Головку цилиндров следует снимать, если необходимо заменить шатунно-поршневую группу, клапаны, прокладки головок и цилиндров или саму головку. У двигателей ЯМЗ-240Н головку обычно заменяют из-за трещин в перегородках или в местах установки клапанов, которые возникают из-за большой теплонапряженности двигателей с наддувом.
Снимать головку следует в такой последовательности: слить жидкость из системы охлаждения двигателя; отсоединить от головки все трубопроводы, защитить их внутренние полости от попадания пыли и грязи; снять крышку головки цилиндров; отсоединить внутренние трубопроводы форсунок; отвернуть гайки скоб крепления форсунок и снять форсунки, предохраняя распылители от ударов и засорения отверстий; отвернуть гайки крепления осей коромысел, снять оси вместе с коромыслами и вынуть штанги; отвернуть гайки крепления головки цилиндров; снять головку цилиндров с двигателя и проверить ее состояние, если требуется, то осторожно, чтобы не повредить, снять прокладки головки цилиндров. Одновременно требуется проверить состояние гильз цилиндров, поршней и клапанов. Для предотвращения попадания пыли и грязи цилиндровые отверстия закрыть.
Тщательно следует осмотреть прокладку головки цилиндров, предназначенную для уплотнения стыка между блоком и головкой цилиндров. Она состоит из двух стальных листов толщиной 0,25— 0,3 мм, между которыми проложена асбестовая бумага толщиной 1 мм. Стальные листы прокладки покрыты специальным свинцовисто-оловянным сплавом толщиной 0,005 мм.
При снятых головках цилиндров для определения степени износа необходимо осмотреть седла выпускных клапанов, для чего следует очистить головки и седла От масла и нагара, промыть в керосине. Седла выпускных клапанов изготовляют из Жаропрочного чугуна твёрдостью HRC 50—60 (термически обработаны) и запрессовывают в головку с натягом 0,045—0,105 мм, предварительно нагрев до 90° С. Если при осмотре установят, что тарелка.и стержень не покороблены и не имеют прогаров на фасках клапана и седла, то герметичность клапана можно восстановить даже при наличии незначительного износа и мелких раковин на фасках. Для этого перед притиркой следует прошлифовать седла и клапаны или вообще заменить неисправные клапаны.
Рис. 84. Расположение матового пояска на головке:
а — матовый поясок
Перед сборкой головки цилиндров обязательно нужно притереть клапаны. Для притирки применяют пасту, составленную из смеси абразивного мелкозернистого шлифовального порошка и веретенного масла или из смеси карбида бора и дизельного масла. На фаску наносят тонкий слой притирочной пасты, смазывают стержень клапана дизельным маслом и ставят его на место. Нельзя проводить притирку . круговыми движениями. Притирочную пасту периодически наносят тонким слоем и продолжают притирку до тех пор, пока на фасках клапана и седлах не появится непрерывный матовый поясок шириной не менее 1,5 мм. Разрывы матовой полоски и наличие рисок на ней не допускаются. При правильных углах рабочих фасок клапанов и седле матовый -поясок (рис. 84) на седле головки должен начинаться у основания большого конуса.
После притирки клапаны следует проверить на герметичность, для чего тщательно промыть керосином, протереть насухо, собрать с пружинами -и залить поочередно керосин во впускные окна. Течь или просачивание керосина через клапан не допускается в течение 3 мин, даже при повороте клапана на любой угол. В практике эксплуатации герметичность клапана проверяют, нанося карандашом риски поперек фаски через равные промежутки.
Обычно наносят 10—15 черточек, осторожно вставляют клапан в седло и, нажимая достаточным усилием, поворачивают клапан на XU оборота, при этом все черточки должны быть стерты. При неудовлетворительных результата! проверки притирку следует повторить.
Устанавливаются клапаны в соответствующие гнезда головки согласно притертым поверхностям. Перед установкой стержни клапанов смазываются дизельным маслом. После установки на каждую направляющую клапана нужно надеть по одной шайбе, направляя плоскую сторону шайбы к головке цилиндра, установить наружные и внутренние пружины, на них тарелки и втулки тарелок клапанов. Сжав пружины с тарелками и втулками, вставить сухари клапанов (по два сухаря на каждый клапан). Сухари клапанов своими выступами должны заходить в выточки стержней клапанов и прочно стопорить тарелки пружин. После сборки пружины клапанов одновременно отпустить.
Рис. 85. Последовательность затяжки гаек крепления головок цилиндров
Головки цилиндров нужно устанавливать в обратном порядке. Если снималась прокладка головки, ‘то ее следует установить на блок наружу той стороной, на которой написано «Верх».,В противном случае ее отверстия не совпадут со шпильками, ввернутыми в блок цилиндров. Привалочные плоскости головки протереть чистой ветошью. Гайки крепления головок цилиндров затягивать динамометрическим ключом с моментом 22—24 даН-м в порядке возрастания номеров, как показано на рис. 85. После первой затяжки производится (в той же последовательности) повторная проверочная затяжка с указанным моментом.
В процессе эксплуатации может произойти заклинивание ротора турбокомпрессора из-за недостаточного поступления смазки в подшипники и поломка лопаток турбины из-за повышенного температурного напряжения. Поэтому требуется обязательное техническое обслуживание турбокомпрессора в полном объеме и в сроки, установленные заводом-изготовителем двигателя. Однако и между осмотрами могут возникнуть поломки турбокомпрессора. Ремонтируется он только заменой деталей в специальных помещениях, где исключается попадание песка и пыли на трущиеся поверхности турбокомпрессора.
Разборку турбокомпрессора следует производить в последовательности: отсоединить от турбокомпрессора газовые, воздушные и масляные магистрали; закрепить сопловой венец двумя диаметрально расположенными гайками; отвернуть три гайки крепления кронштейна к картеру маховика и снять турбокомпрессор с двигателя вместе с кронштейном; отвернуть четыре гайки крепления кронштейна, снять кронштейн и его прокладку; отвернуть три гайки крепления патрубка, снять патрубок и прокладку с сеткой; отвернуть шесть гаек крепления корпуса компрессора и снять корпус в сборе; вращая рукой ротор, проверить легкость его вращения и отсутствие задеваний вращающихся деталей за неподвижные.
Такую проверку производят несколько раз до установления причины задевания. Если при этом установят, что причиной задевания -были детали компрессора, то дальнейшую разборку не производят. Следует только разобрать и отремонтировать или очистить компрессор, предварительно вывернув два болта крепления диффузора и сняв его. Детали компрессора очистить, промыть и собрать.
Если установлено, что детали компрессора не являются причиной неисправности, то необходимо производить дальнейшую разборку турбокомпрессора: – отвернуть шесть гаек крепления корпуса турбины и снять корпус в сборе с сопловым венцом; – проверить легкость вращения ротора в подшипниках при снятом корпусе турбины.
Если задевание устранилось, следует очистить и промыть корпус турбины, после чего собрать турбокомпрессор.
Если задевание не устранилось после снятия корпусов турбины и компрессора, нужно вынуть и очистить ротор.
Операцию нужно проводить в последовательности: – отогнуть усы стопорной шайбы и отвернуть гайку крепления колеса компрессора; – съемником снять колесо компрессора и вынуть шпонку из вала; – отвернуть два болта крепления крышки корпуса подшипников и, ввернув их в два резьбовые отверстия, снять крышку и маслоотражатель; – отвернуть три винта крепления упорного фланца, снять упорный фланец и упорную втулку с вала; вынуть ротор турбокомпрессора в сторону турбины; – снять съемником стопорное колесо подшипника, вынуть шайбу и подшипник сначала с одной, а затем с другой стороны корпуса подшипников; – вынуть проставку турбины; – деревянным скребком удалить с деталей нагар, предварительно поместив их в ванну с бензином на 3—4 ч, волосяной щеткой очистить проточные части и все детали промыть бензином.
Внимательно осмотреть колеса турбины и компрессора, при наличии трещин на лопатках или дисках заменить ротор в сборе; проверить втулки подшипников и при наличии повышенного износа заменить их; при необходимости отвернуть две гайки крепления соплового венца, снять его, проверить наличие трещин; осмотреть корпус турбины и при наличии трещин заменить.
После очистки, проверки, промывки и ремонта собрать турбокомпрессор и установить на двигатель. При сборке ротора метки на маслоотражателе и упорной втулке совместить с риской на валу. Колесо компрессора перед напрессовкой на вал нагреть до 80 — 100° С. Гайку колеса компрессора затягивают до совмещения меток на ней и на колесе компрессора. Все крепежные детали затянуть и тщательно законтрить. Винты упорного фланца законтрить закерниванием.
После сборки и установки на двигатель, включив маслозакачивающий насос, прокачать маслом систему смазки и по показаниям
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ремонт головок цилиндров и газораспределительного механизма"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы