При ремонте нет необходимости демонтировать с автобуса весь мост, поскольку дифференциал, образуя один агрегат с главной передачей, соединяется с картером моста и может быть снят в сборе.
Демонтаж главной передачи и дифференциала следует начинать с того, что, очистив тщательно среднюю часть моста и установив автобус на смотровую канаву, нужно застопорить колеса в обоих направлениях.
По возможности в горячем состоянии следует спустить масло из ступиц колес и картера моста.
Затем снять полуоси и отсоединить карданный вал.
После удаления болтов крепления картера 3 главной передачи его необходимо выдвинуть настолько, чтобы обеспечить ее поворачивание. Повернув главную передачу на 90° и соответствующим образом зафиксировав, получают возможность вынуть ее из картера.
Демонтированный редуктор установить на монтажную станину и надежно закрепить. Если его удается привести в движение, то целесообразно проверить его функционирование в собранном состоянии, ибо таким способом проще определить место неисправности.
Разборка главной передачи
Отвернуть корончатую гайку с конической ведущей шестерни. При ослаблении гайки создать контрупор, чтобы предупредить проворачивание конической шестерни. Упор прикрепить к фланцу двумя винтами.
После удаления корончатой гайки снять фланец. Для этого диск съемника двумя винтами закрепить на фланце, а затем вращением универсального ходового винта снять фланец.
Снять крышку и проверить состояние пружинного сальника.
При необходимости с помощью шайбы и оправки выпрессовать сальник и поставить новый.
Затем извлечь стакан подшипников из картера редуктора. Эту операцию выполняют, исцользуя два болта М10, вворачиваемые в отверстия на фланце стакана подшипников, которые имеют резьбу.
Полную разборку стакана подшипников необходимо выполнять в следующем порядке.
Внутренняя обойма конического роликового подшипника 14 может быть удалена с конической шестерни главной передачи следующим образом.
Зажимные полукольца следует винтами плотно прижать к внутренним обоймам, а затем диск и ходовой винт четырьмя болтами закрепить на полукольце. При вращении ходового винта с помощью штыря, упирающегося в зубцы конической шестерни, следует препятствовать проворачиванию последней. Дальнейшим шагом разборки главной передачи является снятие дифференциала, соединенного болтами с ведомой шестерней.
Снять дифференциал можно уже после удаления конических роликовых подшипников. Сначала необходимо отпустить стопорные болты гаек дифференциала. После чего с помощью специального ключа обе гайки могут быть вывернуты. Затем с помощью съемника удалить оба конических роликовых подшипника из картера.
После удаления подшипников дифференциал вместе с ведомой шестерней извлекают из задней части картера главной передачи. Для этого на внутренних сторонах подшипников имеются специальные выработки.
После снятия следует осмотреть поверхность зубьев ведомой шестерни. В случае чрезмерного износа, наличия выбоин или задиров деталь необходимо демонтировать и заменить.
Ведомую шестерню допускается заменять только вместе с приработанной к ней в заводских условиях и имеющей один с нею номер ведущей конической шестерней!
Маркировка на ведущей конической шестерне находится на торцевой поверхности, имеющей резьбу на конце вала, а на ведомой шестерне — на внешней конической поверхности в конце одного из зубьев. Маркировка содержит год, месяц выпуска и порядковый номер.
При дальнейшей разборке картера дифференциала следует вывернуть восемь болтов крепления чашек сателлитов, снять масло-отражательную пластину и разъединить чашки дифференциала.
После этого могут быть извлечены оси сателлитов, шестерня полуоси и сателлит а также промежуточные кольца.
Демонтированные детали необходимо тщательно очистить и внимательно осмотреть. При обнаружении задиров, цветов побежалости, трещин или признаков чрезмерного износа дефектную деталь следует заменить.
Сборка глазной передачи
Сборку главной передачи начинают с установки дифференциала.
Для этого необходимо в чашки дифференциала поместить коническую шестерню 19 полуоси с промежуточными кольцахми, оси сателлитов с сателлитами 26 дифференциала и промежуточными кольцами.
Временно соединить четырьмя винтами чашку дифференциала (добиваясь совпадения заводских меток), провернуть большие койические шестерни полуосей и убедиться, что они не имеют люфта, но вращаются легко. В противном случае чашки следует разъединить и путем захмены промежуточных колец, имеющих различную толщину (от 4,6 до 5,3 мм с интервалом 1 мм), отрегулировать нормальное зацепление конических шестерен.
Затем установить маслоотражающую пластину, ввернуть все восемь болтов крепления чашек и затянуть их с установленным моментом, застопорив соответствующим образом.
После этого поставить на чашку дифференциала ведомую шестерню с болтами и застопорить эти болты проволокой.
Перед соединением частей болтами прилегающие’ поверхности тщательно очистить, возможные неровности ликвидировать. Необходимо соблюдать определенный порядок затяжки болтов. Затягивать болты по диагонали и всегда противолежащие.
После сборки механизма дифференциала его можно установить в картер главной передачи, а затем через отверстие для подшипника с помощью диска и ходового винта запрессовать до упора внутренние обоймы подшипников. Перед установкой внутреннюю обойму целесообразно нагреть в масле до 60 — 80 °С.
С применением этого же приспособления следует запрессовать и внешние обоймы подшипников, Внешнюю обойму подшипника со стороны ведомой шестерни допускается полностью запрессовывать только после установки ведущей конической шестерни, поскольку она может зацепиться за ведомую шестерню.
Установка ведущей конической шестерни дифференциала
С помощью приспособления запрессовать во втулку подшипника внешние обоймы подшипников ведущей конической шестерни.
Определить степень предварительной затяжки подшипников, необходимую толщину регулировочных прокладок. Вал должен свободно входить в отверстия под подшипники, что обусловливает легкость смены регулировочных прокладок, имеющих толщину 0,1; 0,2; 0,5; 1,0; 2,0 и 2,05 мм.
На вал надеть внутреннюю обойму внутреннего подшипника, распорную втулку и первоначальное количество регулировочных прокладок. Сверху поместить стакан подшипников в сборе, а затем внутреннюю обойму верхнего подшипника и прокладку регулировочного вала. После этого заворачивают корончатую гайку, слегка ее затягивая. После затяжки гайки регулировочный вал или люфтует или же заедает. Правильная регулировка достигается путем подбора регулировочных прокладок, после чего корончатую гайку затягивают с установленным моментом. На шкив наматывают шнур длиной примерно 1 м, к нему присоединяют динамометр.
Предварительный натяг подшипников будет нормальным в том случае, если после приложения усилия 22-37 Н регулировочный вал будет вращаться свободно, без помех. Если во время вращения вала динамометр показывает меньшую или большую силу, необходимо в нужной мере уменьшить или увеличить толщину регулировочных прокладок. Проверять следует при вращении в обоих направлениях.
После того как установлены количество и толщина необходимых регулировочных прокладок, узел следует разобрать и детали установить на окончательное место — на вал ведущей конической шестерни.
Внутреннюю обойму внутреннего конического роликового подшипника с помощью специальной оправки напрессовать на коническую шестерню, затем надеть на коническую шестерню распорную втулку, определенное в результате предыдущей операции количество регулировочных прокладок и стакан подшипников. Затем приспособлением напрессовать внутреннюю обойму верхнего конического роликового подшипника.
На втулку подшипника установить уплотнительную шайбу и крышку, имеющую сальник в стальном корпусе, а затем закрепить их на втулке подшипника двумя винтами. Прилегающие поверхности крышки и втулки подшипника перед сборкой смазать тонким слоем уплотняющей жидкости.
С помощью оправки и ходового винта напрессовать фланец до упора, а затем навернуть удлиненным ключом корончатую гайку на коническую шестерню и затянуть ее динамометрическим ключом с установленным моментом.
После сборки конической шестерни поместить на картер редуктора прежнее количество регулировочных прокладок 4 и установить на свое место стакан подшипников в сборе с ведущей конической шестерней, закрепив ее временно двумя болтами.
Чтобы предупредить проскальзывание регулировочных прокладок, ввернуть временно в картер редуктора две шпильки (после регулировки их можно легко извлечь) и надеть на них регулировочные прокладки.
После этого приступают к регулировке зацепления ведущей конической и ведомой шестерен. Для этого имеется две возможности:
регулировка ведущей конической шестерни в осевом направлении путем изменения количества и толщины регулировочных прокладок под стаканом подшипников;
регулировка ведомой шестерни, а также всего дифференциала в боковом направлении с помощью гаек дифференциала.
При регулировке зубья ведомой шестерни в 4-8 местах следует с обеих сторон смазать краской цвета индиго.
Затем провернуть коническую шестерню в обоих направлениях, притормаживая ведомую. На окрашенных зубьях останется след, соответствующий поверхности контакта (пятна контакта).
На основании полученных таким способом пятен контакта регулировка выполняется следующим образом.
Правильное зацепление имеет место тогда, когда на выпуклой стороне пятно контакта несколько больше 2/3 ширины зуба и располагается ближе к внешней стороне Б ведомой шестерни.
Слишком глубокий контакт — если зубья конической шестерни слишком глубоко входят между зубьями ведомой. Коническая и ведомая шестерни соприкасаются концами зубьев, на вогнутой стороне зуба у внутреннего конца Л и на выпуклой стороне — у внешнего конца Б.
В этом случае, чтобы правильно отрегулировать зацепление, необходимо вытянуть стакан подшипников вместе с конической шестерней и увеличить толщину регулировочных прокладок, затем собрать узел в прежнем виде и вновь проверить пятна контакта.
Если коническая шестерня установлена ближе к внешнему краю, то следует дополнительно отрегулировать и зазор между зубьями.
Слишком высоким контакт будет в том случае, если зубья конической шестерни не проникают достаточно глубоко между зубьями ведомой. Коническая и ведомая шестерни соприкасаются концами зубьев на вогнутой стороне зуба у внешнего конца зуба £ и на выпуклой стороне — у внутреннего конца А.
В этом случае, чтобы правильно отрегулировать зацепление, необходимо после уменьшения толщины регулировочных прокладок вдвинуть глубже стакан подшипников и коническую шестерню, но прежде следует отвести несколько подальше ведомую шестерню.
После закрепления стакана подшипников также необходимо регулировать зазор между зубьями.
По завершении отдельных испытаний зубья следует начисто протирать и вновь смазывать краской. Регулировку необходимо продолжать до тех пор, пока не будет обеспечено правильное зацепление зубьев шестерен.
Регулировочные прокладки, подкладываемые под стакан подшипников, изготавливаются толщиной 0,2; 0,3; 0,5; 1,0; 2,0 и 2,05 мм.
Важно, чтобы при боковом регулировании ведомой шестерни всегда затяжка гайки дифференциала с одной из сторон выполнялась на такую величину, на какую была отпущена гайка с другой стороны.
Подшипники должны быть посажены без зазоров. На двух «ножках» опор подшипников картера главной передачи длина опорного края может составлять 275±o;oi мм. После окончательной регулировки гайки подшипников должны быть тщательно застопорены, поскольку ослабление затяжки стопорных винтов может привести к самопроизвольному вывертыванию колец и поломке главной передачи.
После выполнения полной сборки необходимо проверить балансировку ведомой шестерни также и индикатором биений, снабженным щупом со сферической головкой. Допустимое биение зубьев шестерни в направлении, перпендикулярном делительному конусу,— 0,13 мм.
Затем смазывают прилегающие поверхности картера главной передачи и картера моста уплотнительной жидкостью и на картер главной передачи укладывают бумажную прокладку.
Картер главной передачи в соответствии с местом для установки ведомой шестерни следует вставлять в картер моста, повернув на 90°, а затем, возвратив его в нормальное положение, затянуть крепежные винты с установленным мохментом.
Винты и резьбовые отверстия под них смазывают маслостойким уплотняющим материалом с целью предупреждения подтекания масла.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ремонт дифференциала автобусов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы