Основные дефекты рулевого управления колесных тракторов и автомобилей: износы втулок и ролика вала сошки, червяка, подшипников и мест их посадки, резьбовых отверстий картера, деталей шаровых соединений рулевых тяг; погнутость тяг; ослабление репления рулевого колеса на валу; трещины и изломы на фланце крепления картера рулевого механизма; износ деталей гидроусилителя и масляного насоса.
В результате износа деталей рулевого управления нарушается его регулировка, затрудняется управление и теряется устойчивость на ходу. Главная причина повышенного износа деталей — неправильная регулировка и несвоевременная или недоброкачественная смазка механизмов рулевого управления.
Восстановление деталей рулевого управления заключается в следующем.
Малоизношенные червяк и ролик зачищают или протачивают до выведения следов изнашивания. При большом износе, который нельзя компенсировать регулировкой, детали заменяют.
Посадочные места вала сошки под втулки шлифуют под ремонтный размер, а при необходимости хромируют и шлифуют под номинальный размер.
Поврежденную на валу резьбу протачивают, наваривают и нарезают нормального размера.
Втулки заменяют и развертывают под размер опорных шеек вала сошки или рулевого вала. Смещение осей развернутых втулок допускается не более 0,03 мм, а овальность — не более 0,05 мм.
Рулевые валы и валы сошки с трещинами, скручиванием или изношенными шлицами заменяют новыми.
Места посадки подшипников в картере рулевого механизма восстанавливают постановкой втулки. При трещинах или поломках картер заменяют новым.
Изношенн ы е шаровые пальцы обычно заменяют. Но при необходимости их восстанавливают наплавкой или осадкой. Перед осадкой головку нагревают до температуры 850°С (красный цвет каления), ставят в специальную оправку и раздают коническим пуансоном. Обрабатывают головки на токарном станке.
Ослабленные или сломанные пружины и изношенные вкладыши шаровых пальцев заменяют новыми.
Погнутые рулевые тяги и рычаги правят с местным нагревом до температуры 800°С. Перед правкой пустотелые тяги заполняют мелким песком.
Сборка и регулировка. Собирают рулевой механизм на специальных стендах или подставках.
Механизм рулевого управления без гидроусилителя собирают примерно в такой последовательности.
Напрессовывают червяк на вал рулевого управления так, чтобы он сидел плотно, без качания. Установленный червяк не должен Меть раковин и ступенчатого износа на зубьях и конусах.
Устанавливают в колонку вал рулевого управления и крепят его к картеру рулевого механизма. Подшипники регулируют про-кладками, установленными под фланцем рулевой колонки. Правильно смонтированный вал червяка рулевого управления колесных тракторов и автомобилей не должен иметь осевого зазора.- Он должен поворачиваться в подшипниках от усилия 3…8 Н на плече, равном радиусу рулевого колеса. Усилие измеряют динамометром.
Устанавливают сошку с роликом и регулируют ее зацепление с червяком.
Ролик должен находиться посередине червяка (определяют его положение на половине числа оборотов рулевого колеса, необходимых для поворота ролика из одного крайнего положения в другое). Зазор в зацеплении зубьев ролика сошки с червяком устанавливают перемещением сошки регулировочным винтом или Прокладками.
Зацепление ролика с червяком отрегулировано правильно, если вал рулевого управления вращается свободно, без заедания от усилия не более 15…25 Н, приложенного к ободу рулевого колеса, а нижний конец рулевой сошки перемещается не более чем на 0,15 мм.
Механизм рулевого управления с гидроусилителем автомобиля ЗИЛ-130 регулируют следующим образом. Подшипники вала рулевого колеса регулируют гайкой и проверяют динамометром, приложенным к ободу рулевого колеса.
Подшипники отрегулированы правильно, если момент проворачивания колеса равен 0,3…0,8 Н-м. После регулировки гайку стопорят загнутым усиком стопорной шайбы.
При сборке рулевого механизма необходимо особое внимание обращать на исправность и других уплотнительных устройств. Размеры шариков гайки при изготовлении сортируют на 14 групп, отличающихся одна от другой на 2 мкм. Поэтому при сборке необходимо ставить шарики одной группы. Если гайка на винте рулевого механизма проворачивается свободно, надо установить шарики большего размера, если проворачивается туго — меньшего. Шариковая гайка должна плавно проворачиваться в средней части рулевого винта 4 под действием крутящего момента 0,3…0,8 Н-м. Ее осевой зазор допускается не более 0,3 мм.
Рис. 1. Рулевой механизм автомобиля ЗИЛ-130:
1 — картер рулевого механизма; 2—рейка-поршень; 3 — уплотнителшое кольцо; 4 — винт рулевого механизма;^5 — шариковая гайка; 6 — шарик; 7 — поршневые кольца; 8 — промежуточная крышка; 9 — подшипник; 10 — корпус клапана управления; 11 — регулировочная гайка; 12 — сектор; 13 — боковая крышка; 14 — регулировочная шайба; 15 — регулировочный винт; 16 — вал сошки; 17 — сливная пробка; 18 — гайка.
Правильность зацепления сектора с рейкой-поршнем регулируют винтом и проверяют динамометром, приложенным к концу рулевого винта или к рулевому колесу. Зацепление должно быть отрегулировано так, чтобы момент для проворачивания рулевого винта при переходе его через среднее положение был не более 5 Н • м.
В окончательно собранном рулевом механизме все подвижные сопрягаемые детали должны работать без заедания и заклинивания при повороте вала рулевой сошки от одного крайнего положения до другого под действием момента не более 80 Н-м.
Одновременно со сборкой и регулировкой рулевого механизма собирают и проверяют на специальном стенде насос гидроусилителя. Он должен развивать давление 6,5…7,0 МПа при прогретом до температуры 65…75 °С масле.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ремонт рулевого управления колесных тракторов и автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы