Механизмы регулируют для поддержания необходимого взаимодействия узлов и агрегатов без замены или изменения размеров деталей. Регулирование бывает текущим, сезонным и технологическим.
Текущее регулирование выполняют в процессе работы. Его задача заключается в предупреждении естественного износа деталей и потери узлами заданного регулирования.
Сезонное регулирование проводят для предупреждения возможных расстройств в машине при перемене времени года.
Технологическое регулирование выполняют при изменении рабочего оборудования машины.
Регулирование фрикционных механизмов
Работу фрикционных муфт и тормозов проверяют при максимальной нагрузке на рабочие органы.
Фрикционные муфты подъемного барабана не должны пробуксовывать во время разработки грунта при включенной фрикционной муфте напорного барабана и включенном тормозе напора. Тормоз этого же барабана должен надежно удерживать ковш прямой лопаты, наполненный с «шапкой». Необходимо, чтобы тормоз напорного барабана удерживал рукоять от возвратного движения.
При работе драглайном тормоз подъемного барабана должен удерживать подъемный канат во время включения муфты тягового барабана и подтягивания ковша к самой стреле. Фрикционная муфта тягового барабана при полном включении не должна пробуксовывать вплоть до нагрузки, вызывающей полный останов двигателя. Те же требования предъявляют к муфте тягового барабана обратной лопаты. Тормоз подъемного барабана обратной лопаты должен свободно удерживать стрелу с груженым ковшом на максимальной высоте.
Следует добиваться, чтобы все тормоза работали безотказно и равномерно, вызывая точную остановку управляемого ими рабочего органа и плавное опускание ковша или груза.
При крановом оборудовании тормоза и фрикционные муфты необходимо проверять в присутствии инспектора Госгортехнадзора СССР, поднимая груз, вес которого в 1,3 раза больше веса, допустимого при данном вылете стрелы.
Дисковые фрикционные муфты, применяющиеся на экскаваторах в качестве главных муфт, позволяют отсоединять двигатель от трансмиссии. Их регулируют на плавность включения и величину отхода дисков. Величина отхода нажимных рычагов от нажимного диска при сжатых пружинах должна быть в пределах 1—2 мм.
На двигателях Д-108 главную муфту в случае пробуксовывания регулируют следующим образом: ослабляют гайку стяжного болта крестовины муфты и поворачивают крестовину на несколько градусов в сторону, противоположную вращению маховика, для того чтобы приблизить ее к нажимному диску.
Рис. 214. Регулирование осевого перемещения подвижного диска конусной фрикционной муфты механизма реверса:
Когда нажимная втулка переходит мертвое положение, слышен характерный щелчок от удара втулки о крестовину. Если муфта окажется затянутой слишком сильно, следует несколько повернуть крестовину в обратном направлении. После регулирования необходимо затянуть стяжной болт крестовины и законтрить его отгибной шайбой.
На экскаваторах Э-1252А установлен дизель У2Д6 с незамкнутой дисковой муфтой. Для полного выключения муфты суммарный зазор между поверхностями трения долижен быть в пределах 4 мм. При выключенной муфте корпус ролика находится в вертикальном положении, ролик упирается во впадину кулачка, что и удерживает его иа месте.
Для гарантии полного выключения муфты при упоре нажимного диска в маховик между нажимной и упорной втулками нужно оставлять зазор не менее 0,5 мм.
Конусные фрикционные муфты устанавливают на механизмах реверса экскаваторов Э-652А и Э-1252А. Регулирование этих муфт заключаелся в установлении величины осевого перемещения подвижного диска муфты. На экскаваторах Э-652А осевое перемещение должно быть равно 1—1,5 мм, на экскаваторах Э-1252А — 6—7 мм. По мере износа конусных колодок величину хода муфты следует регулировать.
Следует иметь в виду, что на указанных выше экскаваторах пресс-масленку наружного подшипника ведущего диска размещают между дисками муфты, поэтому при регулировании муфты или смене конусных колодок нужно проверять количество смазки и в случае необходимости добавлять ее.
На экскаваторах Э-1252А величина осевого хода подвижного диска муфты должна быть равна 6—7 мм. Для этого включак^ одну из муфт и проверяют величину отхода диска второй муфты. Если величина отхода меньше или больше 6—7 мм, необходимо ослабить контргайку 5 тяги 6, соединяющей рычаги включения 7 правой и левой фрикционных муфт, и поворачивать гайку тяги до тех пор, пока подвижный диск второй муфты сдвинется на 6—7 мм. Затем гайку и контргайку закрепляют (рис. 214,6). Зазор между проушиной включающего рычага и регулировочной гайкой тяги блокировки должен быть равен 2—3 мм.
После регулирования величины осевого хода подвижного диска следует проверять надежность дисков и четкость их отхода, поочередно включая муфты. Если муфты включаются с замедлением, следует отрегулировать натяжение возвратных пружин.
Рис. 215. Износ конусных колодок фрикционной муфты:
Рис. 216. Регулирование фрикционной муфты с внутренней лентой (экскаватор Э-652А) :
1, 3, 5 —болты, 2 — рычаг, 4 — возвратная пружина, 5 — стяжная гайка, 7 — вилка
При контроле муфт проверяют также степень износа конусных жолодок и при необходимости под них устанавливают прокладки. На рис. 215 показаны различные степени износа колодок фрикционной муфты.
Ленточные фрикционные муфты регулируют так, чтобы при их выключении наружная лента экскаватора Э-652Д равномерно отходила от шкива по всей длине его окружности на 1,5—2 мм.
Если этот зазор меньше или больше, необходимо:
1) проверить плотность затяжки болтов, соединяющих половины лент;
2) включить муфты, отрегулировать болт 1 (рис. 216) так, чтобы его конец отходил от ленты на 1,5—2 мм. После этого болт закрепляют контргайкой, а болты 3 устанавливают так, чтобы между болтом и лентой был зазор в 1,5—2 мм;
3) отрегулировать с помощью вилки 7 длину распорной тяги так, чтобы при включении муфты конец ленты плотно прилегал к шкиву;
4) ослабить стопорный болт 6 регулировочной гайки и, поворачивая ее, отрегулировать длину стяжки, чтобы ход поршня составлял 15 мм.
Муфта должна быстро и плавно включаться возвратной пружиной. После окончательного регулирования муфты следует убедиться в том, что при выключении муфты болты касаются ленты.
Фрикционная муфта не требует частого регулирования. Только при износе накладок на 1,5—2 мм по толщине и увеличении хода поршня до 30 мм, когда рычаг при включении муфты начинает упираться в ребро крестовины, регулирование следует повторить.
Регулирование фрикционной муфты с наружной лентой экскаватора Э-352А показано на рис. 217.
Подтягивая гайку, затягивают фрикционную ленту на шкиве (вся лента должна плотно охватывать шкив). Длинное плечо рычага сервофрикциона должно дойти до упора, приваренного к зубчатому колесу (или крестовине).
Болты устанавливают так, чтобы зазор между ними и лентой был равен 2 мм.
Отвинчивая гайку, ослабляют натяжение фрикционной ленты до упора ее в установочные болты. Это положение фиксируют контргайками.
Пружина сервошкива должна быть отрегулирована тягой и гайками таким образом, чтобы усилие ее было достаточным для освобождения фрикционной ленты (следует помнить, что чрезмерное натяжение пружины приводит к повышенному износу фрикционной накладки ленты сервошкива).
После этого ослабляют пружину, отвертывая гайку. Вращая гайку, устанавливают зазор около 3 мм между сервошкивср и лентой сервомеханизма. Затем гайкой поджимают пружину до длины 78 мм. С помощью гаек и контргаек тяг устанавливают рычаг в вертикальное положение (ход рычага должен быть не более 162 мм).
Рис. 217. Регулирование фрикционной муфты с наружной лентой:
1, 3, 8, 12 — гайки, 2 — пружина, 4 — зубчатое колесо, 5 — болты, 6 — двуплечий рычаг, 7, 17 — контргайки, 9 — пружина, 10 — фрикционная лента, 11, 15, 16 — тяги, 13 — лента сервофрикциона, 14 — рычаг
Тормоза барабанов главных лебедок проверяют на равномерность отхода ленты от шкива (с зазором 1,5—2 мм), степень износа фрикционных накладок (допустимый износ до 30% номинальной толщины накладки) и длину хода включающей педали. Для регулирования подтягивают гайки стяжного болта, соединяющего половины лент.
На экскаваторах Э-652А величину зазора между лентой тормо-3/Я Н барабана лебедки регулируют с помощью гаек (рис. 218) болта, соединяющего половины лент тормоза.
Рис. 218. Регулирование тормоза главной лебедки экскаватора Э-652А:
1, 4, 6 — гайки, 2,7, 8 — оттяжные пружины, 3 — тяга, 5 — педаль
Величину хода педали при включении регулируют гайкой тяги. Педаль возвращается в исходное положение пружиной. В случае замедленного возвращения педали .необходимо подтягивать пружину гайкой.
На экскаваторах Э-1252А величину хода педали вверх ограничивают упорами (рис. 219), вниз —упорами. Ограничители хода педали устанавливают таким образом, чтобы в верхнем положении педаль отсто-qia от пола платформы не более чем на 100 мм, а в нижнем положении — не более чем на 49 мм.
Рис. 219. Регулирование тормозных педалей экскаватора Э-1252А:
1 — вилка, 2 —гайка, 3 — шток, 4 — поршень, б, 7 — упоры, 6 — рычаг педали
Во избежание сжатия находящихся внутри цилиндров пружин до соприкосновения витков поршни должны выступать из цилиндров при верхнем положении педалей на 18—22 мм. Это достигается ввертыванием штоков поршней в вилки или вывертыванием штоков. После регулирования штоки следует закреплять гайками.
На экскаваторах применяют как неуправляемые, так и управляемые тормоза стрелоподъемных лебедок закрытого типа. Червячные стрело-подъемные лебедки оборудуют неуправляемыми тормозами.
Их регулирование и контроль заключается в следующем:
1) очищают поверхность трения шкива и ленту тормоза от смазки, попадающей через уплотнения подшипников вертикального вала;
2) проверяют степень износа фрикционной накладки (разрешается износ до 30% ее толщины);
3) проверяют длину пружины и при необходимости регулируют ее. Длина пружины для экскаваторов Э-1252А должна быть 40— 42 мм, для экскаваторов Э-352А — 38 мм.
При регулировании неуправляемых тормозов следует проверять расстояние между ведущей шестерней червяка и зубчатым колесом верхнего ходового механизма при выключенной лебедке. Это расстояние должно быть равно 10—12 мм.
Регулирование управляемых тормозов (экскаваторы Э-652А и Э-10011А) заключается в том, что проверяют равномерность и величину отхода ленты от шкива при полностью выключенном тормозе. Зазор должен быть 1,5—2 мм. Для регулирования подтягивают гайки стяжного болта, соединяющего половины лент (рис. 220). На экскаваторах Э-100МА (рис. 221) размер А (длина пружины) должен быть равен 113—115 мм расположении верхней торцовой плоскости рычага 2 параллельно листу поворотной платформы.
На экскаваторах Э-652А проверяют величину затяжки пружины тормоза и величину свободного хода рычага храпового устройства стреловой лебедки.
Пружина (рис. 222) тормоза считается нормально затянутой, если шток при включенном тормозе выступает из кронштейна опоры на 9 мм. Тормозную ленту стягивают с помощью гаек. Величина свободного хода тяги храпового устройства при выключенной собачке (поднятой вверх) должна быть равной 10 мм. Это-проверяют по зазору между шайбой и упором рычага.
Рис. 220. Регулирование ленты тормоза стреловой лебедки экскаваторов Э-652А
Рис. 221. Регулирование тормоза стрелоподъемного барабана:
1 — болт, 2 — рычаг, 3 — пружина, 4 — шток
Механизм управления должен быть отрегулирован так, чтобы при выключенном положении тяги собачка надежно удерживалась в поднятом положении, не препятствуя вращению шкива.
Тормоза механизмов поворота проверяют на равномерность отхода ленты (зазор должен быть равен 1,5—2 мм) и степень износа накладок.
На экскаваторах Э-1252А длину ленты тормоза (рис. 223) механизма поворота устанавливают болтом. Болт должен быть затянут таким образом, чтобы при включении тормоза, втулка не доходила до упора на 8—12 мм. Лента пружиной 5 возвращается в исходное положение до соприкосновения бурта поршня с торцом цилиндра.
Пружину затягивают гайками.
На экскаваторах Э-652А тормоз механизма поворота имеет другую конструкцию (рис. 224).
Тормоз (постоянно замкнутый) включается пружиной, а выключается пневмокамерой. Регулируют тормоз стяжным болтом 4 таким образом, чтобы сумма зазоров А и Б между проушинами лент тормоза и выступами планки была равна 8 мм. В этом Случае во время включения тормоза платформа экскаватора должна удерживаться от самопроизвольного поворота при боковом крене до 15°.
Рис. 222. Регулирование тормоза и храпового устройства стреловой лебедки экскаватора Э-652А:
1 — шток, 2 —пружина, 3 — рычаг тормоза, 4 — кронштейн, 5—собачка, 6 шайба, 7 — рычаг, 8 — гайки, 9 — тяга
Рис. 223. Регулирование тормоза механизма поворота экскаватора Э-1252А:
1 — лента тормоза, 2 — стяжной болт, 3 — гайха, 4 — цилиндр тормоза, 5 — пружина, 6 — втулка, 7 — упор
Рис. 224. Регулирование тормоза механизма поворота экскаватора Э-652А:
1 — пневмокамера, 2 — пружина, 3 — ограничительная планка, 4 — стяжной болт
Рис. 225. Регулирование зазора опорно-поворотного устройства:
Ролик и захваты регулируют в том случае, если зазор между роликом и поверхностью его катания больше 1,5—2 мм (рис. 225, а).
Для регулирования зазора в задних роликах-захватах стрелу располагают по продольной оси гусеничного хода и опирают ковш прямой лопаты о грунт (ковш драглайна опускают на грунт), после чего приступают к регулированию. Для регулирования зазора в передних роликах-захватах ковш приподнимают над грунтом.
Ролики-захваты с эксцентриковыми осями регулируют следующим образом. На экскаваторах Э-1252А вывертывают стопорный болт (рис. 225, б), затем поворачивают фланец до совпадения отверстий в кольце и корпусе кронштейна 3. Проверяют величину зазора и закрепляют ось, устанавливая болты.
На экскаваторах Э-652А с помощью эксцентриковой оси (рис. 225, в) приподнимают или опускают балансир, на котором установлено два ролика-захвата. Для этого нужно вынуть шплинт 6 оси, повернуть ось до совпадения следующего отверстия в оси и приливе кронштейна, установить палец и закрепить его.
На экскаваторах Э-10011А зазор между роликом-захватом и поверхностью его катания регулируют, изменяя число прокладок оси катка. Для этого следует отвернуть болты (рис. 225, г), вытащить несколько тонких прокладок, тремя болтами подтянуть фланец оси до отказа и проверить величину зазора А. Если зазор будет нормальным, болты следует закрепить и зашплинтовать их проволокой.
На регулирование зазора между роликом-захватом и дорожкой его катания следует обратить особое внимание, так как при увеличении зазора более допустимого предела быстро выходят из строя стакан и втулка центральной цапфы и вал механизма поворота.
Ленты фрикционных му.фт и тормозов следует проверять регулярно. Необходимо следить за тем, чтобы заклепки не доставали до поверхности шкива и были утоплены в накладке на 1 — 1,5 мм (рис. 226). При смене накладок и их приклепке также необходимо соблюдать это условие, предусматривая 2—3 мм запаса на износ. Следует применять заклепки из алюминия или меди.
Рис. 226. Клепка фрикционных накладок:
а — правильное положение заклепки, б — приспособление для клепки
Рис. 227. Регулирование храпового устройства ходового механизма .экскаватора Э-652А:
1 — цилиндр, 2 — собачки, 3 — пружина, 4 — регулировочный болт
Тормозные устройства горизонтального вала механизма хода должны надежно удерживать его в заторможенном состоянии. На экскаваторах Э-652А горизонтальный вал тормозят с помощью храпового устройства. Собачки на экскаваторах Э-652А выключают
пневматическим цилиндром (рис. 227). При прекраще нии давления в цилиндре собачка под действием пружины прижимается к поверхности шкива. Пружины регулируют болтом.
Длину хода штока цилиндра регулируют таким образом, чтобы при включении цилиндра собачка поднималась на 10 мм выше выступов кулачкового шкива.
На экскаваторах Э-1252А горизонтальный вал механизма хода оборудуют ленточным тормозом, который регулируют следующим образом. Рычаг (рис. 228) при помощи болта устанавливают так, чтобы между заплечиком поршня и горцом цилиндра оставался зазор 2—3 мм. После установки болт закрепляют контргайкой.
Пружину болтом сжимают на длину 230— 235 мм и в таком положении закрепляют контргайкой. Перемещая вилку по резьбе тяги, устанавливают серьги в такое положение, чтобы шарнир находился на 7—12 мм от линии мертвого положения и все три оси шарниров располагались на одной линии.
Рис. 228. Регулирование тормоза ходового механизма экскаватора Э-1252А:
1 — рычаг, 2 — пружина, 3, 4 — болты, 5 — вилка, 6 — тяга, 7 — шарнир, 8, 9 — серьги, 10 — стяжной болт
Болтом, соединяющим половины лент, стягивают ленту до такого положения, когда болт своим концом не будет доходить до опорной площадки на 5—8 мм. По мере срабатывания накладок ленты необходимо периодически подтягивать болт.
Тормоз колеса пневмоколесного хода регулируют так, чтобы между колодками и шкивом при выключении тормоза соблюдался зазор в 0,5—0,6 мм и вся поверхность колодок при включении тормоза прилегала к нему.
Разжимный кулак (рис. 229), кроме включения тормоза, дает возможность подтягивать тормоза в пределах полного износа их накладок.
Вращая ось червяка ключом за ее конец, выступающий из корпуса, поворачивают червячное колесо, а вместе с ним и разжимный кулак, создавая необходимый зазор между колодкой и барабаном. Нормальная величина хода штока 6 тормозной камеры 8 а вместе с ним и включающего рычага не должна превышать 35 мм.
Рис. 229. Регулирование тормоза пневмоколесного хода:
1 — разжимной кулак, 2 — червячное колесо, 3 — червяк, 4 — ось червяка, 5 — корпус, 6 — и. ток, 7 — рычаг, 8 — тормозная кармера
Регулирование нужно выполнять в такой последовательности: поднять с помощью домкрата колесо вращать червяк до тех пор, пока колодки не будут слегка прихватывать барабан; вращать червяк в обратном направлении, пока колесо не начнет вращаться свободно и величина зазора между тормозным барабаном и средней частью колодки не будет в пределах 0,5—0,6 мм; проверить, одновременно ли тормозятся правые и левьге колеса.
Регулирование зубчатых передач
Бригаде, обслуживающей экскаватор, в процессе работы необходимо следить за состоянием и степенью износа зубчатых передач. Конические шестерни механизма реверса проверяют в такой последовательности. Сначала определяют величину радиального зазора, для чего проверяют «игру» неподвижного (ведомого) диска фрикционной муфты, при покачивании ступицы диска в правую и левую стороны (рис. 230, а). «Игра» наиболее удаленной от вала точки дис-ха должна быть: 1 —1,2 мм на экскаваторах Э-352А, 1,5 мм на экскаваторах Э-652А.
Если величина «игры» различна для правой и левой конических шестерен, то на экскаваторах Э-652А следует сдвигать горизонтальный вал в сторону, обратную конической шестерне с большей «игрой». Это достигается сменой палуколец, установленных между буртом обоймы и стаканом левого сферического роликоподшипника вала (рис. 230, б).
На экскаваторах Э-1252А и Э-352А радиальную «игру» подшипников устраняют регулирсузочными гайками 1 (рис. 231) центрального подшипника. Регулировочную гайку со стороны, противоположной шестерне, имеющей большой люфт (свободный ход), отпускают и подтягивают вторую гайку.
Рис. 230. Регулирование механизма реверса экскаватора Э-652А:
Рис. 231. Регулирование механизма реверса экскаватора Э-1252А:
1 — регулировочные гайки
Если «игра» больше допустимой, следует провести регулирование так, как показано на рис. 232. Для этого необходимо уменьшить толщину прокладок между крышкой и корпусом нижнего подшипника вертикального вала механизма реверса и тем самым поднять вал.
Отрегулировав зазор в шестернях, определяют осевой люфт з подшипниках шкивов муфт, сдвигая неподвижный диск муфты с помощью ломика вдоль вала (величина люфта должна быть в пределах 0,2—0,3 мм).
На экскаваторах Э-652А осевой люфт регулируют гайками, крепящими подшипники на валу. Для этого отодвигают подвижный диск фрикционной муфты и подтягивают гайку. Завернув гайку до отказа, следует повернуть ее обратно на 45—60° и закрепить стопорной шайбой.
После проведения необходимых регулировочных работ следует вхолостую сделать несколько оборотов вала, вновь проверить величину зазоров, затем установить и закрепить крышки и смонтировать защитные устройства.
Рис. 232. Вертикальный вал механизма реверса:
1 — крышка, 2 — прокладка, 3 — подшипник, 4 — корпус, 5 — вал
Регулирование цепных передач
Работа цепных передач нарушается из-за вытягивания цепей, износа и смещения звездочек. Более всего изнашиваются втулки и пальцы цепей.
Общее удлинение цепи приводит к провисанию ее нерабочей ветви. У быстроходных цепных передач провисшая нерабочая ветвь начинает перемещаться волнообразно, с вибрацией и ударами. Полностью ликвидировать провисание нерабочей ветви невозможно, да и вредно, так как излишнее натяжение резко увеличивает трение в шарнирах цепи.
Цепные передачи редукторов контролируют в основном на величину провисания нерабочей ветви. На экскаваторах Э-652А выпуска до 1966 г. цепные редукторы не имели специальных -натяжных устройств. Натяжение цепи в этих экскаваторах проверяют по ее верхней ветви. Если верхняя ветвь цепи не видна через открытый люк, значит она сильно провисает и нуждается в регулировании.
Перед регулированием цепи следует снять верхнюю часть кожуха. Положив линейку (рис. 233, а) на звездочки, проверяют наибольшее провисание цепи. Оно должно быть не более 20—25 мм. Цепь натягивают, смещая двигатель назад. Для этого следует с той стороны, куда будет перемещаться двигатель, снять часть регулировочных прокладок и затем натяжными болтами (рис. 233, б) с противоположной стороны передвинуть опоры дизеля. Прокладки надо установить между опорой дизеля и кронштейном, приваренным к полу платформы, и закрепить их болтом.
На экскаваторах Э-652А, выпускаемых в последнее время, в цепной передаче главного редуктора сделано натяжное устройство.
На экскаваторах Э-10011А цепная передача имеет специальное натяжное устройство, установленное на кожухе редуктора (рис. 234). Перед регулированием натяжения цепи необходимо выключить главную муфту или остановить дизель.
Рис. 233. Натяжение цепи редуктора:
1 — проверка величины провисания цепи, б – регулирование натяжения цепи, 1—линейка, 2 — натяжной болт, 3 — кронштейны, 4 — прокладки, 5 — опора дизеля
В случае замены цепных звездочек следует проверять точность их установки. Сопряженные детали не должны работать с перекосом, так как при этом цепь выходит из строя.
Для проверки совпадения плоскостей звездочек необходимо установить линейку в ведхнее А и нижнее В положения (рис. 235), прикладывая кромку линейки к плоскости большой звездочки в точках. Кромка линейки в точке х должна касаться ведущей звездочки. Если этого не происходит, необходимо регулировать положение дизеля до тех пор, пока кромка линейки будет касаться звездочек одновременно в указанных точках х и г. Отклонения в точке х допускаются в пределах ±0,5 мм.
Цепные передачи механизма напора также проверяют на провисание нерабочей ветви. Номинальным считается величина провисания цепи между двумя опорами не более чем на 1% свободной длины.
Величину провисания цепи между двумя звездочками определяют с помощью рейки и линейки.
Установив рейку на щеки цепи, находящиеся на звездочках, определяют наибольшую величину провисания цепи.
Рис. 234. Натяжное устройство приводной цепи редуктора экскаватора Э-10011А:
1 — втулка, 2— гайка, 3 — контргайка, 4 — пружина
Рис. 235. Проверка совпадения
Рис. 236. Регулирование натяжения цепной передачи привода напорного барабана экскаватора Э-652А:
1 — барабан главной лебедки, 2 — цепь, 3 — напорный барабан, 4 — опорный башмак, 5 — ось барабана, б — эксцентриковая бобышка, 7 — крышка, 8 — стопорная шайба
На экскаваторах Э-652А цепь 2 (рис. 236), соединяющую барабан главной лебедки и напорный барабан, натягивают двумя эксцентриковыми устройствами, расположенными в опорных башмаках 4, приваренных к проушинам поворотной платформы.
Концы оси барабана установлены в эксцентриковых бобышках, которые размещают в опорных башмаках и закрепляют крышкой. Ось барабана при поворачивании эксцентриковых бобышек отодвигается и цепь натягивается. Нужное положение эксцентриковых бобышек фиксируют стопорными шайбами.
На экскаваторах Э-1252А цепные передачи напорного механизма оборудованы специальными натяжными устройствами, которые расположены: одно в передней части поворотной платформы (рис. 237, а) и другое на верхнем поясе стрелы (рис. 237, б). Цепь Затягивают винтовым устройством, состоящим из винтов и гаек с расположенной между ними осью натяжной звездочки. Подтягивая и ослабляя гайки и соответственно поднимая или опуская звездочку, натягивают или ослабляют цепь. Аналогично регулируют цепные передачи на экскаваторах Э-10011А.
Цепные передачи механизма хода регулируют следующим образом. Ослабляют натяжение гусеничной ленты, перемещая направляющие колеса. Затем с помощью винтов натяжных устройств ведущих колес натягивают цепи. При этом необходимо устанавливать в правильном положении вал, не допуская его перекоса. После натяжения цепи закрепляют гайки.
На экскаваторах с уширенным гусеничным ходом движение на ведущие колеса передается с помощью двух цепей, соединенных сдвоенной звёздочкой, установленной в подшипниках на гусеничной балке. В этом случае следует в перзую очередь натягивать цепь, соединяющую горизонтальный вал с промежуточной звездочкой, а затем цепь, соединяющую промежуточную звездочку с ведущим колесом.
Гусеничная леи та экскаваторов с ковшом емкостью 0,25—1,25 м3 считается нормально натянутой при провисании ее между поддерживаемыми роликами в пределах 40—80 мм.
Гусеничную ленту натягивают натяжными винтами направляющих колес. Перед натяжением гусеничной ленты следует проверять состояние пальцев гусеничных звеньев и их шплинтов. В случае необходимости нужно устанавливать новые шплинты.
Регулирование кулачковых муфт
Регулируя кулачковые муфты, следует обращать внимание на состояние их рабочих поверхностей. Если кулачки изношены до 10%, то их опиливают, если износ больше, кулачки необходимо наплавлять и затем обрабатывать до номинальных размеров.
При регулирований включения кулачковых муфт следует обращать внимание на плавность включения и выключения. Заедание муфт не допускается.
Кулачковые муфты полуосей горизонтального вала ходового механизма экскаваторов Э-652А удерживаются все время в зацеплении пружиной (рис. 238), которая при выключенном положении муфт растягивается на 100 мм. Натяжение пружины регулируют стяжной гайкой.
Рис. 237. Регулирование натяжения цепной передачи напорного механизма экскаватора Э-1252А:
а — натяжное приспособление на поворотной платформе, б — натяжное приспособление на стреле;
1 — винты, 2 — гайка, 3 — ось, 4 — натяжная звездочка
Рис. 238. Регулирование механизма переключения кулачковых муфт нижнего ходового механизма экскаваторов Э-652А:
1 — пружина. 2 — стяжная гайка
Рис. 239. Регулирование механизма включения ходового оборудования экскаватора Э-1252А:
1 — рычаг, 2 — пружина, 3 — гайка, 4 — тяга, 5 — подвижный диск кулачковой муфты
Механизм включения кулачковых муфт экскаватора Э-1252А регулируют несколько иначе. Муфты переключают рычагами (рис. 239), постоянно находящимися под действием пружин.
Рычаги включают тягой. Гайки на тяге нужно устанавливать так, чтобы подвижные диски при повороте рычага управления муфтами на одно деление вверх или вниз находились своими кулачками между неподвижными полумуфтами и стопорами примерно на равном расстоянии.
При центральном положении рычага управления муфтами плечо рычага, соединяющееся с тягой, нужно располагать вертикально.
Контроль и регулирование подшипников качения
В подшипниках качения контролируют качество посадки, величину радиального или осевого люфта, состояние рабочих поверхностей тел качения и беговых дорожек.
Во многих случаях при техническом обслуживании представляется возможным контролировать работу подшипника качения, руководствуясь лишь внешними признаками: шумом, температурой, вибрацией.
Для радиально-упорных подшипников зазор может быть отрегулирован двумя способами:
1) смещением внешнего кольца относительно внутреннего кольца с помощью металлических прокладок, устанавливаемых между торцом крышки и опорной поверхностью корпуса (рис. 240); прокладки изготовляют из калиброванной жести или латуни толщиной от 0,05 до 0,3 мм.
2) смещением внутреннего кольца относительно внешнего путем подтягивания гайки на валу.
Рис. 240. Регулирование конических роликоподшипников установкой прокладок:
1 — внешнее кольцо, 2 — внутреннее кольцо, 3— крышка, 4 — прокладки, 5 — корпус
Регулирование систем управления
Механическую систему управления проверяют при включении механизмов вхолостую. Рычаги и педали фрикционных муфт и тормозов должны начинать плавное включение механизмов не более чем с половины хода рычага.
Свободный ход рычагов и педалей управления, вызываемый наличием зазоров в шарнирах, должен быть не более 1/15—1/20 величины хода рычага.
Следует обращать внимание также на усилие, необходимое для включения механизма. Усилие для включения рычага должно быть не более 7,5 кг, а усилие на педали — не более 16 кг. Величину этих усилий регулируют, ослабляя возвратные пружины и устраняя заедание в шарнире.
Гидравлическую систему управления регулируют, проверяя давление в системе по манометру на пульте или на распределительной головке аккумулятора. Если давление масла не достигает нормальной величины или слишком колеблется, следует проверить уровень масла в бачке и при необходимости долить. Необходимо также проверить, не загрязнен ли перепускной клапан, и прочистить его. Следует посмотреть, нет ли течи в трубопроводах или вращающихся соединениях.
Чтобы отрегулировать перепускной клапан, необходимо открыть верхнее окно (рис. 241) аккумулятора, освободить стопорную шайбу, отвернув предварительно контргайку. Затем колпачок нужно поднять вверх либо опустить вниз, поворачивая его на резьбе штока. При перемещении колпачка вниз давление в системе будет повышаться, а при перемещении вверх — уменьшаться. При нормальном давлении в системе колпачок должен нажимать на клапан. и масло из насоса будет переливаться в бак. Если необходимо регулировать ход бойка колпачка, то следует отогнуть защелку и подвернуть круглую гайку колпачка.
Рис. 241. Регулирование перепускного клапана гидроаккумулятора:
1 — окно, 2 — колпачок, 3 — гайка, 4 — боек, 5 — клапан, 6 — защелка, 7 — стопорная шайба, 8 — контргайка
Рис. 242. Регулирование хода золотников управления:
1 — винт, 2 — болт
Давление в системе может быть полностью потеряно при выходе насоса из строя и неплотностях во всасывающем маслопроводе (засасывание воздуха).
Для четкой работы золотников управления следует регулярно контролировать величину хода плунжеров.
При нейтральном положении рычага плунжер должен выступать из корпуса на 16 мм (рис. 242). Величина рабочего хода должна быть равна 11,5 мм, что достигается регулированием винта и болта подвесного рычага.
В пневматической системе управления перед регулированием проверяют давление в системе. Регулярно (раз в смену) после окончания работ продувают ресивер системы и спускают конденсат. Также регулярно спускают отстой из масловлагоотдели-теля. Периодически проверяют герметичность всех соединений.
Утечку воздуха проверяют с помощью мыльной воды (допускаемой утечкой воздуха считается такая, при которой мыльный пузырь размером 25 мм появляется не чаще чем через 5 сек).
Необходимо внимательно следить за натяжением ремней привода компрессора, не допуская их буксования.
Ежедневно (а в холодное время года и при длительных остановках машины) необходимо выпускать воду и масло из секционного охладителя, масловлагоотделителя и компрессора, а воздухопроводы продувать. Зимой конденсат необходимо выпускать сейчас же после остановки машины. Спускные краники во время стоянки следует оставлять открытыми.
Компрессор регулируют следующим образом. После запуска дизеля, открывая один из спускных кранов, регулируют расход воздуха так, чтобы в системе установилось требуемое или несколько большее давление.
Затем винтом регулируют натяжение пружины (рис. 243) до тех пор,.пока не начнет срабатывать сервомотор компрессора. Работу сервомотора проверяют на слух.
Рис. 243. Распределитель компрессоров:
1, 3 — регулировочные винты, 2, 4 — контргайки, 5 — пружина, 6 — направляющая, 7 — корпус
Распределитель регулируют винтом. Разница между верхним и нижним показаниями стрелки манометра должна быть в пределах 0,5—0,6 ат. Регулировочные винты и закрепляют контргайками.
Регулирование рабочего оборудования
При проверке работы прямой лопаты следует обратить внимание на следующее:
1. Зазор между седловым подшипником и рукоятью должен быть в пределах 2—3 мм. При большем зазоре следует заменить вкладыши (на экскаваторе Э-652А) или отрегулировать зазор (на экскаваторах Э-10011А и Э-1252А). Для этого необходимо вывернуть болты (рис. 244), установить такое количество прокладок, чтобы зазор Б между башмаком и плоскостью рукояти был не более 3 мм. После регулирования башмак вновь закрепляют болтами, которые стопорят проволокой.
Рис. 244. Седловые подшипники напорного механизма экскаватора Э-10011А:
1 — башмак, 2 — болт, 3 — прокладка, 4— рукоять, 5 — барабан для независимого и комбинированного напора, 6 — барабан для зависимого напора
По мере износа вкладышей подшипников, на которых установлен вал механизма напора экскаваторов Э-10011А, необходимо отвернуть контргайки (рис. 245) и гайки шпилек 6, снять крышку и удалить несколько тонких прокладок. Затем следует установить на шпильки крышку, завернуть гайки и проверить йеличину зазора А (0,12—0,3 мм). После этого надо закрепить гайки контргайками.
2. Механизм открывания днища ковша должен работать плавно. Замок днища должен закрываться под тяжестью днища и засова. Необходимо следить, чтобы засов входил в проушину без заеданий. Величина захода его в проушину экскаватора с ковшами емкостью 0,25—0,80 м3 принимается равной 10—15 мм, а для экскаваторов с ковшами емкостью 1—1,25 м3— 20 мм. Это достигается перемещением шарнирной опоры включающего рычага (установкой шайб или регулированием гайками).
У драглайна необходимо регулировать тяговые цепи ковша При тяжелых грунтах тяговые цепи следует укреплять в верхних отверстиях проушин ковша, а при легких грунтах—-в нижних. Длину разгрузочного каната ковша нужно отрегулировать таким образом, чтобы при подъеме ковша наклон днища к горизонту был равен 15° в сторону, обратную входному отверстию.
При регулировании других видов рабочего оборудования также обращают внимание на правильное положение ковша, плавное открывание днища ковша и т. д.
Уход за канатами
Вследствие тяжелых условий работы стальные канаты на экскаваторах работают, непродолжительный срок. Однако следует помнить, что срок службы каната зависит в большой степени от того, как канат был подготовлен к установке. На рис. 246 показаны правильные и неправильные приемы размотки каната.
Неправильная размотка канатов приводит к тому, что образуются петли, которые при дальнейшем натяжении каната создают заломы. Происходит не только поломка и перегиб проволок, но деформируется все сечение. При проходе через блоки это место каната изнашивается более интенсивно. В месте образования залома изменяется также и сердечник. В процессе эксплуатации он размочаливается и выходит из строя. Сечение каната деформируется еще больше, что вызывает ускоренный износ блоков.
Перед рубкой каната его следует в двух местах перевязать мягкой проволокой. Это нужно для того, чтобы при рубке конец каната не расплетался. Расстояние между перевязанными местами должно быть равно 3 см.
Перевязывать канат можно вручную или с помощью простого приспособления (рис. 247). При пользовании им перевязка получается более плотной, а сама операция значительно ускоряется.
Для рубки канатов используют простые приспособления — зубило с направляющими (рис. 248, а) или ножницы гильотинного типа (рис. 248, б), приводимые в действие винтом.
Стальной канат при запасовке необходимо протаскивать через ряд отверстий (ограждения блоков, коуши). Для облегчения этой операции целесообразно конец каната заварить и придать ему коническую форму.
На рис. 249 показаны характерные схемы запасовки стреловых канатов для различных моделей экскаваторов: Э-652А (рис. 249, а) и Э-1252А (рис. 249,6).
Рис. 245. Подшипник вала механизма напора экскаватора Э-10011А:
1 — вкладыш, 2 — вал, 3 — крышка, 4 — контргайка, 5 — гайка, 6 — шпилька, 7 – прокладка
Рис. 246. Размотка канатов
Канаты запасовывают следующим образом: стрелу предварительно укладывают горизонтально на подставки (шпальные клет-ки), затем пяту стрелы соединяют с 1>роушинами поворотной платформы. Один из концов каната крепят на траверсе двуногой стойки и направляют между блоками. Например, на экскаваторах Э-652А через левый стреловой блок, горизонтальные блоки траверсы двуногой стойки, правый стреловой блок, вертикальный блок двуногой стойки и закрепляют на барабане лебедки.
При установке решетчатых стрел со вставками монтируют дополнительную подвесную траверсу с блоками. Подвесную траверсу с помощью двух или четырех канатных тяг с коушами соединяют с осью головных блоков стрелы. Стреловой канат запасовывают между блоками двуногой стойки и блоками подвесной траверсы.
Канаты грейфера (рис. 250, а) запасовывают следующим образом. Поддерживающий канат закрепляют на верхней обойме корпуса грейфера, затем его пропускают через правый головной блок стрелы и конец закрепляют на барабане главной лебедки. Замыкающий канат огибает поочередно блоки нижней и верхней головок ковша, огибает левый головной блок стрелы и запасовы-вается на втором барабане главной лебедки.
Рис. 248. Рубка канатов:
а — специальным зубилом, б — винтовыми ножницами
Для уменьшения раскачивания ковша грейфера при работе предусмотрен оттяжной канат. Один конец этого каната неподвижно закрепляют на стреле, затем он огибает подвижный и неподвижный блоки и соединяется с ковшом грейфера.
Схема запасовки канатов драглайна (рис. 250, б) более проста. Подъемный канат одним концом закреплен на барабане лебедки, а другим — на обойме блока. Тяговый канат одним концом соединен с серьгой тяговых цепей, а вторым запасован на барабане. Разгрузочный (опрокидывающий) канат соединен одним концом с серьгой тяговых цепей. Затем он огибает блок и вторым кондом крепится на арке ковша.
Схемы запасовки канатов прямой лопаты значительно сложнее. Количество канатов и их запасовка зависят от типа применяемого на данном экскаваторе напорного механизма.
На рис. 251, а показана схема запасовки канатов на экскаваторе, оборудованном прямой лопатой с зависимым кремальерным напорным механизмом. Подъемный канат одним концом закрепляют на левом барабане главной лебедки.
Затем, огибая левый головной блок стрелы, канат направляется на блок ковша, огибает его и правый головной блок стрелы, навивается на напорном барабане (против часовой стрелки) и закрепляется на нем. Возвратный канат одним концом закрепляется на напорном барабане и на нем (в сторону, обратную навивке подъемного каната) навивается столько же витков, сколько навито подъемного каната. Второй конец возвратного каната закрепляют на возвратном барабане главной лебедки.
Рис. 247. Перевязывание каната проволокой с помощью приспособления
Рис. 249. Схема запасовки стреловых канатов: а — экскаватора Э-652А, б — эккаватора Э-1252А; 1 — двуногая стойка, 2 — траверса стойки, 3 — головные блоки, 4 — барабан стреловой лебедки, 5 — подвесная траверса с блоками
Канат открывания днища ковша от качающегося рычага, огибая направляющие блоки, навивается на барабан механизма открывания днища ковша.
На экскаваторах, имеющих зависимый напорный механизм в канатном исполнении, применена несколько иная схема запасовки канатов. Подъемный канат (рис. 251, б), один конец которого закрепляется на подъемном барабане, огибает поочередно правый блок напорного вала, правый головной блок стрелы, блок ковша, левый головной блок стрелы, левый блок напорного вала и концевой блок рукояти. Второй конец (подъемного каната закрепляют на серьге, установленной на напорном валу.
Возвратный канат неподвижно закрепляется с помощью клинового зажима на боковой плоскости стрелы, огибает левый направляющий блок, блок в голове рукояти, правый направляющий блок и поступает на возвратный барабан главной лебедки, где и закрепляется. Канат 5 механизма открывания днища закрепляется одним концом на качающемся рычаге, затем огибает
блок на напорном валу направляющие блоки на поворотной платформе и крепится вторым концом на барабане механизма; открывания днища ковша. Для рабочего обору-дования с независимым! канатным напорным механизмом (например, на экскаваторах Э-652А) применяют следующую схему запасовки канатом (рис. 251,в).
Подъемный канат закрепляется одним концом на подъемном барабане главной лебедки. Затем, обогнув головной блок стрелы, блок ковша, головной блок, он закрепляется на стреле.
Напорный канат 12 складывают пополам и одновременно оба конца пропускают через концевой блок рукояти, блоки напорного вала и закрепляют на напорном ‘ барабане 6.
Напорный барабан в это время освобожден от приводной цепи и на него можно легко навить излишки каната. Предварительно на барабане в средней части закрепляется возвратный канат 7, который вторым концом направляется на центральный блок напорного вала, огибает его и клиновым зажимом закрепляется в головной части рукояти с помощью натяжного устройства.
Натяжное устройство необходимо для того, чтобы уравнять длину напорного и возвратного канатов, иначе при неодинаковом натяжении этих двух канатов рукоять не будет иметь четкого и плавного хода; она будет перемещаться рывками.
Рис. 250. Схема запасовки канатов:
а — при оборудовании грейфером, б — при оборудовании драглайном; 1— замыкающий канат, 2 — поддерживающий канат, 3 — головные блоки, 4, 5 — блоки грейфера, 6 — оттяжной канат, 7,8 — блоки оттяжного каната; 9 — подъемный канат, 10 — блок, 11 — разгрузочный канат, 12 — тяговый канат
Рис. 251. Схема запасовки рабочих канатов прямой лопаты экскаваторов
Канаты натягивают следующим образом. Рукоять напорным канатом подают вперед до упора. После этого, завинчивая гайку натяжного устройства, добиваются того, чтобы возвратный канат был натянут. Затем несколько раз выдвигают и возвращают рукоять, проверяя натяжение каната. После натяжения каната гайку закрепляют шплинтом.
На экскаваторах Э-652А при установке комбинированного канатного напора схема запасовки канатов несколько меняется. На напорном барабане с левой стороны устанавливают дополнительный барабан несколько большего диаметра. На этом барабане крепят второй конец подъемного каната (при работе с независимым напором этот конец каната крепят на стреле).
На экскаваторах, имеющих независимый кремальерный напорный механизм (рис. 251, г), подъемный канат запасовывают следующим образом. После закрепления одного его конца на подъемном барабане канат пропускают через правый головной блок стрелы, блок ковша, левый головной блок стрелы и закрепляют клиновым зажимом в верхнем поясе стрелы.
На рис. 252 представлена схема запасовки канатов экскаватора Э-625А, оборудованного обратной лопатой. Стрелоподъемный канат одним концом закрепляют на левом барабане главной лебедки, затем он огибает левый блок дополнительной стойки, блок рукояти и правый блок дополнительной стойки. Второй конец стрелоподъемного каната закрепляют на оси блока рукояти. Тяговый канат закрепляется на правом барабане главной лебедки, затем огибает левый блок напорного вала стрелы, блок ковша, правый блок напорного вала и закрепляется на стреле.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Регулирование механизмов экскаваторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы