Рулевой механизм превращает вращательное движение рулевого вала в кача-тельное движение сошки и увеличивает усилие, передаваемое от рулевого колеса к рулевой сошке. Это достигается применением в рулевых механизмах большого передаточного числа (от до 40), что облегчает управление автомобилем и способствует поглощению возможных ударов колес о неровности дороги на рулевое колесо.
Рулевые механизмы подразделяются на червячные, винтовые, реечные и комбинированные. Червячные механизмы бывают с передачей червяк сектор, червяк— кривошип и червяк—ролик. Сектор может быть двухзубый и многозубый, ролик — двухгребневой или трехгреб-невой, кривошип с одним или двумя шипами. В комбинированных механизмах передача усилий осуществляется посредством: винта, гайки и сектора; винта, гайки и кривошипа; гайки и рычага. Наиболее широко распространена передача глобоидальный червяк и ролик на подшипниках качения. В такой паре значительно уменьшены трение и износ и обеспечено соблюдение необходимых зазоров в зацеплении.
На автомобилях ЗИЛ-130 рулевой механизм имеет винт (рис. 135), который соединяется с валом рулевого колеса коротким валом с двумя карданными шарнирами. При вращении винта перемещается шариковая гайка, связанная с поршнем-рейкой. Поршень имеет рейку, находящуюся в зацеплении с зубчатым сектором, выполненным как одно целое с валом рулевой сошки, поэтому перемещение поршня-рейки вызывает поворот вала сошки. Шариковая гайка крепится к поршню-рейке винтами. В нее вставлены два желоба, образующие трубку, по которой циркулирующие шарики выкатываются при повороте винта с одного конца гайки и возвращаются после поворота к другому ее концу. Рулевые механизмы с винтом и гайкой на циркулирующих шариках отличаются малыми потерями на трение и повышенным сроком службы. Картер рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-130 является одновременно цилиндром гидроусилителя. На винте установлены два упорных шариковых подшипника, а между ними — золотник клапана управления усилителем. Зазор в зацеплении трущейся пары рулевого механизма регулируют за счет осевого смещения вала рулевой сошки винтом, головка которого входит в отверстие вала сошки и опирается на упорную шайбу.
Рис. 133. Схема поворота автомобиля
Рис. 134. Схемы рулевого управления автомобилей
На автомобилях ГАЗ-53А рулевой механизм имеет глобоидальный червяк (рис. 136) и трехгребневый ролик, находящиеся в зацеплении. Червяк напрессован на пустотелый вал и установлен в картере на двух конических роликовых подшипниках. Ролик вращается на оси в игольчатых подшипниках. Ось ролика запрессована в головку вала сошки, который вращается во втулке и цилиндрическом роликовом подшипнике. На мелкие конические шлицы конца вала сошки посажена сошка. В боковую крышку картера ввернут регулировочный винт, который фиксируется стопорной шайбой, штифтом и колпачковой гайкой, навернутой на винт.
Рис. 135. Рулевой механизм автомобиля ЗИЛ-130
Рис. 136. Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-5ЭА
Рулевой вал помещается в трубу (рулевую колонку), нижний конец которой насажен на верхнюю крышку картера. В верхней части рулевой колонки установлен радиалбно-упорный подшипник рулевого вала. Верхний конический конец вала рулевого механизма имеет мелкие цилиндры для установки рулевого колеса. Заправка масла в картере рулевого механизма производится через отверстие, закрываемое резьбовой пробкой.
На автомобилях МАЗ-500А рулевой механизм состоит из винта (рис. 137) и шариковой гайки-рейки, находящихся в зацеплении с зубчатым сектором, вал которого является одновременно и валом сошки. Винти гайка имеют полукруглые винтовые канавки, которые заполнены шариками. Для создания замкнутой системы для перекатывания шариков в гайку-рейку вставлены штампованные направляющие, предотвращающие выпадение шариков. Винт рулевого механизма установлен в картере в двух конических подшипниках, а вал сектора — в трех игольчатых подшипниках.
Каждый рулевой механизм характеризуется передаточным числом, представляющим собой отношение угла поворота рулевого колеса к углу поворота сошки. Эти величины для рулевых механизмов автомобилей ЗИЛ-130 и Кама3-5320 равны 20,0, МАЗ-500А—23,6.
Рулевой привод служит для передачи усилия от рулевого механизма к колесам и для обеспечения правильного взаимного расположения колес при повороте. Рулевые приводы бывают с цельной трапецией (при зависимой подвеске колес) и с расчлененной трапецией (при независимой подвеске). Кроме того, различают переднюю рулевую трапецию, расположенную впереди оси и заднюю. К деталям рулевого привода с установкой колес на общей оси относятся (см. рис. 134, а) рулевая сошка, продольная тяга, рычаг продольной тяги, рулевые рычаги поворотных кулаков и поперечная тяга.
Рулевая сошка может качаться по дуге окружности, расположенной в плоскости, параллельной продольной оси автомобиля., или в плоскости, параллельной передней оси, когда продольная тяга отсутствует, а усилие от сошки передается через поперечные рулевые тяги поворотным цапфам. Крепление сошки к валу производится на конусных шлицах с помощью гайки. Для правильной установки сошки при сборке на валу делают специальные метки.
Рис. 137. Рулевой механизм автомобиля МАЗ-500А
Рулевые рычаги соединяются с тягами шарнирно. Шаровые сочленения имеют различную конструкцию и тщательно защищены от попадания грязи; смазка подается в них через масленки. В некоторых моделях автомобилей в сочленениях тяг применяются пластмассовые вкладыши, не требующие смазки.
Продольная рулевая тяга изготовляется из трубы с утолщениями по краям для монтажа деталей двух шарниров. Каждый шарнир состоит из пальца (рис. 138, а), вкладышей, охватывающих сферическими поверхностями шаровую головку пальца,пружины, ограничителя и резьбовой пробки 6. При заворачивании пробки головка пальца зажимается вкладышами и посредством пружины. Пружина смягчает удары от колес на рулевую сошку и устраняет зазор при износе деталей. Ограничитель предотвращает чрезмерное сжатие пружины, а в случае ее поломки не позволяет пальцу выйти из шарнира.
Поперечная рулевая тяга, на концы которой наворачивают наконечники, также имеет трубчатое сечение.
Концы поперечной тяги и соответственно наконечники имеют правую и левую резьбу для изменения длины тяги при регулировке схождения колес. Наконечники фиксируются на тяге стяжными болтами.
В поперечных рулевых тягах устанавливаются шарниры, в которых перемещение пальца допускается только перпендикулярно к тяге.
Шарнир состоит из шарового пальца и двух эксцентриковых вкладышей, прижимаемых к пальцу пружино, удерживаемой пробкой.
При таком устройстве пружины не нагружаются силами, действующими на поперечную рулевую тягу, и устранение зазора при износе деталей шарнира происходит автоматически.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Рулевой механизм и привод"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы