В трансмиссионном барабанно-колодочном тормозе автомобиля ГАЗ-5ЗА к задней стенке картера коробки передач крепится тормозной диск. На нем установлены корпус регулировочного винта и корпус разжимного механизма. С регулировочным винтом соединен плавающий клин, на который опираются нижние пальцы тормозных колодок. Верхние пальцы колодок опираются на два шарика, помещенных в канале разжимного стержня. Тормозной барабан прикреплен к фланцу вилки кардана.
Рычаг управления ручным тормозом нижним концом шарнирно соединяется тягой с рычагом. Когда шофер перемещает к себе верхний конец рычага, то тяга, поворачивая рычаг относительно оси, заставляет его нажать на стержень, который, раздвигая пальцы, прижимает колодки к барабану. Сначала прижимается к барабану колодка. Действующая на первичную колодку сила трения передается через плавающий клин вторичной колодке, способствуя ее прижатию к тормозному барабану. Пружины прижимают колодки к опорному и разжимному пальцам. Первичная колодка прижимается относительно слабыми пружинами, окрашенными в красный цвет, а вторичная колодка — более сильными пружинами, окрашенными в синий цвет.
Рис. 1. Герметичный тормозной механизм:
1 — обод колеса; 2 — фланец тормозного барабана; 3 — колесный цилиндр; 4 — крышка тормозного барабана; 5 — фланец наружного сальника; 6, 10 и 14 — сальники; 7 и 17 — трубопроводы; 8 — цапфа; 9 — кожух полуоси; 11 и 15 — упорные кольца; 12 — шарикоподшипник; 13 — тормозной диск; 16 — полуось; 18 и 20 — штуцеры; 19 — крышка люка; 21 — люк; 22 — кол-пачок; 23 — перепускной клапан; 24 — тормозной барабан; 25 — диск колеса
Защелка позволяет удерживать тормоз в заторможенном состоянии. Для этого на верхнем конце рычага имеется кнопка, соединенная тягой с защелкой. В запертом состоянии защелка прижата к зубьям сектора с помощью пружины. При нажатии на кнопку пружина сжимается, и защелка 5 освобождается, в результате чего можно выключить трансмиссионный тормоз.
Рис. 2. Трансмиссионный барабанно-колодочный тормоз автомобиля ГАЗ-63 А:
1 — кнопка фиксатора Тормозного рычага; 2 — рычаг управления ручным тормозом; 3 — тяга; 4 — сектор; 5 — защелка; в — ось; 7 и 11 — тормозные колодки; 8 — корпус разжимного механизма; 9, 14 к 17 — пружины: 10 — корпус регулировочного винта; 12 — тормозной диск; 13 — регулировочная гайка; 15 — рычаг; 16 — тяга; 18 — регулировочный винт; 19 и 22 — пальцы; 20 — плавающий клин; 21 — разжимной стержень
Рис. 3. Трансмиссионный барабанно-колодочный тормоз автомобиля ЗИЛ-130:
1 — фрикционная накладка; 2 — тормозной барабан; 3 — кронштейн; 4 — сальник кронштейна; 5 — малая оттяжная пружина колодок; 6 — чека оси колодок; 7 — ось колодок; 8 — гайка крепления фланца; 9 — винт; 10 — фланец вторичного вала коробки передач; 11 — болт; 12 — шайба; 13 — колодка; 14 — большая оттяжная пружина колодок; 15 — сухарь колодки; 16 — разжимной кулак; 17 — щит; 18—регулировочный рычаг; 19 — вилка; 20 — тяга привода; 21 — ушко тяги ручного привода комбинированного тормозного крана; 22 — палец тяги; 23 — гайка; 24 — пластина рычага; 25 — зубчатый сектор; 26 — рычаг управления ручным тормозом
Гайка служит для регулировки положения рычага, который прижимается к ней пружиной, а винт — для регулировки зазора между колодками и барабаном.
На рис. 278 изображен центральный тормоз барабанно-колодочного типа автомобиля ЗИЛ-130 с колодками, расположенными внутри тормозного барабана. Крышка подшипника вторичного вала коробки передач одновременно является корпусом привода спидометра и кронштейном, на опорной оси которого с помощью чеки свободно посажены две симметричные колодки с фрикционными накладками и сухарями. Колодки оттягиваются от тормозного барабана пружинами. От боковых смещений колодки удерживаются шайбами на втулках, зажатых болтами. С регулировочным рычагом, который соединен
с разжимным кулаком, при помощи пальца и гайки связана тяга привода. На эту тягу навертывается вилка, шарнирно соединенная с рычагом ручного-тормоза.
В отторможенном положении колодки оттяжными пружинами прижимаются к оси и разжимному кулаку. При торможении шофер ручным рычагом, установленным на пластине с зубчатым сектором, через тягу поворачивает рычаг. Вследствие этого разжимной кулак прижимает колодки к тормозному барабану.
Рис. 4. Трансмиссионный барабанно-колодочный тормоз автомобиля М-21 «Волга»:
1 — собачка; 2 — хомутик; 3 — рейка; 4 — рукоятка; 5 — пружина; 6 и 10 — тормозные колодки; 7 — рычаг колодок; 8 — ось; 9 — разжимное звено; 11 и 19 — пальцы; 12 — тормозной барабан; 13 — люк; 14 — регулировочное устройство; 15 — тормозной диск; 16 — тяга; 17 — рычаг привода; 18 — оттяжная пружина; 20 — вилка; 21 — трос
Зазор между колодками и барабаном регулируют с помощью тяги и регулировочного рычага. Взаимное положение барабана и фланца вторичного вала коробки передач, к которому крепится барабан, фиксируется двумя винтами.
От попадания масла тормоз защищают сальник и маслоотражатель на фланце, сбрасывающий попадающее на него маслб через отверстие в кронштейне наружу. От грязи тормоз закрыт щитом.
На автомобилях ЗИЛ-164 и ГАЗ-51 (ранних выпусков) устанавливался дисковый трансмиссионный тормоз. Отказ от такой конструкции трансмиссионного тормоза в новых автомобилях ГАЗ и ЗИЛ объясняется его более быстрым износом и большей сложностью по сравнению с барабанным тормозом. Однако при тех же габаритных размерах дисковый тормоз может иметь большую поверхность трения, чем барабанный.
На рис. 4 показан трансмиссионный тормоз автомобиля М-21 «Волга». Рукоятка тормоза соединена с рейкой и удерживается в заторможенном состоянии собачкой, входящей между зубьями рейки. Рейка соединяется с тормозом тросом в жесткой трубке, на верхней части которой сделано отверстие для смазки троса, закрытое хомутиком.
На фланце задней крышки коробки передач укреплен тормозной диск с установленными на нем колодками, стягиваемыми пружиной. Рычаг колодок укреплен на оси и своим выступом опирается на разжимное звено 9 между верхними концами колодок. В ушках задней крышки коробки передач винтом с контргайкой закреплен палец, служащий верхней опорой для колодок.
К центровочному бурту фланца вторичного вала коробки передач прикреплен болтами тормозной барабан. На последнем имеется люк для регулировки тормоза, закрытый резиновой заглушкой. Регулировочное устройство, состоящее из гайки-звездочки и винта, служит нижней опорой для колодок.
Рычаг колодок соединен тягой с рычагом привода, к которому с помощью вилки и пальца присоединен трос. Оттяжная пружина оттягивает назад рычаг привода.
Когда шофер вытягивает рукоятку на себя, то движение передается через рейку, трос, вилку и палец рычагу привода, тяге и рычагу колодок. Выступ рычага давит на разжимное звено, которое разводит в стороны верхние концы колодок, прижимая их к барабану. Торможение осуществляется вследствие трения колодок о барабан.
Для растормаживания шофер повертывает рукоятку тормоза, оборота против часовой стрелки и перемещает ее от себя. При этом пружина отводит колодки от барабана, а оттяжная пружина возвращает в исходное положение рычаг.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ручной трансмиссионный колодочный тормоз барабанного типа"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы