Рулевая трапеция автомобиля состоит из двух одинаковых рулевых тяг, отличающихся друг от друга только расположением привалочной поверхности внутреннего наконечника (повернут на 180°), и двух поворотных рычагов — правого и симметричного ему левого. Каждая из рулевых тяг собрана из наружного и внутреннего наконечников с резьбовыми концами, имеющими разное направление резьбы (левая — у наружного и правая — у внутреннего), соединенных между собой регулировочной тягой с гайкой. Одна из гаек (со стороны внутреннего наконечника) имеет левую резьбу, и для отличия в средней части ее граней нанесена треугольная проточка. Между каждой из гаек и регулировочной тягой на стержни наконечников надета муфта с внутренней конической поверхностью, предназначенная для законтрирования соединения наконечников с тягой за счет обжатия при затяжке гайки разрезных концов тяги, имеющих также коническую наружную поверхность.
Внутренний наконечник представляет собой стальной кованый стержень с левой резьбой и с проушиной, внутрь которой запрессована резинометаллическая втулка.
Наружный наконечник представляет собой также кованый стальной стержень, в проушине которого смонтирован шарнир, состоящий из стального термообработанного шарового пальца с двумя пластмассовыми опорными вкладышами — верхним и нижним, а также штампованным нажимным вкладышем, поджимаемым к шаровому пальцу конической пружиной. Нижнее отверстие шарнира закрыто заглушкой с уплот-нительной резиновой прокладкой, закрепленной стопорным кольцом, вставленным в специальную проточку проушины наконечника. Уплотнение шарнира со стороны шарового пальца обеспечено резиновым грязезащитным чехлом, надежность уплотнения которого в соединении с проушиной наконечника достигнута обвязкой и затяжкой мягкой проволокой, а в соединении с шаровым пальцем — наличием опорной шайбы и специального профиля уплотняющей кромки чехла. Конический конец шарового пальца шарнира наружного наконечника вставлен в отверстие поворотного рычага рулевой трапеции, затянут прорезной гайкой, зафиксированной от отворачивания шплинтом.
Внутренние наконечники рулевых тяг присоединены к рулевому механизму болтами, ввернутыми в наклонные резьбовые отверстия рейки и проходящими через распорные втулки скобы. В затянутом положении головки болтов зафиксированы от отворачивания отогнутыми на их грани специальными выступами накладки. Правый и левый стальные кованые поворотные рычаги рулевой трапеции соединены каждый со своей телескопической стойкой подвески двумя болтами с самостопорящимися гайками.
Карданный вал рулевого управления предназначен для соединения вала рулевого управления с рулевым механизмом, оси которых смещены друг относительно друга. Он состоит из двух неразборных карданных шарниров — верхнего и нижнего аналогичной конструкции и отличающихся между собой только наличием на верхнем шарнире фланцевой вилки для крепления упругой муфты. Каждый карданный шарнир включает в себя две стальные кованые вилки и крестовину с четырьмя игольчатыми подшипниками, работающими по закаленным поверхностям крестовины. Осевая фиксация крестовины в подшипниках, а также грязезащита последних обеспечены уплотни-тельными кольцами. Сами игольчатые подшипники от перемещения и выпадания из отверстий вилок фиксируются путем обжатия кромок этих отверстий. Соединение наружных вилок карданных шарниров с задним шлицевым концом шестерни рулевого механизма и с валом рулевой колонки, а также нижнего шарнира с карданным валом осуществлено крепежными болтами 6, затянутыми самостопорящимися гайками. Для прохода крепежного болта в соединении нижнего шарнира со шлифованным концом шестерни рулевого механизма в последнем выполнена лыска, а в соединении верхнего шарнира с рулевым валом — кольцевая канавка на конце вала.
Соединение верхнего конца карданного вала с верхним карданным шарниром выполнено через упругую муфту, состоящую из резинового диска с четырьмя армированными при изготовлении кордовым шнуром отверстиями, в которые вставлены стальные распорные втулки. В два диаметрально противоположных отверстия фланцевой вилки и в два отверстия фланца карданного вала запрессованы стальные шпильки с резьбовым концом и с прямой треугольной накаткой на подголовочном участке, входящем в отверстие фланца вилки или вала. Затяжка соединения произведена самостопорящимися гайками. Между торцом карданного вала и фланцевой вилкой установлена стальная ограничительная пластина, входящая с определенным двусторонним зазором во фрезерованный паз вилки и предотвращающая чрезмерное закручивание резиновой муфты при приложении к рулевому колесу повышенных усилий для поворота передних колес. Названные зазоры при этом выбираются и пластина упирается непосредственно в кромки фрезерованного паза вилки карданного шарнира.
В торцевое глухое отверстие верхнего конца карданного вала запрессован центрирующий штифт, сохраняющий осевую жесткость узла в зоне упругой муфты. Другой конец штифта подвижно входит в пластмассовую втулку, запрессованную в отверстие фланцевой вилки, допуская свободное, но без чрезмерных люфтов проворачивание на нем вилки. Между ограничительной пластиной и пластмассовой втулкой установлена прокладка.
Рулевая колонка состоит из стального рулевого вала, помещенного внутри металлической трубы на двух подшипниках: нижнем подшипнике скольжения, представляющем собой пластмассовую втулку, вставленную в резиновую обойму, и верхнем шариковом подшипнике. Обойма нижнего подшипника запрессована в калиброванное отверстие трубы и предназначена для снижения вибрации, передаваемой на рулевое управление от ходовой части при движении автомобиля по неровной дороге. Верхний подшипник запрессован в верхнюю расточенную часть трубы колонки и зафиксирован в ней обжатием трубы в четырех местах. Посадка этого подшипника на рулевой вал осуществлена при помощи промежуточной пластмассовой втулки с четырьмя продольными прорезями и имеющей два ряда выступов, фиксирующих внутреннее кольцо подшипника от осевого перемещения и деформирующихся при сборке подшипника со втулкой. Для обеспечения беззазорной посадки подшипника на валу на внутренней поверхности пластмассовой втулки выполнена мелкая продольная зубчатая накатка, несколько сминающаяся при сборке подшипника с валом и предотвращающая появление зазора между ними.
Рис. 1. Рулевая колонка с карданным валом:
1 — верхний карданный шарнир; 2 — втулка фланцевой вилки; 3 — центрирующий штифт; 4 — упругая муфта; 5—нижний карданный шарнир; 6 — стяжной болт с самостопорящейся гайкой; 7 — карданный вал; 5 — самостопорящаяся гайка; 9 — распорная втулка; 10—ограничительная пластина упругой муфты; 11 — прокладка; 12 — шпилька; 13 — уплотнительное кольцо подшипника; 14 — подшипник карданного шарнира; 15—обойма нижнего подшипника; 16 — втулка нижнего подшипника; 17 — вал рулевого управления; 18 — труба колонки рулевого управления; 19 — кронштейн крепления рулевой колонки к кузову; 20 — болт; 21 — пружинная шайба; 22—простая шайба; 23 — запорная втулка; 24 — втулка вала; 25—выступ для угловой фиксации корпуса многопозиционного подрулевого электропереключателя; 26 — верхняя часть кожуха колонки; 27 — верхний подшипник вала; 28 — подвижное контактное кольцо; 29 — изолирующая шайба; 30 — гайка крепления рулевого колеса; 31 — крышка рулевого колеса; 32 — подвижная контактная пластина включателя звукового сигнала; 33—неподвижная контактная пластина; 34 — упругая прокладка; 35 — рулевое колесо; 36 — штифт автоматического выключения; 37 — пружина штифта; 38 — неподвижное контактное кольцо; 39, 43 — винты; 40 — нижняя часть кожуха колонки; 41 — замок зажигания; 42 — болт со срезающейся головкой крепления замка зажигания
Для соединения с рулевым колесом на верхнем конце рулевого вала выполнены конусная часть и шлицевой участок, обеспечивающие совместную плотную безлюфтовую посадку деталей после затяжки нормированным моментом гайки, навернутой на резьбовой конец вала.
На участке вала, проходящем через замок включателя зажигания с противоугонным устройством, приварена дуговой сваркой запорная втулка, имеющая прорезь для входа языка замка. Для крепления этого замка на верхней части трубы рулевой колонки имеется прямоугольное окно. В средней части трубы приварен стальной штампованный кронштейн для крепления рулевой колонки к кронштейну педального узла, а в верхней ее части выполнена выступающая надсечка для фиксации от проворачивания укрепленного на колонке многопозиционного электропереключателя.
Верхняя часть рулевой колонки закрыта двумя пластмассовыми декоративными (верхним и нижним) кожухами, в торцевое верхнее отверстие которых входит цилиндрическая часть рулевого колеса. Между собой верхний и нижний кожухи соединены четырьмя винтами, а на рулевой колонке они зафиксированы отлитыми На их внутренней поверхности выступами, опирающимися на трубу колонки. Кроме того, на нижнем кожухе имеется овальное отверстие для фиксирующего винта, завернутого в отверстие бобышки подрулевого электропереключателя. Соединение декоративных кожухов между собой, кроме названного выше, еще осуществлено специальными защелками, расположенными по линии их разъема, а сама линия разъема закрыта декоративным кантом.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Рулевые тяги и поворотные рычаги автомобиля «Москвич»"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы