Распределительный вал управляет работой клапанов. Он состоит из кулачков и опорных шеек.
В качестве подшипников распределительного вала используют сталебаббитовые или алюминиевые втулки, реже подшипники качения. Осевые перемещения распределительного вала (0,1…0,25 мм) чаще всего ограничиваются регулировочным и упорным болтом или стопорной шайбой (фланцем).
При однорядной компоновке цилиндров распределительный вал, как правило, располагается в блок-картере сбоку от цилиндров, в V-образном двигателе распределительный вал устанавливается в развале цилиндров (нижнее расположение). В отдельных случаях распределительные валы размещают непосредственно над клапанами (над коромыслами), благодаря чему упрощается передача усилий от кулачков к клапанам (верхнее расположение).
Привод распределительного вала осуществляется от шестерни на коленчатом валу через шестеренчатую цепную передачу или передачу с помощью промежуточных валов..
Шестеренчатая передача наиболее проста по устройству, отличается стабильностью в работе (износ шестерен мало влияет на работу газораспределения). Применяется при нижнем расположении распределительного вала.
Цепная передача применяется при верхнем расположении распределительного вала. Износ и вытяжка цепей, приводящие к нарушениям работы газораспределения, основные недостатки этого привода.
Чтобы обеспечить строго согласованную работу механизмов газораспределения и кривошипно-шатунного, шестерни привода распределительного вала при сборке устанавливают строго по меткам на их зубьях и впадинах и картере распределительных шестерен.
Для изготовления распределительных валов применяют углеродистые (40, 45) и легированные (15Х, 12ХНЗА, 15НМ) стали или легированный чугун. Рабочие поверхности опорных шеек и кулачков подвергают поверхностной закалке, после чего их шлифуют и полируют.
Как правило, каждый цилиндр двигателя имеет по одному впускному и одному выпускному клапану. Таким образом, для привода клапанов одного цилиндра на распределительном валу должно быть два кулачка, а общее количество кулачков в два раза больше общего числа цилиндров двигателя. От профиля кулачка зависят моменты открытия и закрытия клапана, а следовательно, продолжительность открытого состояния клапана или фаза газораспределения. На рисунке 28 показаны схема работы кулачка и теоретический график его перемещения h в зависимости от угла поворота распределительного вала ср.
Толкатель, поднимаясь вверх, вначале выбирает тепловой зазор в клапанах h0. Затем усилие от толкателя начинает передаваться клапану, и он открывается. Когда кулачок поворачивается от положения начала подъема толкателя на угол ф/2, клапан максимально открывается на hmax. Клапан находится в открытом состоянии до тех пор, пока кулачок удерживает толкатель на высоте, превышающей значение теплового зазора h0. Таким образом, фаза начинается в точке а и заканчивается в точке Ь.
Действительный график h (ф) несколько отличается от расчетного, так как детали механизма газораспределителя изнашиваются и контакты его передаточных деталей становятся более резкими.
Схема расположения кулачков на распределительном валу зависит от тактности двигателя, порядка работы его цилиндров и схемы размещения цилиндров в блоке.
К основным передаточным деталям клапанного механизма газораспределения относятся толкатели, штанги и коромысла.
Толкатель передает движение от кулачка распределительного вала к клапану непосредственно или через штангу и коромысло. Наибольшее распространение получили цилиндрические и грибообразные толкатели (рис. 3). Цилиндрические толкатели применяют в механизмах газораспределения с верхним расположением клапанов., грибообразные — преимущественно при нижнем расположении клапанов.
В толкателях рабочими поверхностями являются нижняя торцевая (опорная) и боковая цилиндрическая (направляющая) поверхности.
Опорная поверхность толкателя воспринимает давление кулачка, а направляющая — боковое усилие и силу сопротивления вращению. Она может быть плоской или сферической (R = 750… 1000 мм). Для повышения износостойкости ее наплавляют легированным чугуном и подвергают термической обработке, после чего шлифуют и полируют. Цилиндрическую поверхность (направляющую часть) толкателя термически обрабатывают, шлифуют и полируют.
Грибообразные толкатели для механизма газораспределения с нижним расположением клапанов имеют болты с контргайками, которые ввертываются сверху в торец и предназначены для регулировки теплового зазора в клапанах. Иногда такие толкатели оборудуют гидравлическим устройством для автоматического регулирования теплового зазора.
Цилиндрические толкатели полые, в них входят шаровые наконечники штанг. Для смазки такого толкателя на нем имеется сверление 5, по которому масло вытекает на трущиеся поверхности.
Толкатели устанавливают в цилиндрические расточки блок-картера таким образом, чтобы при взаимодействии с кулачками они проворачивались. Это достигается смещением толкателя относительно середины кулачка (рис. 4, а и б) или взаимодействием сферической опорной поверхности толкателя с конической поверхностью кулачка (рис. 4, в).
Для изготовления толкателей применяют сталь или чугун.
Штанги передают усилия от толкателей к коромыслам. Стержень штанги изготовляют трубчатого сечения из стали или дюралюминия. Наконечники штанг стальные.
Коромысла воспринимают усилия от штанг и используют эти усилия для открытия клапанов.
Коромысло представляет собой двухплечий рычаг с соотношением плеч 1,3… 1,5. Такое соотношение плеч коромысла позволяет при сравнительно небольшом ходе толкателя обеспечивать необходимое перемещение клапана при его открытии. Короткое плечо коромысла имеет регулировочный болт с контргайкой. Длинное плечо заканчивается бойком, ударяющим при работе в стержень клапана.
В средней части коромысло имеет отверстие с запрессованной бронзовой втулкой (редко с подшипником качения). Коромысла устанавливают на полых осях, закрепленных в специальных стойках на головке цилиндров.
Для подвода смазки к передаточным деталям используются полые оси и каналы в коромыслах.
Коромысла изготовляют из стали или ковкого чугуна. Боек коромысла подвергают закалке, затем шлифуют и полируют.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Распределительный вал и передаточные детали двигателя трактора"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы