Коленчатый вал двигателей унифицирован и изготовляется из стали 50ХФА. Твердость рабочих поверхностей вала НВ229—269. Дорожки качения должны иметь твердость HRC 61—65 на глубину 3,5—4,5 мм, а торцы — HRC 56—65. Ширина дорожек качения равна 34 +о,о4 мм. Величина поверхностных неровностей дорожек качения не должна превышать 0,2 мкм. При обработке коренных шеек вогнутость не допускается, а выпуклость должна быть не более 0,005 мм, овальность — не более 0,01 мм,огранка (дробление) — не более 0,002 мм, биение относительно общей оси дорожек качения крайних опор для II и VI не более 0,02 мм, для III и V не более 0,03 мм, для IV не более 0,04 мм, разность биений соседних коренных шеек не более 0,02 мм, а биение торцов дорожек качения не более 0,03 мм.
Шатунные шейки должны быть закалены до твердости HRC 52—56 также на глубину 3,5—4,5 мм. Диаметр шатунных шеек 88-0,015 мм, расположены они в трех плоскостях под углом 120°±20’.
В качестве коренных применяются роликовые подшипники марки 2622134ЛМ, имеющие 24 ролика, и латунный сепаратор. Наружные кольца подшипников запрессовываются в расточки блока цилиндров с натягом 0,018—0,080 мм и удерживаются от осевого перемещения стопорными кольцами.
На двигателях применяются кованные из стали 40Х шатуны двутаврового сечения. Для демонтажа поршня с шатуном через гильзу цилиндров на нижней головке шатуна служит косой разъем под углом 55° к продольной оси. Плоскости разъема имеют шлицевую гребенку, поэтому при ремонте не допускается забивание ее грязью; зубцы гребенки не должны иметь заусенцев и забоин. Отверстия в нижней крышке должны растачиваться в сборе с крышкой при затяжке болтов крышки с усилием 16—18 даН-м до размера 93+°>021 мм.
Поршни изготовлены из высококремнистого чугуна, рабочий зазор между юбкой поршня и гильзой цилиндра равен 0,19—0,21 мм для двигателя ЯМЗ-240 и 0,24—0,26 мм для двигателя ЯМЗ-240Н. Для достижения этого размера гильза и поршни разбиваются на четыре размерные группы (табл. 15 и 16).
У двигателей ЯМЗ-240 этот размер для поршней измеряется по большему диаметру юбки на расстоянии 153 мм от днища поршня. Поршни двигателей ЯМЗ-240Н более подвержены температурной напряженности, поэтому они имеют бочкообразную форму с занижением размеров к днищу и нижнему торцу. Наибольший размер овальной поверхности выполнен на расстоянии 113 мм от днища поршня. Масса поршня 2780± 10 г.
Поршень соединяется с шатуном при помощи пустотелого пальца, изготовленного из стали 12ХНЗА с цементованной на глубину 1—1,4 мм поверхностью пальца до твердости HRC 56—65.
Таблица 15
Размерные группы
При сборке палец в отверстие устанавливается с натягом, поэтому поршень должен быть предварительно нагрет в масляной ванне до 80—100° С. При сборке шатуна с поршнем смещение камеры в поршне должно быть направлено в сторону нижнего болта крепления крышки шатуна.
В процессе эксплуатации необходима периодическая замена поршневых колец и вкладышей шатунов, поэтому разборку двигателя ведут в такой последовательности: снять головку цилиндров и поддон двигателя, очистить нагар с верхнего пояса гильзы цилиндра, что позволит поршню легко выйти из гильзы; отсоединить нижнюю головку шатуна путем отворачивания болтов крепления крышки и вытащить вверх через цилиндр поршень с шатуном; снять старые поршневые кольца при помощи приспособления (рис. 86) и очистить поршень от нагара, при этом необходимо предохранить поршень от повреждений, особенно торцовые поверхности канавок под поршневые кольца; снять шатунный палец крепления поршня, для чего нагреть поршень в. масляной ванне; заменить вкладыши шатунного подшипника, исходя из следующей размерной группы; обработку внутреннего размера производить в. сборе с нижней крышкой.
Рис. 86. Щипцы для снятия и надевания поршневых колец: 1 поршневое кольцо, 2 — оправка приспособления, 8 — губки щипцов, 4 — рукоятка
Таблица 19
Размерные группы
Рис. 87. Установка поршня в цилиндр:
1 — гильза, 2 — поршень, 3 — поршневые кольца, 4 — оправка
Перед сборкой следует тщательно промыть все детали, а масляные каналы продуть сжатым воздухом. Трущиеся поверхности при сборке смазывают дизельным маслом, применяемым для смазки двигателя. Сборка производится в обратной последовательности.
При каждой сборке шатуна нужно устанавливать новые замковые шайбы стопорения стяжных болтов нижней крышки шатуна, так как повторная отгибка усов замковых шайб не допускается. Шатунные болты следует затягивать с усилием 16—18 даН-м, затяжку производить в два приема, сначала половинным усилием, а затем полным.
При установке поршня в цилиндр (рис. 87) поршневые кольца должны быть полностью утоплены в канавки специальным обжимным приспособлением, внутренний диаметр которого равен диаметру цилиндра.
При сборке поршня с шатуном и установке их на двигатель следует обеспечить выполнение следующих требований: поршень и гильза должны быть одинаковых размерных групп; компрессионные кольца устанавливать скошенной стороной и клеймом «Верх» к головке поршня; замки смежных поршневых колец направить в противоположные стороны; камера сгорания в поршне должна быть смещена внутрь двигателя, в сторону топливного насоса; клейма спаренности на шатуне и крышке должны быть одинаковыми, а риски спаренности — совпадать.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ремонт кривошипно-шатунного механизма"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы