпоршне-вую полость силового цилиндра, а также обеспечивает свободный слив масла в бак из подпоршневой полости цилиндра через выводной канал и внутренний канал в корпусе распределителя.
В то же время крайним цилиндрическим выступом золотник перекрывает канал для слива масла из надпоршневой полости, вследствие чего перепускной клапан закрывается.
Масло, непрерывно нагнетаемое насосом в надпоршневую полость силового цилиндра, перемещает поршень и втягивает шток. При этом рычаги навески опускаются и происходит силовое заглубление (если двухплечий рычаг соединен специальным пальцем с подъемным рычагом) . При подходе штока до упора в нижнюю крышку цилиндра заканчивается опускание орудия, срабатывает, как и при подъеме, автоматика возврата золотника. Фиксирующие шарики свободно выходят из канавки обоймы фиксатора, входят в отверстия в золотнике, и золотник под действием возвратной пружины автоматически переводится в «нейтральное» положение.
Опускание можно прекратить в любой момент, переместив принудительно золотник в «нейтральное» положение ручным рычагом управления.
В «плавающем» положении золотник максимально выдвинут из корпуса распределителя под крышку рычагов. Золотник, сжав возвратную пружину, будет удерживаться фиксирующими шариками, вытолкнутыми в крайнюю внутреннюю канавку обоймы фиксатора со стороны стыка с корпусом распределителя. В эгом положении золотник крайними цилиндрическими выступами перекрывает каналы, по которым масло из напорной полости поступает к выводным каналам, и силовой цилиндр, а проточкой в верхней своей части открывает маслу проход из надпоршневой полости в масляный бак и этим обеспечивает подъем перепускного клапана и слив масла от насоса. Одновременно другими своими проточками золотник открывает внутренние каналы в корпусе распределителя, сообщающие подпоршневую и надпоршневую полости цилиндров через сливную полость распределителя. При этом масло будет перетекать из одной полости в другую, позволяя поршню свободно перемещаться (плавать) в цилиндре в зависимости от положения навешенного на трактор орудия. В этом случае теряется жесткая связь рамы орудия с остовом трактора.
Золотник, установленный в «плавающее» положение, не возвращается в «нейтральное» автоматически, а остается в нем все время до перестановки рычага вручную в любое другое положение.
Предохранительный клапан, состоящий из гнезда, шарика и упора, поджимаемого пружиной с помощью регулировочного винта, регулируют на давление 130+10 кгс/см2.
При превышении в системе этого давления, а это происходит при несрабатывании автоматики, масло из напорной полости пройдет через дросселирующее отверстие перепускного клапана по специальному косому каналу и приоткроет шариковый клапан. Небольшие порции масла будут стравливаться на слив, благодаря чему на поршеньке перепускного клапана возникнет разность давлений, и он откроет проток маслу на слив, предохраняя систему от разрушений. Следует^меть в виду, что перекачка масла в системе с таким высоким давлением приводит к быстрому перегреву, что, в свою очередь, может привести к выходу из строя резиновых уплотнителей, манжет, смотрового стекла гидросъема и т. д.
При эксплуатации надо внимательно следить за работой распределителя и в случае отказа автоматического устройства переводить рычаг управления золотника в «нейтральное» положение немедленно после окончания подъема и опускания.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Распределитель трактора Т-150"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы