Снятие. Перед снятием рулевого механизма необходимо отсоединить провода аккумуляторной батареи.
Снятие рулевого механизма выполнять в следующей последовательности:
— снять крышку включателя сигнала и рулевое колесо, отвернув предварительно гайку его крепления;
— снять две половины облицовочного кожуха вала рулевого управления;
— ослабить хомут крепления переключателя на кронштейне вала рулевого управления, затем, отсоединив провода переключателя, снять его;
— снять кронштейн крепления вала рулевого управления, сначала освободив его от включателя (замка) зажигания (прикрепленного шайбой), и затем отвернуть четыре болта, которые крепят кронштейн к кузову;
— снять уплотнитель вала рулевого управления;
— отвернуть болт крепления вала рулевого управления на валу первяка и вынуть вал рулевого управления изнутри автомобиля;
— отвернуть на сошке гайки крепления шаровых пальцев крайней и средней тяг, затем посредством съемника А.47035 выпрессовать шаровые пальцы из отверстий в сошке;
— снять картер рулевого механизма.
Примечание. Под болты крепления картера рулевого механизма к кузову для обеспечения правильного расположения картера относительно кронштейна вала рулевого управления могут быть установлены шайбы 3 (см рис. 142). Это необходимо для предотвращения дополнительной нагрузки (вследствие изгиба вала) на картер рулевого механизма и кронштейна вала рулевого управления.
При снятии с автомобиля рулевого механизма необходимо отметить места размещения шайб 3, чтобы опять их установить в том же количестве и в том же положении.
Установка. Изнутри кузова вставить вал рулевого управления в отверстие на передней стенке.
Со стороны отсека двигателя надеть конец вала рулевого управления на выступающий конец вала червяка.
Если автомобиль снабжен включателем зажигания с противоугонным устройством, сошка должна устанавливаться в нейтральном положении, соответствующем прямому движению автомобиля. Надеть конец вала рулевого управления так, чтобы паз для фиксатора противоугонного устройства был повернут налево.
Установить картер рулевого механизма на продольной балке, положив предварительно между ними снятые шайбы.
Закрепить вал рулевого управления на шлицевом конце вала червяка затягиванием болта.
Надеть на вал рулевого управления кронштейн и закрепить его на передней стенке без затяжки болтов.
Установить на сошке шаровые пальцы средней и крайней левой тяги и закрепить их гайками.
Временно установить рулевое колесо и повернуть его 2—3 раза влёво и вправо; при этом вал и другие детали принимают правильное положение (самоустанавливаются).
После этого затянуть болты крепления картера рулевого механизма.
Надеть на вал рулевого управления и вставить в гнездо на кронштейне переключатель указателей поворота, установить его в требуемое положение и закрепить болтом на кронштейне.
Закрепить кронштейн вала рулевого управления на передней стенке болтами с плоской и пружинной шайбами.
Установить рулевое колесо на вал симметрично вертикальной плоскости, проходящей через него. При этом необходимо следить, чтобы колеса были в положении прямолинейного движения. После затяжки гайки крепления рулевого колеса ее следует закернить в одной точке.
Подключить провода к переключателю указателей поворота, установить на кронштейне вала рулевого управления замок зажигания и закрепить его гайкой.
Установить на вал две половины облицовочного кожуха и на рулевое колесо крышку включателя сигнала.
Проверить усилие на рулевом колесе, которое при повороте на месте на гладкой плите не должно превышать 25 кгс.
Разборка, проверка и ремонт
Разборка. Порядок разборки рулевого механизма следующий.
Вывернуть пробку и слить масло из картера рулевого механизма, а затем закрепить его на плите A.74076/R.
Отвернуть гайку крепления рулевой сошки к валу и, пользуясь съемником А.47043, снять ее, сняв предварительно шайбу.
Снять крышку картера рулевого механизма в комплекте с регулировочным винтом вала рулевой сошки, регулировочной и стопорной пластинами и контргайкой.
Вынуть из картера рулевого механизма вал рулевой сошки в комплекте с роликом.
Отвернуть болты крепления крышки упорного подшипника вала червяка, снять крышку вместе с регулировочными прокладками нижнего подшипника.
Валом червяка вытолкнуть из картера нижний шариковый подшипник в комплекте.
Вынуть вал с червяком и сепаратором верхнего шарикового подшипника.
Рис. 1. Разрез картера рулевого механизма:
а — по валу рулевой сошки; б — по червяку
Рис. 2. Снятие рулевой сошки:
1 — съемник А.47043; 2 — вал рулевой сошки; 3 — рулевая сошка
С помощью съемника А.47004 вынуть наружное кольцо верхнего шарикоподшипника.
Снять сальник вала рулевой сошки.
Если необходимо, заменить втулки вала рулевой сошки.
Для демонтажа пользоваться оправкой А.74105.
Проверка и ремонт. После разборки рулевого механизма необходимо тщательно осмотреть, нет ли на рабочих поверхностях ролика и червяка следов заедания, глубокого износа или рисок, а также проверить величину зазора между втулками и валом рулевой сошки, который должен быть 0,08—0,051 мм (монтажный зазор). Наибольший допустимый зазор не должен превышать 0,10 мм; если зазор больше указанного, то втулки необходимо заменить.
Проверить биение вала рулевого управления относительно червяка; максимально допустимое биение — 0,05 мм.
Два шариковых подшипника должны вращаться свободно, без рывков.
Если обнаруживается, что сальник вала рулевой сошки поврежден, то его необходимо заменить новым.
Сборка и регулировка
Закрепить картер рулевого механизма на плите A.74076/R.
Если необходима замена втулок вала рулевой сошки, то их запрессовку в отверстие картера необходимо выполнять при помощи оправки А.74105.
Рис. 3. Снятие наружного кольца заднего подшипника червяка:
1 — съемник А.47004; 2 — наружное кольцо заднего подшипника червяка
Рис. 4. Контроль момента трения червяка с помощью динамометра:
1 — червяк; 2 — головка Л.95697/5; 3 — динамометр А.95697; 4 — кронштейн стенда для ремонта картера рулевого механизма; 5 — картер рулевого механизма. Момент трения должен быть 2—6.5 кгс • см
После запрессовки новых втулок в картер следует окончательно обработать их внутренний диаметр разверткой А.90336 до размера 28,698—28,720 мм. Диаметр вала сошки должен быть равен 28,689— 28,690 мм.
Запрессовать наружное кольцо верхнего шарикового подшипника червяка, пользуясь для этого оправкой А.74186. Поместить в картер рулевого механизма червяк, предварительно установив На его концы шарики с сепараторами двух шариковых подшипников.
Вставить в расточку картера наружное кольцо нижнего шарикового подшипника и установить крышку подшипника, устанавливая между ней и картером (при необходимости) регулировочные прокладки (прокладки нижнего шарикового подшипника червяка поставляются в запасные части толщиной 0,10— 0,15 мм).
Проверить с помощью динамометра А.95697 и головки А.95697/5 момент трения вала червяка — он должен находиться в пределах 2—6,5 кгс • см. Если момент окажется меньше указанного, необходимо уменьшить толщину регулировочных прокладок, а если больше — увеличить. Установить в гнездо с помощью оправки сальник вала рулевой сошки, предварительно убедившись, что чистота поверхности вала не ниже 9-го класса.
Вставить вал рулевой сошки и установить прокладку, а затем крышку в комплекте с винтом, регулировочной и стопорной пластинками и контргайкой. Закрепить крышку к картеру четырьмя самоконтрящимися болтами.
Надеть без затяжки рулевую сошку на конец вала и проверить углы ее поворота от нейтрального положения, которые должны составлять 32°10’ ± 1° как влево, так и вправо.
Проверить отсутствие зазора в зацеплении ролика с червяком в положениях вала червяка, повернутого вправо и влево на углы 30° от нейтрального положения рулевой сошки. Возможный зазор в зацеплении устранить регулировочным винтом и затянуть контргайку.
Регулировка зазора в зацеплении червяка и ролика должна проводиться в нейтральном положении рулевой сошки, т. е. в положении, соответствующем прямолинейному движению автомобиля. Нейтральное положение можно определить практически, считая обороты вала рулевого управления при полном перемещении сошкп слева направо.
После регулировки зазора в зацеплении ролика и черевяка проверить с помощью динамометра А.95697 момент трения вала червяка, который должен быть равен 9—12 кгс-см при повороте вала червяка на угол 30° как влево, так и вправо от среднего положения рулевой сошки и не более 7 кгс • см при повороте от угла 30° почти до упора.
После регулировки окончательно запрессовать рулевую сошку на вал, надеть пружинную шайбу и затянуть гайку рулевой сошки динамометрическим ключом. Момент затяжки — 20—24 кгс • см.
Точность установки рулевой сошки на вал обеспечивается двойным зубцом на валу и соответствующей двойной выемкой на рулевой сошке.
Залить через маслоналивное отверстие в картер рулевого механизма 0,215 л трансмиссионного масла ТАд-17и и затянуть до отказа пробку.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Рулевой механизм автомобиля ВАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы