Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобили ВАЗ

Публикация:
   Распределительный вал автомобиля ВАЗ и его привод

Читать далее:




Распределительный вал автомобиля ВАЗ и его привод

Распределительный вал — чугунный, литой, пятиопор-ный. Опорные шейки вала вращаются в алюминиевом литом корпусе подшипников, установленном на головке цилиндров. Трущиеся поверхности кулачков и опорных шеек распределительного вала закалены токами высокой частоты.

Рис. 1. Проверка герметичности клапанов с помощью прибора А.60148:
1 — приспособление А.60041/2; 2 — приспособление А.60148; 3 — подставка А.60353; 4 — пробки А.60018 для отверстий свечей зажигания

Рис. 2. Распределительный вал и расточки в корпусе подшипников распределительного вала

По оси вала имеется сквозное отверстие для подвода масла к трущимся поверхностям. С задней стороны вала отверстие закрыто колпачковой заглушкой.

Привод распределительного вала. Распределительный вал приводится во вращение от ведущей звездочки коленчатого вала двухрядной роликовой цепью. Этой же цепью приводится и валик привода масляного насоса. Цепной привод имеет полуавтоматический натяжитель и успокоитель цепи с резиновыми накладками.

Рис. 3. Схема механизма привода распределительного вала и вспомогательных органов:
1 — звездочка распределительного вала; 2 — цепь; 3 — успокоитель цепи; 4 — звездочка валика привода масляного насоса; 5 —звездочка коленчатого вала; 6 — ограничительный палец; 7 — башмак натяжителя; 8 — натяжитель цепи

При регулировке натяжения цепи отвертывают колпачковую гайку. При этом освобождается стержень и цепь натягивается башмаком, на который действуют пружины, через плунжер. После затяжки гайки стержень зажимается цангами сухаря, и при работе двигателя на плунжер 7 действует только пружина. Однако вследствие зазора 0,2—0,5 мм между стержнем и плунжером при сильных ударах цепи вступает в действие и пружина.

В нижней части блока цилиндров установлен ограничительный палец, предотвращающий спадание цепи в картер при снятии на автомобиле звездочки распределительного вала.

Техническое обслуживание

Установка фаз газораспределения. При правильной установке фаз газораспределения метка на корпусе подшипников распределительного вала должна совпадать с меткой на звездочке, а метка на шкиве коленчатого вала — с длинной меткой на крышке привода распределительного вала.

Несовпадение меток на одно-два звена цепи приводит к ударам клапанов о поршень и отказу двигателя в работе.

Если метки не совпадают, то следует установить фазы, не снимая двигатель с автомобиля, действуя в следующем порядке.

Установить коленчатый вал двигателя в такое положение, чтобы метка на шкиве находилась против длинной метки на крышке привода распределительного вала, и включить первую передачу в коробке передач.

Вынуть натяжитель из головки цилиндров.

Не сдвигая распределительный вал, снять звездочку распределительного вала, передвинуть па ней цепь и снова установить звездочку, не затягивая окончательно болт крепления.

Рис. 4. Разрез натяжителя цепи:
1 — колпачковая гайка; 2 — корпус натяжителя; 3 — стержень; 4 — пружинное кольцо; 5 — пружина плунжера; 6 — шайба; 7 — плунжер; 8 — пружина; 9 — сухарь; 10 — пружинное кольцо

Рис. 5. Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников

Установить натяжитель цепи с прокладкой в гнездо на головке цилиндров и закрепить его гайками, не затягивая до упора колпачковую гайку, чтобы пружина натяжителя могла прижать башмак.

Если метки совпадают, то окончательно затянуть болт звездочки и колпачковую гайку натяжителя цепи: если метки не совпадают, то повторить операции.

Правильность установки фаз газораспределения на двигателе, снятом с автомобиля, можнр проверить в следующем порядке.

Закрепить на блоке цилиндров градуированный сектор А.96304 и установить на маховике рукоятку A.60186/R.

Отрегулировать временно зазор между рычагами клапанов и кулачками распределительного вала цилиндра № 1 на 0,3 мм.

С помощью рукоятки проворачивать маховик до тех пор, пока в цилиндре № 1 не начнется такт впуска (т. е. начнет открываться впускной клапан); в этом положении метка, выбитая- на маховике (указывающая в. м. т. цилиндров № 1 и № 4), должна находиться на 12° перед в. м. т.

Довернуть вал до в. м. т., проверить совпадение меток на шкиве и крышке привода распределительного вала, на звездочке и корпусе подшипников распределительного вала.

Восстановить зазор 0,15 мм между рычагами и кулачками распределительного вала.

Регулировка натяжения цепи проводится в следующем порядке: ослабить гайку натяжителя; повернуть коленчатый вал на 1—17г оборота в направлении вращения, при этом пружины натяжителя, действующие на башмак, автоматически установят правильное натяжение цепи; затянуть гайку натяжителя. Проверить и отрегулировать установку фаз газораспределения.

Регулировка зазора между рычагами и кулачками распределительного вала должна проводиться очень тщательно. Зазор па двигателе в холодном состоянии составляет 0,15 мм как для впускных, так и для выпускных клапанов.

Рис. 6. Диаграмма фаз газораспределения

Отклонение величины зазоров у разных клапанов на одном двигателе не должно превышать 0,02—0,03 мм.

При отличии зазора от указанной величины искажается диаграмма фаз газораспределения; чрезмерный зазор вызывает шум, запаздывание открывания и опережение закрывания клапанов, а недостаточный зазор — опережение открывания и запаздывание закрывания клапанов.

Если зазора нет, то клапаны остаются немного приоткрытыми постоянно, что резко сокращает долговечность клапанов и седел.

Для регулировки необходимо:
— повернуть коленчатый вал по часовой стрелке до совпадения метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников, что будет соответствовать концу сжатия в четвертом цилиндре. В этом положении регулировать зазор у выпускного клапана четвертого цилиндра (восьмой кулачок) и впускного клапана третьего цилиндра (шестой кулачок);
— держа гаечным ключом регулировочный болт рычага, другим ключом ослабить контргайку;
— вставить между рычагом и кулачком распределительного вала плоский щуп А.95111 толщиной 0,15 мм и гаечным ключом завертывать или отвертывать регулировочный болт до тех пор, пока щуп не будет входить с легким защемлением;

Удерживая неподвижным в этом положении регулировочный болт, затянуть ключом контргайку моментом 5,2 ± 0,4 кгс м, и последовательно поворачивая коленчатый вал на 180°, отрегулировать зазоры клапанов остальных цилиндров.

Рис. 7. Регулировка зазора между кулачками распределительного вала и рычагами:
1 — щуп A.95IU; 2 — гаечный ключ

Проверка технического состояния и ремонт

Снятие и установка корпуса подшипников с распределительным валом описаны выше (см. «Снятие, разборка, сборка и установка головки цилиндров»).

Распределительный вал. Поверхности опорных шеек распределительного вала и поверхности кулачков должны быть хорошо отполированы и не должны иметь повреждений.

Если имеются следы заедания или глубокие риски, не удаляемые мелкозернистым абразивным бруском, вал следует, заменить.

Удалить керном колпачковую заглушку масляного канала и хорошо промыть и прочистить все отверстия для смазки. Прогнать гнездо заглушки зенкером А.94016/18, надетым па оправкугА.94016, и запрессовать новую заглушку оправкой А.86022.

Установить распределительный вал крайними шейками на две призмы А.95730, помещенные на поверочной плите, и проверить при помощи индикатора радиальное биение средних шеек, которое не должно превышать 0,02 мм (если его значение больше, то необходимо править вал на гидравлическом прессе).

Корпус подшипников распределительного вала. Проверить овальность в расточках опор. Внутренние опорные поверхности должны быть гладкими, без следов задира; при наличии повреждений заменить корпус подшипников.

Проверить, нет ли трещин на корпусе. Если трещины находятся в зоне опор распределительного вала, то корпус следует заменить.

Натяжитель. Для разборки натяжителя цепи снять колпачковую гайку, сухарь и пружинное кольцо, затем вынуть плунжер, пружину и стержень вместе с пружиной и шайбой.

Сборка осуществляется в обратном порядке.

После разборки натяжителя цепи необходимо проверить, нет ли на сухарях и на стержне следов задиров, а на сопрягающихся поверхностях башмака и плунжера натяжителя цепи — глубоких рисок. Если есть повреждения на деталях, их следует заменить.

Проверить упругость двух пружин при помощи прибора Ар.5049; она должна находиться в пределах, указанных выше; при меньшей упругости заменить пружины. Проверить износ на башмаке и успокоителе, при необходимости заменить их.

Устройство

Система смазки двигателя комбинированная — под давлением и разбрызгиванием. В систему смазки входят: масляный насос; приемный патрубок с мелкой фильтрующей сеткой, прикрепленный к корпусу насоса; полнопоточный масляный фильтр, прикрепленный к левой передней стороне двигателя; редукционный клапан давления масла, встроенный в приемный патрубок; электрический датчик недостаточного давления масла.

Циркуляция масла происходит следующим образом.

Насос засасывает масло из картера и по каналу в блоке подводит его к полнопоточному фильтру. Выходя из фильтра, масло через каналы в блоке смазывает коренные подшипники и два подшипника валика привода масляного насоса. От коренных подшипников масло через внутренние каналы коленчатого вала смазывает шатунные подшипники И от них через отверстия на нижних головках шатунов разбрызгиванием смазывает цилиндры.

Масло по отдельному каналу подается к электрическому датчику давления масла. Распределительный вал, расположенный на головке блока цилиндров, его опоры, кулачки, рычаги и стержни клапанов смазываются через каналы в блоке, головке и через центральный канал в распределительном валу. Цепь механизма распределения смазывается маслом, которое выходит из передней опоры распределительного вала и передней втулки вала привода масляного насоса; масло разбрызгивается центробежной силой звездочек указанных валов через радиальные отверстия на звездочках.

Масляный насос шестеренчатого типа, установлен внутри поддона картера и крепится к блоку цилиндров двумя болтами. Ведущая шестерня неподвижно закреплена на валике, а ведомая свободно вращается на оси, запрессованной в корпусе насоса.

Рис. 8. Масляный насос и его привод

К корпусу насоса прикреплен маслоприемный патрубок с фильтрующей сеткой и встроенным редукционным клапаном.

Привод масляного насоса. Цепной передачей от звездочки на коленчатом валу приводится во вращение валик привода масляного насоса, горизонтально расположенный в передней части блока цилиндров. Валик вращается в сталеалюминиевых втулках, запрессованных в блоке цилиндров. На валике имеется винтовая шестерня, находящаяся в зацеплении с шестерней, вращающейся в металлокерамической втулке, запрессованной в блоке цилиндров. Эта шестерня имеет шлицевое внутреннее отверстие, в которое входят шлице-вые концы валиков масляного насоса и распределителя.

Рис. 9. Масляный фильтр с прокладкой

Масляный фильтр полнопоточный, неразборный. Корпус — стальной, фильтрующий элемент — бумажный с вкладышем из вискозного волокна. Вкладыш осуществляет очистку масла более грубую, чем бумажный элемент. Его назначение — обеспечивать очистку масла при пуске холодного двигателя, когда загустевшее масло не проходит через бумажный элемент.

Фильтр имеет противодренаж-ный клапан, предотвращающий стекание масла из системы при остановке двигателя, и перепускной клапан, срабатывающий при засорении фильтрующего элемента.

Масляный фильтр навернут на штуцер. Масло к фильтру подводится по каналу, а отводится через штуцер в главную магистраль блока цилиндров, и одновременно, минуя фильтр, масло по каналу подается к втулке шестерни привода масляного насоса.

За эффективностью фильтра необходимо следить особенно тщательно, имея в виду его большое значение для хорошей и правильной смазки двигателя. Через каждые 10 000 км (5000 км при эксплуатации автомобиля в тяжелых дорожных условиях) пробега фильтр необходимо заменять. Для снятия его — пользоваться приспособлением А.60312. При установке фильтр рекомендуется завертывать вручную.

Электрический датчик давления масла установлен на блоке цилиндров. По электрической схеме датчик соединен с сигнальной лампой, помещенной на щитке приборов.

Сигнальная лампа датчика загорается в момент пуска двигателя и гаснет при работающем двигателе, если давление масла достаточно, чтобы обеспечить нормальную смазку. При падении давления масла до 0,4—0,8 кгс/см2 сигнальная лампа загорается.

Замена масла

Замена масла в двигателе должна проводиться после пробега первых 4000—5000 и 10 000 км, а затем через каждые 10.000 км пробега.

При замене масла через каждые 10 000 км пробега следует промывать систему смазки маслом ВНИИНП-ФД.

Промывку выполнять в следующем порядке: после остановки двигателя слить отработавшее масло; не снимая масляного фильтра, залить промывочное масло ВНИИНП-ФД до отметки «min» на указателе уровня масла (2,9 л); пустить двигатель и дать поработать ему на этом масле в течение 20—25 мин на оборотах холостого хода, затем слить полностью промывочное масло и снять грязный масляный фильтр; поставить новый масляный фильтр и залить масло, соответствующее сезону.

Рис. 10. Фланец крепления масляного фильтра (блок цилиндров перевернут)

Проверка технического состояния и ремонт

Масляный насос. Снятие и установка масляного насоса.

Если необходим ремонт только масляного насоса, следует снять двигатель с автомобиля (см. «Снятие двигателя с автомобиля и установка его на автомобиль») и установить его на поворотный стенд Аг.22204; слить все масло из поддона картера, перевернуть двигатель и снять поддон картера; отвернуть болты крепления масляного насоса и снять его в комплекте с приемным патрубком.

Установку масляного насоса на двигатель выполнять в последовательности, обратной снятию.

Разборка и сборка масляного насоса. Закрепить масляный насос в тисках, осторожно, чтобы не повредить корпус, а затем: снять приемный патрубок вместе с редукционным клапаном давления масла и пружиной и крышку корпуса насоса; вынуть из корпуса валик насоса в комплекте с ведущей шестерней и вынуть ведомую шестерню.

Для сборки насоса следует оторожно закрепить его в тисках, затем установить ведущую шестерню вместе с валом в отверстие корпуса, а ведомую шестерню надеть на ось в корпусе; установить крышку корпуса и редукционный клапан регулировки давления в сборе и прикрепить патрубок к корпусу насоса.

После сборки насоса при проворачивании ведущего валика от руки шестерни должны вращаться плавно и без заметного усилия.

Контроль насоса. После разборки все детали насоса тщательно промыть керосином или бензином, продуть струей сжатого воздуха, а затем тщательно осмотреть корпус и крышку насоса (при наличии трещин детали заменить), проверить, не засорены ли приемный и нагнетательный каналы, и продуть их струей сжатого воздуха, чтобы обеспечить хорошую очистку; осмотреть ведущую и ведомую шестерни, при повышенном износе заменить их.

Проверить набором щупов зазор между зубьями шестерен, а также между наружными диаметрами шестерен и расточками в корпусе насоса, которые должны быть равны соответственно 0,15 мм (предельно допустимый 0,25 мм) и 0,11—0,18 мм (предельно допустимый 0,25 мм). Если зазоры превышают предельные значения, то следует заменить шестерни, а при необходимости и корпус насоса.

С помощью щупа и линейки проверить зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса насоса, который должен быть равен 0,031—0,116 мм (предельно допустимый 0,15 мм). Если зазор больше 0,15 мм, необходимо заменить шестерни или корпус насоса в зависимости от того, что подверглось износу.

Чтобы определить, относится ли износ к шестерням или к корпусу насоса, следует измерить микрометром высоту ведущей и ведомой шестерен, имея в виду, что высота новых шестерен равна 29,956—29,989 мм.

Убедиться в том, что ведущая шестерня посажена на вал с натягом, (запасные ведущие шестерни поставляются в комплекте с валом).

Проверить зазоры между ведомой шестерней и ее осью, между валом насоса и отверстием в корпусе. Если зазоры, которые должны быть соответственно равны 0,017—0,057 (предельно допустимый 0,1 мм) и 0,016—0,055 мм (предельно допустимый 0,1 мм), превышают предельные, заменить изношенные детали.

Проверить качество запрессовки оси ведомой шестерни в отверстии корпуса насоса. При обнаружении зазора заменить корпус насоса, поскольку ось, как запасная часть, поставляется запрессованной в корпус.

Редукционный клапан. При ремонте масляного насоса следует тщательно очистить и проверить редукционный клапан давления масла.

Особое внимание необходимо уделять сопрягаемым поверхностям клапана и корпуса, так как возможные загрязнения или отложения могут привести к заеданию.

Проверить наличие трещин на пруждае редукционного клапана и ее упругость; характеристики пружины проверять приспособлением Ар. 5049, сравнивая полученные данные с приведенными выше.

Валик и шестерня привода масляного насоса. Валик привода масляного насоса должен иметь поверхности опорных шеек и рабочую поверхность эксцентрика привода топливного насоса совершенно гладкими, без вмятин и рисок.

Рис. 11. Проверка зазора в масляном насосе:
а — радиального; б — осевого

Если риски или вмятины невозможно удалить абразивным мелкозернистым бруском, то вал следует заменить.

Проверить, нет ли на зубьях шестерен привода масляного насоса и прерывателя-распределителя зажигания чрезмерного износа или выкрашивания.

При наличии таких повреждений заменить валик или шестерню.

Упорный фланец валика привода масляного насоса также должен быть заменен в случае чрезмерного износа.

Втулки валика привода масляного насоса. Проверить овальность втулок и ослабление их запрессовки в гнездах, а также нарушение совпадения смазочного отверстия в передней втулке с каналом в блоке цилиндров (проворачивание втулки).

Внутренняя поверхность должна быть гладкой и без следов задира.

При наличии повреждений заменить втулки. При замене пользоваться оправкой А.60333/1/2.

При запрессовке втулок в гнезда необходимо следить, чтобы передняя втулка устанавливалась отверстием для масла против канала смазки в блоке цилиндров.

После запрессовки втулки окончательно обрабатывают и доводят до точного внутреннего диаметра; это необходимо для обеспечения точной соосности втулок вала; доводка осуществляется разверткой А.90353.

Зазоры между втулками и опорными шейками вала привода масляного насоса должны соответствовать для передней опоры — 0,046—0,091, для задней — 0,040—0,080, предельно допустимый для обеих опор — 0,15 мм.

Втулка шестерни привода масляного насоса. Проверить овальность втулки и ослабление запрессовки в гнезде.

Внутренняя поверхность должна быть гладкой и без следов задира, в противном случае следует заменить втулку.

Для демонтажа втулки следует пользоваться оправкой A.60326/R.

Установка осуществляется при помощи обычной оправки и молотка.

После запрессовки втулку следует развернуть до диаметра 16,016—16,037 мм.

Рис. 12. Выпрессовка втулки шестерни привода масляного насоса и распределителя:
1 — оправка A.60326/R

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобили ВАЗ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Распределительный вал автомобиля ВАЗ и его привод"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства