Высота пола кузова автомобиля от поверхности дороги должна быть наименьшей. Это необходимо для удобства входа и выхода пассажиров, снижения центра тяжести автомобиля и уменьшения общей высоты его. Кроме того, пол должен быть ровным и горизонтальным, однако чем ниже находится пол в кузове, тем труднее сделать его ровным, так как под кузовом обычно находятся трансмиссионный вал, коробка передач, задний мост, различные тяги, а иногда продольные брусья и поперечины рамы.
В современных автомобилях для снижения пола кузова уменьшают высоту лонжеронов рамы, лонжеронам придают выгнутую форму над задним мостом, карданный вал смещают от оси главной передачи, двигатель максимально перемещают вперед. В некоторых автомобилях все его механизмы крепятся к брусьям корпуса или остова кузова, так как рама у автомобиля отсутствует.
Рис. 1. Развитие компоновки кузова легкового автомобиля:
а — ГАЗ-А (1931 ; б – ГАЗ М-20 1946-1950 гг.).
При компоновке кузова на чертеже наносится линия, соответствующая самой нижней точке верхней поверхности пола. От этой линии строится высота сидений. Однако конструктор должен учитывать возможность отклонений действительной поверхности пола от этой линии, что может произойти тогда, когда пол делается слегка наклонным в сторону боковин (без выступа для карданного вала). В этом случае в средней части кузова сиденья окажутся менее высокими, чем вблизи боковин.
Если механизмы, находящиеся под кузовом, препятствуют опусканию всего пола, они заключаются в выступающие над уровнем пола кожухи или тоннели, а для ног пассажиров предусматриваются углубления. Такая конструкция ухудшает комфортабельность кузова, вследствие чего в современных автомобильных кузовах стремятся делать пол ровным, используя для этого или указанные выше способы, или совершенно устраняя трансмиссионный вал (при приводе на передние колеса от расположенного спереди двигателя или при заднем расположении двигателя).
Когда производится разработка компоновки кузова, конструкция его остова, или корпуса, еще не разработана, но тем не менее ориентировочно уже можно наметить примерную толщину основания и пола. Для корпусов кузовов с деревянным каркасом толщина основания и пола, укладываемых на раму, составляет от 60 (легковые автомобили) до 100 мм (автобусы). При цельнометаллической конструкции толщина пола может быть в корпусе легкового автомобиля 1,5 леи, а в автобусе 35—50 мм.
Рис. 2. Поперечное сечение пола кузова в легковом автомобиле:
а — пол с тоннелей для карданного вал ; б — наклонный пол; 1 — сиденье; 2 — пол; 3 — карданный вал.
В тех случаях, когда кожух колеса полностью размещается под сиденьями (в автобусах вагонного типа) или под кузовом (в грузовых автомобилях), нет необходимости придавать ему сложную форму, а достаточно сделать его цилиндрическим или как сочетание поверхности цилиндра с поверхностью усеченного конуса.
Рис. 3. Упрощенные формы колесных кожухов*(вид изнутри автобусного кузова).
Для построения поверхности колесного кожуха должно быть определено пространство, занимаемое колесом при крайнем верхнем положении и при наибольшем повороте его, а в случае жесткой оси учитывают также и некоторый наклон колеса при подъеме. Для этого нужно достаточно точно и в большом масштабе начертить в боковом виде колесо, поднятое до положения, при котором буфер-ограничитель работы подвески сжат, а в плане изобразить колесо, повернутое вокруг оси шкворня в крайнее положение (рис. 29). Затем нужно пересечь колесо на чертеже в боковом виде рядом горизонтальных плоскостей А—А, В—В, С—С, D—D, и нанести в плане поверхность шины в каждом из этих сечений; полученные сечения колеса окружаются полосой зазора (50 мм), и сечения кожуха готовы. Построение поверхности кожуха заднего колеса подобно построению кожуха переднего колеса, но при этом не требуется чертить колесо в положении поворота.
Рис. 4. Построение поверхности колесного кожуха и выреза в боковине (или в крыле).
Рис. 5. Зависимость ширины подушки переднего сиденья от точности построения поверхности колесного кожуха (увеличение ширины подушки показано сплошной линией).
В легковых автомобилях округлая форма кожуха колеса дает возможность увеличить ширину заднего сиденья или пространства для ног водителя и пассажира на переднем сиденье. Так, например, сдвинув заднее сиденье на 20—30 мм вверх и вперед относительно кожуха, можно при округлом кожухе увеличить ширину подушки на 60—100 мм (рис. 30); при цилиндрической форме кожуха этого сделать не удалось бы. Известен пример очень тщательного выполнения колесного кожуха на малолитражном автомобиле с задним расположением двигателя, когда средняя часть кожуха, не занимаемая колесом при повороте, была углублена внутрь кожуха. В освободившемся пространстве была расположена педаль сцепления. Благодаря этому оказалось возможным установить переднее сиденье в продольном направлении очень близко к кожуху, сократив базу и общие размеры автомобиля. Задняя часть кожуха при этом находилась под левым коленом водителя и не препятствовала его работе.
Определение границ пространства, которое может занять переднее колесо при повороте, необходимо не только для вычерчивания кожуха колеса, но и для разработки внешнего вида автомобиля и формы выреза в поверхности кузова вокруг колеса. Если для улучшения обтекаемости автомобиля предполагается полностью закрыть колесо боковиной кузова или крылом, то поверхность боковины или крыла должна быть расположена на таком расстоянии от колеса, которое допускало бы свободное поворачивание его. Если в боковине или в крыле предусматривается вырез, то его наименьшие возможные очертания определяются пересечением поверхности боковины или крыла с поверхностью шины в различных точках с учетом зазора. Для нахождения очертаний выреза нужно нанести в плане горизонтальные сечения поверхности боковины, соответствующие ранее нанесенным сечениям колеса. Затем нужно перенести точки пересечения поверхностей боковины и колеса на горизонтальные линии в боковом виде чертежа. Таким образом будет получена наименьшая допустимая линия выреза, которая может быть изменена в дальнейшем в сторону увеличения, но не уменьшения, если это требуется для улучшения внешнего вида автомобиля.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Разработка поверхности пола и колесных кожухов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы