В целях уменьшения усилия, затрачиваемого на поворот рулевого колеса, смягчения ударов, передающихся на рулевое колесо при наезде управляемых колес на неровности дороги, и повышения безопасности при разрыве шин переднего колеса в конструкцию рулевого управления некоторых грузовых автомобилей вводят специальные усилители. Усилители бывают гидравлические и пневматические.
Наибольшее распространение получили .гидравлические усилители, которые выполняются отдельно от рулевого механизма (ГАЗ-66, МАЗ-500А, КрАЗ-255Б и др..) или объединяются с ним в одном картере (ЗИЛ-130ДамАЗ-5320 и др.).
На автомобилях ЗИЛ-130 и его модификациях рулевое управление состоит из: рулевого колеса; рулевого вала, размещенного внутри рулевой колонки; карданной передачи рулевого управления с двумя карданными шарнирами; рулевого механизма, объединенного в одном агрегате с гидроусилителем; насоса гидроусилителя, соединенного с рулевым механизмом шлангами высокого и низкого давления, и рулевого привода.
В гидросистему усилителя входит лопастной насос, помещенный в корпусе и приводимый в действие от коленчатого вала, бачок для жидкости, цилиндр усилителя и клапан управления.
В цилиндре перемещается поршень-рейка, в которую входит гайка, получающая осевое перемещение при вращении винта, сидящего на валу. К картеру, который служит одновременно цилиндром гидроусилителя, крепится корпус клапана управления, в котором расположен золотник, перемещающийся при повороте вала. С поршнем-рейкой входит в зацепление зубчатый сектор, изготовленный вместе с валом, который установлен в бронзовых втулках в приливе корпуса и боковой крышки, прикрепленной к корпусу на уплотнительном кольце.
При прямолинейном движении автомобиля жидкость, подаваемая насосом, проходит через клапан управления и возвращается в бачок жидкость проходит также и в обе полости цилиндра усилителя. Поворот рулевого колеса вправо или влево вызывает перемещение золотника по отношению к корпусу клапана управления. Золотник отключает одну из полостей цилиндра усилителя, увеличивая подачу жидкости в другую полость. В результате жидкость давит на поршень-рейку, вызывая поворот зубчатого сектора, связанного с рулевой сошкой, и помогая водителю в повороте управляемых колес автомобиля. Клапан управления усилителем центрируется шестью пружинами и шестью парами реактивных плунжеров. Аварийный шариковый клапан при неработающем насосе или поврежденном шланге соединяет линию высокого давления с линией слива жидкости. Для ограничения подачи жидкости в систему при высоких скоростях вращения вала насоса предусмотрен перепускной клапан, а для предохранения системы от повышенного (6—7 МПа) давления— предохранительный клапан. расположенный внутри перепускного.
Рис. 138. Шарнирные соединения рулевых тяг: и продольная тяга; б ив поперечные тяги
В качестве рабочей жидкости в гидроусилителе рулевого управления применяют всесезонное масло марки Р.
Рис. 140. Гидроусилитель рулевого управления автомобиля МАЗ-500А
Распределитель состоит из корпуса и золотника. На внутренней поверхности корпуса золотника имеются три кольцевые канавки. Крайние из них сообщаются между собой каналом и имеют связь с нагнетательной магистралью насоса, а средняя — через сливную магистраль с бачком насоса. На поверхности золотника имеются две кольцевые канавки, сообщающиеся каналами с реактивными камерами. Корпус распределителя прикреплен к фланцу корпуса шарниров.
В корпусе шарниров размещены два шаровых пальца . К пальцу прикреплена рулевая сошка, а шаровой палец о соединен с продольной рулевой тягой. Оба пальца зажаты между сферическими сухарями пробкой и регулировочной гайкой посредством пружин. Палец рулевой сошки помещен в стакане, который может перемещаться в корпусе в осевом направлении в пределах мм. Вместе со стаканом перемещается и золотник, так как он жестко связан с ним болтом и гайкой.
Корпус силового цилиндра соединен с другим концом корпуса шарниром при помощи резьбового соединения. Внутри герметизированного силового цилиндра перемещается поршень со штоком, который шарнирно соединен с рамой автомобиля. Полости цилиндра, разделенные поршнем, соединены трубопроводами с каналами корпуса распределителя и полостью золотника.
При работающем двигателе автомобиля насос непрерывно подает масло в нагнетательную систему гидроусилителя. При прямолинейном движении автомобиля масло циркулирует от насоса к распределителю гидроусилителя и далее по сливной магистрали возвращается в бачок насоса.
При повороте рулевого колеса влево или вправо рулевая сошка через шаровой палец перемещает золотник в сторону от нейтрального положения. При этом нагнетательная и сливная полости в корпусах золотника разобщаются и масло начинает поступать в соответствующую полость силового цилиндра. перемещая его относительно поршня, закрепленного на штоке. Движение цилиндра передается управляемым колесам через шаровой палец и связанную с ним продольную рулевую тягу. Если прекратить вращение рулевого колеса, золотник останавливается, а корпус надвигается па него, устанавливаясь в нейтральное положение. При этом начинается слив масла в бачок и поворот колес прекращается.
Гидроусилитель обладает высокой чувствительностью. Для поворота колес необходимо перемещение золотника на 0.4—0,6 мм. Усилие на рулевом колесе в начале поворота колес не превышает 50 Н, и наибольшее усиление — около 200 Н.
Применение гидроусилителей облегчает управление автомобилем, уменьшает утомляемость водителей, особенно при движении автомобиля в плохих дорожных условиях.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Усилители рулевых управлений"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы