Электрооборудование экскаваторов, кроме ежедневного обслуживания и периодических осмотров, проходит текущий ремонт, периодичность которого должна быть увязана с графиком ремонта других агрегатов и узлов экскаваторов.
Текущий ремонт электрических машин проводят с частичной их разборкой без снятия или со снятием с экскаватора и включает следующие основные работы:
1) проверку сопротивления изоляции обмоток;
2) подтягивание болтовых креплений;
3) проверку величины воздушного зазора между ротором и статором; >
4) замену изношенных щеток и вышедших из строя щеткодержателей;
5) проверку действия механизма подъема щеток;
6) добавление смазки в подшипники или ее замену в случае необходимости; замену подшипников качения;
7) чистку и лакировку обмоток.
Капитальный ремонт электрических машин назначается независимо от срока работы при выявлении существенных дефектов или после аварии. При капитальном ремонте двигатель разбирают полностью в специально оборудованных мастерских, где перематывают и пропитывают обмотки, ремонтируют и заменяют детали с последующей проверкой и испытанием. Ниже приведено краткое описание работ, выполняемых при ремонте электрооборудования.
Текущий ремонт электрических машин
Ремонт изоляции. Чаще всего в электрической машине повреждается изоляция, которая легко нарушается от механического воздействия и под влиянием окружающей среды.
Повреждение изоляции неизбежно приводит к замыканию в электрической цепи машины. Сопротивление изоляции может понижаться в результате загрязнения машины, отсырения обмоток, естественного старения и износа изоляции.
Чтобы избежать аварий машины, надо периодически измерять сопротивление изоляции отдельных обмоток. Общее понижение сопротивления изоляции всех частей машины свидетельствует об ее отсырении, а резкое снижение сопротивления изоляции только одной обмотки указывает на нарушение ее целости.
Чтобы избежать повреждения изоляции, во время текущего ремонта тщательно очищают машину от пыли и других частиц пыле-отсасывающими устройствами или продувают очищенным сжатым воздухом. Последний способ менее желателен, так как струей воздуха пыль забивается в мельчайшие углубления обмотки и не может быть извлечена. Отсыревшие обмотки сушат.
Ремонт щеток и коллектора. Если щетки имеют царапины по прилегающей к коллектору поверхности, то их пришлифовывают стеклянной бумагой, начиная с более крупных номеров и постепенно переходя к более мелким. Применять наждачное полотно воспрещается, так как наждачная пыль, забиваясь в прорези между коллекторными пластинами, замыкает их между собой.
Чтобы на коллекторе не образовывались желобки, щетки при установке надо располагать в шахматном порядке. Риски и шероховатости на коллекторе устраняют шлифованием поверхности.
При большом износе, когда на поверхности выступает изоляция, коллектор протачивают резцом, углубляют изоляцию между пластинами на 0,5 мм и шлифуют стеклянной бумагой.
Ремонт подшипников. При большом износе подшипников ротор двигателя задевает за статор, что вызывает повреждение активной стали, а иногда и обмоток.
Вышедшие из строя подшипники качения обычно заменяют новыми. Подшипник надо заменять, если измеренный щупом зазор между кольцом и шариком (или роликом) превышает 0,1 мм для валов диаметром до 25 мм и 0,2 мм — для валов диаметром до 100 мм.
Неисправности подшипников скольжения могут быть устранены во время текущего ремонта. В основном заменяют изношенные втулки или вновь заливают вкладыши.
Ремонт обмоток асинхронных электродвигателей.
Причинами повреждения обмоток двигателей являются:
а) замыкание витков одной катушки или выводов этой катушки в результате износа изоляции;
б) распайка мест соединения или механическое повреждение тонкой обмотки;
в) перетирание изоляции и замыкание обмотки на корпус;
г) короткое замыкание.
Обрыв обмотки обнаруживают с помощью лампы или мегомметра. Контакт можно восстановить пайкой твердым припоем с последующим тщательным изолированием. Если же обрыв произошел в части катушки, уложенной в пазу, то необходимо заменять всю катушку. Иногда можно не заменять катушку, вставив на место поврежденного новый проводник и спаяв его с концами старого на лобовых частях обмотки.
Замыкание на корпус фазы определяют при помощи мегомметра, показывающего значительное снижение сопротивления изоляции фазы по отношению к корпусу. Определив поврежденную фазу, находят место замыкания ее на корпус. Замыкание устраняют, восстанавливая изоляцию или заменяя поврежденную катушку. Если в результате короткого замыкания поврежден не проводник, а лишь изоляция и к ней есть доступ, то изоляцию восстанавливают, а затем пропитывают лаком. Если это сделать невозможно, то поврежденную катушку заменяют.
Капитальный ремонт электрических машин
Капитальный ремонт машин начинают с их общей разборки, затем определяют характер повреждений, проверяя механические и электрические элементы. Только после точного определения характера и места повреждения решают, в каком объеме требуется ремонт. Повреждения машины определяют путем наружного осмотра, проверки состояния обмоток, подшипников, мест их посадки и цапф вала.
Когда составлена вся необходимая техническая документация, выполняют необходимый ремонт и замену всех деталей и узлов, пришедших в негодность. Капитальный ремонт электрических машин и аппаратуры проводит специально подготовленный персонал в электроремонтных цехах или мастерских.
Цех или мастерская обычно имеют следующие отделения: складское, разборочно-сборочное, слесарное, механическое, обмоточное и испытательное.
Ремонт пускорегулирующей аппаратуры
Пускорегулирующую аппаратуру собирают из большого числа мелких и простых деталей, которые нецелесообразно реставрировать, а лучше заменять новыми. Несмотря на большое конструктивное разнообразие аппаратуры управления, номенклатура изнашиваемых деталей этих аппаратов не так уж велика.
Больше всего изнашиваются оси и ролики, особенно в кулачковых элементах. Оси роликов в аппаратах должны сидеть плотно и не проворачиваться. Ролики же должны свободно вращаться на неподвижной оси, так как в противном случае ось быстро расшатывается на опорах и может выскочить, замкнув близлежащие токоведущие части.
Ремонт изоляционных деталей представляет большие трудности. Поэтому на практике заменяют одни материалы другими, не требующими сложного оборудования для обработки. Например, прессованные пластмассовые коробки часто заменяют пластинчатыми гетинаксовыми или текстолитовыми.
Катушки аппаратов часто выходят из строя и их нужно заменять новыми.
Нагревательные элементы тепловой защиты либо заменяют новыми, либо изготовляют на месте, если для этого созданы соответствующие условия.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ремонт электрооборудования экскаваторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы