Основные дефекты: износ фрикционных накладок, рабочих поверхностей тормозных барабанов, разбухание или разрушение резиновых манжет, износ поршней и цилиндров гидравлических тормо-чов; потеря герметичности впускного и выпускного клапанов тормозного крана и прорыв диафрагм тормозных камер пневматических тормозов.
Восстановление деталей заключается в следующем.
Изношенные тормозные накладки заменяют новыми. К тормозным лентам и колодкам тракторов и автомобилей накладки прикрепляют заклепками из цветных металлов или приклеивают клеем ВС-10Т. Технология приклепывания или приклеивания такая же, как при ремонте накладок сцепления. Для приклеивания накладок к тормозным колодкам или лентам применяют специальные приспособления.
Радиус рабочей поверхности колодок регулируют подбором толщины накладок и последующим их протачиванием в соответствии с размерами тормозного барабана. Если накладки приклепаны, то после протачивания проверяют глубину утопания заклепок: она должна быть не менее 2 мм. Приклеенные накладки проверяют на сдвиг под прессом. Если при показании манометра пресса 7,5…8,0 МПа накладка не сдвигается, то качество склейки хорошее.
Изношенные резиновые манжеты гидравлических тормозных цилиндров заменяют новыми.
Отверстия тормозных цилиндров восстанавливают растачиванием с последующим хонингованием под ремонтный размер поршней (некоторые ремонтные предприятия восстанавливают их специальными протяжками на протяжном станке или прошивают на гидравлическом прессе).
При износе отверстий тормозных цилиндров больше 0,3 мм цилиндры растачивают и запрессовывают в них стальную или чугунную гильзу с натягом 0,02 мм и закрепляют ее клеем. Затем растачивают или развертывают и хонингуют под нормальный размер.
Овальность и конусность рабочей поверхности цилиндра допускаются не более 0,01 мм.
В случае гильзования главного тормозного цилиндра перед обработкой рабочей поверхности в гильзе сверлят отверстия под перепускной и компенсационный клапаны.
Изношенные алюминиевые поршни восстанавливают под увеличенный размер раздачей коническими пуансонами.
Рис. 1. Приспособление для призвания тормозных накладок к колодкам или лентам:
1 — рукоятка; 2 — обжимное кольцо; 3 — винт; 4 — фиксатор; 5 — тормоз-Ная колодка; б _ „лита И с последующей обточкой на токарном станке до ремонтного или нормального размера.
После сборки тормозные цилиндры испытывают на герметичность воздухом под давлением 0,5…0,6 МПа с погружением в денатурированный спирт или тормозную жидкость.
Поверхности тормозных барабанов растачивают до выведения следов изнашивания. Сильно изношенные или уже расточенные барабаны восстанавливают постановкой чугунного или стального кольца, которое затем растачивают под номинальный размер. Установленное кольцо крепят винтами с потайной головкой или приваркой с торцов. Растачивают тормозные барабаны со ступицей.
Разрушенные диафрагмы и изношенные клапаны пневматических тормозов заменяют новыми.
Установка и регулировка. Фрикционные накладки установленных тормозных лент и колодок должны плотно прилегать к тормозному барабану всей рабочей поверхностью. Допускается зачистка неровностей, задиров и рисок на рабочей поверхности накладок. Колодки устанавливают на диск тормоза так, чтобы все шарнирные соединения были подвижны.
Тормозные гидравлические цилиндры перед установкой проверяют на подтекание и плотность соединения. Для этого в цилиндре нажатием на шток создают давление согласно техническим условиям.
Главные тормозные цилиндры автомобилей типа ГАЗ проверяют на герметичность под давлением 9 МПа. В течение 3 мин не должно быть подтекания жидкости ни в одной точке.
При установке трубопроводов и шлангов следят, чтобы они не соприкасались с подвижными деталями.
Регулировка тормозов заключается в установлении свободного хода рычагов и педалей и зазора между тормозными барабанами и тормозными лентами или колодками. Свободный ход рычагов муфт поворота и ход педали тормозов регулируют изменением длины тяг, действуя на наконечники с шаровой головкой. При укорачивании тяги свободный ход рычага увеличивается, и наоборот.
Ход педали тормозов также регулируют изменением длины тяг так, чтобы рычаг тормозной ленты занял положение под углом 15° (назад от вертикали). Гайку тормозной ленты завинчивают до устранения зазора между лентой и барабаном и отвертывают на 6…7 оборотов.
Полный ход педали тормоза равен 120…140 мм.
Зазор между тормозной лентой и барабаном в нижней части регулируют стопорным болтом. Педаль тормоза полностью выжимают и стопорят в таком положении. Стопорный болт затягивают до упора, затем отвертывают на один-полтора оборота и затягивают контргайкой. Нормальный зазор между тормозными лентами и барабанами должен быть 1,2…2 мм.
Регулировочной гайкой затягивают ленту на барабанах тормозов до отказа (лента должна плотно прилегать к барабану), затем отпускают гайку до получения нормального зазора между барабаном и лентой, а гайку — до совмещения кольцевой выточки на штоке с плоскостью проушины. Регулировочный болт в нижней части корпуса трансмиссии завертывают до отказа, затем отвертывают на один оборот и контрят. Изменением длины тяги устанавливают свободный ход рычага в пределах 60…80 мм. Оба рычага должны находиться в одной плоскости. Полный ход педалей тормозов в пределах 120…140 мм устанавливают изменением длины тяги. В остановочных тормозах при установке зуба педалей во вторую впадину фиксатора тормозные ленты должны плотно прилегать к поверхности барабанов.
Перед регулировкой тормозов грузовых автомобилей типа ГАЗ систему заполняют тормозной жидкостью и прокачивают (сначала правые колеса — заднее и переднее, затем левые — переднее и заднее).
Свободный ход педали регулируют в следующем порядке. Медленно нажимают на педаль и определяют свободный ход. Соединительный стержень устанавливают так, чтобы при крайнем положении поршня ось отверстия стержня не доходила до оси отверстий в рычаге педали на 1,5…2,5 мм.
Зазор между колодками и тормозными барабанами регулируют вращением эксцентриков стержня.
После предварительной регулировки всех тормозов несколько раз резко нажимают на тормозную педаль и вновь проверяют легкость вращения колес. Если при опускании педали на 2/3 хода или до упора в пол приходится нажимать на нее с ощутимым усилием, значит, между колодками и тормозными барабанами имеются лишние зазоры. Если же педаль при незначительном усилии Доходит почти до упора в пол — в систему попал воздух. В таких случаях тормоза прокачивают и регулируют вторично.
Торможение всех колес должно происходить одновременно и надежно при опускании педали не более чем на 2/3 хода; нога при иажатии на педаль должна чувствовать возрастающее сопротивление.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ремонт тормозов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы