Рулевой механизм передает усилие водителя от рулевого колеса на рулевой привод.
По типу он винтореечный (по типу зацепления в редукторе винт—гайка—рейка—сектор), с циркулирующими шариками, передаточное число i=21,7.
Рулевой механизм состоит из рулевого колеса, рулевого вала, рулевой колонки, карданного вала, углового редуктора, редуктора рулевого механизма.
У рулевого колеса обод, спицы и ступица имеют стальной каркас, облицованный пластмассой. Ступица соединяется с ободом двумя спицами и крепится на рулевом валу с помощью шпонки и гайки.
Рулевой вал стальной, установлен в трубе на двух шариковых подшипниках. Верхний подшипник крепится упорным и разрезными кольцами, нижний — стопорной шайбой и гайкой. Подшипник снабжен уплотнением. Осевой зазор в подшипниках регулируется гайкой. Самопроизвольное отворачивание гайки предотвращается загибанием усика стопорной шайбы в паз гайки.
Рулевая колонка — стальная труба, крепится в нижней части к полу кабины, а в верхней — к передней панели кабины.
Карданный вал передает усилие от рулевого вала на ведущую шестерню углового редуктора. Он состоит из вала, шли-цевой втулки, двух карданных шарниров.
Рис. 93. Рулевое управление:
1 — рулевое колесо; 2 — колонка рулевого управления; 3 — хомут; 4 — фланец; 5 — регулировочная гайка; 6 — карданная передача; 7 — радиатор; 8 — клапан управления; 9 — угловой редуктор; 10 — рулевой механизм; 11 — продольная рулевая тяга; 12 — сошка; 13 — вал сошки; 14 — насос; 15 — бачок; 16 — трубопроводы
Вал выполнен заодно с вилкой карданного шарнира. На верхнем конце вала выполнены шлицы, на которых устанавливается трубчатая стальная втулка, которая имеет внутренние шлицы для соединения с валом. Внутри втулки имеется заглушка. Втулка выполнена заодно с вилкой.
Шлицевое соединение вала с втулкой обеспечивает возможность изменения расстояния между шарнирами карданного вала при перемещениях кабины.
Уплотнение шлицевого соединения обеспечивается резиновыми кольцами, установленными в обойме, которая навернута на втулку.
Каждый шарнир состоит из двух вилок и крестовины с игольчатыми подшипниками. Одна из вилок нижнего шарнира выполнена заодно с валом, а верхнего — заодно с втулкой.
Вторые вилки с помощью винтов-клиньев крепятся: у нижнего шарнира — на валу ведущей шестерни углового редуктора, у верхнего — на рулевом валу.
Игольчатые подшипники устанавливаются в стаканах и закреплены в вилках упорными кольцами. От попадания грязи подшипники защищены уплотнительными кольцами.
При сборке карданного вала необходимо следить за тем, чтобы отверстия в вилках для крепления клиньев находились в параллельных плоскостях, при этом оси отверстий вилок под подшипники должны быть в одной плоскости.
Угловой редуктор конический, служит для передачи усилия от карданного вала на винт редуктора рулевого механизма под углом 90°. Передаточное число t=l.
Шестерни смазываются маслом из системы гидравлического усилителя. Он состоит из корпуса, двух конических шестерен со спиральным зубом, корпуса ведущей шестерни, подшипников
Корпус редуктора выполнен из алюминиевого сплава. Крепится болтами к картеру редуктора рулевого механизма. В корпус ввернуты шпильки, на которых устанавливается корпус клапана управления. В корпусе выполнены два сквозных отверстия для подвода масла в полости цилиндра от клапана управления гидроусилителя.
Корпус ведущей шестерни выполнен из алюминиевого спла ва, крепится к корпусу редуктора болтами. Между корпусами ведущей шестерни и углового редуктора установлены регулировочные прокладки. Уплотнение обеспечивается резиновым кольцом, установленным в проточку корпуса ведущей шестерни. Ведущая шестерня выполнена заодно с валом и установлена в корпусе на двух шариковых подшипниках, закрепляемых гайкой. Вал ведущей шестерни имеет на выходе из корпуса уплотнение, которое состоит из манжеты, шайбы, упорного кольца, уплотнительного кольца и защитной крышки.
Ведомая шестерня вращается в двух шариковых подшипниках, закрепленных на хвостовике упорной крышкой. Шестерня имеет внутренние шлицы, которыми устанавливается на винте редуктора рулевого механизма. Это обеспечивает возможность перемещения винта относительно шестерни.
Зацепление конических шестерен углового редуктора регулируется с помощью регулировочных прокладок, установленных между корпусами ведущей шестерни и углового редуктора.
Редуктор рулевого механизма винтореечный. Имеет две рабочие пары: винт с гайкой на циркулирующих шариках и рейку с зубчатым сектором.
Детали смазываются маслом из системы гидроусилителя.
Редуктор рулевого механизма состоит из картера, поршня-рейки, шариковой гайки, винта, сектора с валом сошки, регулировочного устройства.
Картер отлит из ковкого чугуна вместе с кронштейном, который крепится к переднему кронштейну передней левой рессоры. Имеет две крышки, выполненные из алюминиевого сплава. Картер редуктора вместе с корпусом углового редуктора составляют картер рулевого механизма, одновременно являющийся рабочим цилиндром гидроусилителя; внутри него может создаваться давление масла 7 МПа (70 кгс/см2), поэтому все разъемы картера надежно уплотняются при сборке резиновыми кольцами. Снизу картер имеет сливную пробку с магнитными пластинами, которые улавливают продукты износа из масла. В верхней части картера установлен перепускной клапан, предназначенный для удаления воздуха из силового цилиндра (картера) при замене масла в гидроусилителе.
Поршень-рейка устанавливается внутри картера и уплотняется в нем с помощью резиновых колец в проточках поршня. Поршень имеет глухое сверление для винта и расточку для установки в нем гайки. На верхней поверхности поршня нарезаны зубья рейки. Они имеют переменную толщину по длине зуба.
Шариковая гайка установлена в расточке поршня-рейки и фиксируется в нем двумя установочными винтами, раскернен-ными после сборки.
Гайка имеет внутреннюю винтовую канавку. В паз гайки, соединенной с двумя отверстиями винтовой канавки, установлены два штампованных желоба, которые образуют обводной канал. Гайка устанавливается на винте и шарике. При повороте винта шарики перекатываются с одного конца гайки на другой по обводному каналу. Благодаря циркулирующим шарикам винт вращается в гайке с незначительным трением. Это позволяет повысить долговечность редуктора рулевого механизма.
Винт изготовлен из стали. В его задней части выполнена винтовая канавка переменной глубины по длине винта. В средней части она мельче; ее глубина равномерно увеличивается в обе стороны от середины, т. е. профиль канавки бочкообразный. Такое исполнение позволяет, во-первых, получить повышенное трение на небольшом среднем участке зацепления гайки с винтом, соответствующем прямолинейному движению автомобиля, благодаря чему уменьшаются удары, передаваемые от колеса на рулевое колесо, а следовательно, и на руки водителя. Во-вторых, благодаря более плотной посадке перекатывающихся деталей уменьшается износ рабочих поверхностей винта, шариков и гайки.
В средней части винта выполнены шлицы, на которых установлена ведомая шестерня углового редуктора. Опорами винта служат циркулирующие шарики гайки и подшипники ведомой шестерни. Винт проходит через упорную крышку углового редуктора, в которой устанавливается плавающая втулка, закрепляемая стопорным кольцом. В плавающей втулке винт уплотнен внутренним резиновым кольцом и наружным кольцом из фторопласта.
Вал сошки изготовлен как одно целое с зубчатым сектором и установлен в двух подшипниках скольжения, одним из которых является бронзовая втулка, запрессованная в прилив картера, другим — расточенное отверстие в боковой крышке картера. Таким образом, вал может смещаться в осевом направлении при регулировке зацепления рабочей пары рейка—сектор.
Зубчатый сектор имеет зубья переменной толщины по длине зуба. На внутреннем торце вала сошки выполнено отверстие под регулировочный винт. На наружном конце вала в верхней части выполнены две лыски для болтов крепления сошки, а в нижней части мелкие шлицы для установки сошки.
Регулировочное устройство предназначено для регулировки зазора между зубьями рейки и сектора при их износе. Оно состоит из регулировочного винта с контргайкой, упорной шайбы, регулировочной шайбы, упорного кольца.
Регулировочный винт ввернут в боковую крышку картера и своей головкой через упорную шайбу упирается в вал сошки. Головка винта закреплена в расточке вала сошки упорным кольцом. Между ним и головкой установлена регулировочная шайба, которая определяет осевой зазор между винтом и валом.
Осевой зазор вала сошки относительно головки винта должен быть 0,02…0,08 мм. Он регулируется подбором толщины регулировочной шайбы. Винт после регулировки зазора зубчатого зацепления фиксируется контргайкой.
Работа рулевого механизма. При повороте автомобиля водитель вращает рулевое колесо. Крутящий момент передается через рулевой и карданный валы на вал ведущей шестерни углового редуктора, которая через ведомую шестерню вращает винт редуктора рулевого механизма. При вращении винта гайка вместе с поршнем-рейкой перемещается вдоль оси винта. Шарики, перекатываясь по внутренней канавке гайки через отверстие в ней, попадают по обводному каналу в отверстие винтовой канавки гайки с другой стороны. Этим обеспечивается постоянная циркуляция шариков в винтовых канавках гайки и винта.
Рис. 94. Рулевой привод:
1 — крышка; 2 — прокладка; 3, 16 — пружины; 4, 6, 14, 15 — вкладыши; 5, 13 — пальцы; 7 — масленка; 8 — наконечник тяги; 9, 12, 20 — уплотнительные накладки; 10 — поперечная тяга; 11 — продольная тяга; 17 — прокладка; 18 — резьбовая крышка; 19 — шайба
При перемещении поршня рейка своими зубьями поворачивает вал сошки.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Рулевой механизм Камаз 4310"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы