Сепаратор зернового вороха (рис. 5) включает в себя: транспортную доску, вентилятор, жалюзийные решета и механизм привода. Он расположен под молотильным аппаратом и сепаратором соломистого вороха. Последние выделяют через решетчатую деку и сепарирующую поверхность клавиш мелкий ворох сложной структуры на транспортную доску. Технологический процесс сепарации зернового вороха протекает следующим образом. Транспортная доска колеблется с частотой 265 колебаний в минуту и транспортирует к верхнему решету падающий на нее ворох. При этом она осаждает в нижней части потока тяжелые частицы (в основном зерно), а в верхней — более легкие (солома и полова). На конце доски находится пальцевая решетка. Она выделяет на начало верхнего решета зерновую фракцию, а соломистые частицы направляет сходом на менее загруженный участок сепарирующей поверхности.
Основной рабочий процесс — разделение вороха на отдельные фракции. Он происходит на колеблющихся жалюзийных решетах, продуваемых специально направленным воздушным потоком от вентилятора. При этом через верхнее решето просыпается зерно с примесью колосков. Окончательная его очистка от примесей происходит на нижнем решете, жалюзи которого устанавливают в соответствии с размерами зерен убираемой культуры.
В конце верхнего решета монтируют поворотный удлинитель с двумя регулируемыми жалюзийными поверхностями. Он служит для окончательного выделения колосков и зерна. В этой зоне скорость воздушного потока выбрана в 2…3 раза меньшей, чем в начале решета, поэтому через удлинитель проваливается еще и часть половы.
Очищенное зерно по скатной доске нижнего решетного стана поступает в зерновой шнек и далее в бункер. Сходы с нижнего решета и фракции, прошедшие через удлинитель по скату, направляются в колосовой шнек. Сходы с удлинителя верхнего решета и легкие частицы вороха, поднятые воздушным потоком вентилятора, подаются в копнитель. Колосовой шнек, а затем элеватор направляют ворох с примесью колосков, зерна и половы в автономное домолачивающее устройство. Из последнего обмолоченный повторно ворох снова поступает на транспортную доску в основной поток за счет распределительного шнека.
На комбайнах «Дон» все подвески (рис. 6) решет выведены за пределы молотилки. Транспортная доска и верхнее решето с помощью сайленд-блоков связаны с осью, совершающей колебательное движение под действием кривошипно-шатунного механизма. Верхнее решето с транспортной доской и нижнее решето колеблются в разных направлениях посредством двуплечих рычагов. Лоток половонабивателя выполнен быстросъемным для удобства обслуживания решет очистки.
Для герметизации сепаратора зернового вороха служат отливы из прорезиненного ремня и фартук. Отливы приклепаны к бортам транспортной доски и решетных станов. Фартук перекрывает щель между задним поперечным соединением транспортной доски и кожухом вентилятора. Кроме того, в отличие от комбайнов «Нива» и «Колос» зерновой и колосовой шнеки комбайнов «Дон» снабжены единым герметичным кожухом, который благодаря наличию сплошного днища надежно улавливает все сходы с решет и исключает просыпание зерна.
Транспортная доска (рис. 7) состоит из: сварного каркаса, образованного двумя продольными бортами из специальных профилей и поперечных соединений, ступенчатого настила, приваренного к каркасу, съемной надставки, установленной с помощью замков. На ее рабочей поверхности монтируют продольные гребенки. Они делят поверхность на несколько частей (у «Дон-1500» — шесть дорожек, у «Дон-1200» — пять), удерживающих ворох от сдвига в одну сторону транспортной доски при поперечных кренах комбайна.
Заднее поперечное соединение связывают болтами с прутковой решеткой и фартуком со стержнем. Последний крепят к кожуху вентилятора. В передней части устанавливают на раме молотилки транспортную доску с помощью подвесок. Резиновые сайленд-блоки затянуты на осях хомутами.
Верхний решетный стан (рис. 8) представляет сборную конструкцию, включающую два борта, жалюзийное решето и удлинитель решета с механизмами открытия жалюзи.
Решетный стан монтируют с помощью сайленд-блоков и хомутов на оси колебательного механизма и подвешивают на двух подвесках к осям. Последние находятся на панелях молотилки. Подвески крепят на осях сайленд-блоками и обоймами. Борта связывают с рамкой решета корончатыми гайками, фиксируемыми шплинтами, и болтами, а также усиливают приклепанными литыми кронштейнами. Удлинитель соединяют с бортами болтами в трех положениях. В торцы передней поперечины рамки решета вваривают цапфы с резьбовыми концами, которые при креплении бортов с решетами вводят в специальные пазы на кронштейнах.
Удлинитель (рис. 9) выполняют как отдельное решето с двумя группами жалюзи. В передней части рамки монтируют пластинчатые жалюзи, образующие поперечные просветы для выделения колосков, а на выходе удлинителя — продольные зубчатые жалюзи.
Группу жалюзи регулируют поворотом гибкого рычага, фиксируемого в отверстиях сектора. Прутки пластинчатых жалюзи расположены по краям и входят в пазы деревянных опор и разделителей. К последним они прижимаются через резиновые прокладки ребрами. Продольные жалюзи установлены в опорах и связаны отогнутыми концами прутков с планкой, которая с помощью фиксаторов может находиться в трех положениях в зависимости от условий работы очистки.
Нижний решетный стан (рис. 10) состоит из поддона и жалюзийного решета, закрепленного на раме поддона болтами и пружинными ловителями. Во втулки, вваренные в рамку поддона, вставляют оси, с помощью которых нижний решетный стан подвешивают снаружи молотилки на подвесках и нижних головках двуплечих рычагов. Сайленд-блоки подвесок и рычага устанавливают на распорные втулки и фиксируют обоймами, а втулки затягивают гайками для прочного крепления осей в раме поддона.
Верхнее и нижнее решета отличаются размерами гребенок (у нижнего решета гребенки меньших размеров), а также конструктивным выполнением рамок решет.
Верхнее жалюзийное решето (рис. 11) имеет сварную рамку с усиленными поперечинами из труб прямоугольного сечения и продольными разделителями, предназначенными для равномерной расстановки жалюзи. Последние состоят из нескольких секций. Гребенки приваривают к осям точечной сваркой. Оси жалюзи свободно укладывают в пазы деревянных планок по краям решета и в лунки всех продольных разделителей и закрепляют прижимными ребрами. Ребра прикручивают болтами к разделителям.
Между ребрами и осями устанавливают резиновые прокладки, исключающие свободные движения осей в лунках при работе очистки. Оси всех жалюзи решета выполняют в средней части с коленами, которые взаимодействуют с рейкой. Винт поворачивается при вращении ручки через квадратную тягу (рис. 11) и коническую пару шестерен. Винт связан с рейкой, которая перемещается в осевом направлении и обеспечивает угол отклонения жалюзи (0…700).
После регулирования ручку снимают и устанавливают на раме молотилки.
Съемный лоток крепят на направляющих рамы молотилки и фиксируют в рабочем положении ловителями и замками. Скаты лотка и кожуха шнека перекрываются, а по краям уплотняются отливами из прорезиненного ремня. В верхней части расположены окна для вывода части схода с очистки на датчик прибора потерь. При демонтаже лотка удобно обслуживать нижнее решето и колосовой шнек.
Механизм привода сепаратора включает: приводной вал с эксцентриками и шатунами, двуплечие рычаги, связанные с помощью сайленд-блоков в верхней части с осью, а в нижней — непосредственно с осями нижнего решетного стана. Ось передает колебательные движения от шатунов транспортной доске и верхнему решетному стану. Приводной вал вращается в подшипниках, корпуса которых устанавливают на рифленых платиках рамы молотилки.
На концах вала гайками плотно посажены и зафиксированы шпонками эксцентрики, на которых запрессованы шариковые подшипники для опоры головок шатунов. На ступице левого эксцентрика крепят приводной шкив с помощью клиновой шпонки. С правой стороны на валу монтируют зубчатый датчик частоты вращения оборотов.
Ось (рис. 13) поворота двуплечего рычага устанавливают на раме болтами. Рычаг опирается на ось двумя шариковыми подшипниками, которые находятся в ступице и зафиксированы на оси гайками. Головки рычага вместе с обоймами образуют гнезда, в которых при затяжке резьбовых соединений плотно сжимаются сайленд-блоки. Последние поглощают все ударные нагрузки и компенсируют неточности изготовления при работе очистки.
Вентилятор (рис. 14) монтируют в сборе на раме молотилки. Вал шестилопастного крылача размещают на фланцевых подшипниковых опорах, закрепленных на кронштейнах. При сборке вентилятора кронштейны связывают с кожухом, обеспечивая соосность крылача и кожуха, а при установке вентилятора на молотилку их прочно крепят на нижних полках швеллеров рамы.
Кожух снизу выполняют со съемной частью для удобства ремонта при случайных деформациях. В его горловине приваривают две лопатки, направляющие воздушный поток на решета. На левом конце вала вентилятора расположен раздвижной подпружиненный шкив вариатора привода, на правом — зубчатый датчик электронного счетчика частоты вращения.
Крылач состоит из трех сварных крестовин, соединенных с валом клиновыми шпонками, и шести лопастей, смонтированных на спицах крестовин с помощью болтов. Крылач вентилятора комбайна «Дон-1200» включает дополнительные разделители потока в виде отдельных сегментов для улучшения выравнивания воздушного потока по ширине. Входные окна в нижней зоне защищены от попадания растительной массы перфорированными кожухами, закрепленными на кронштейнах болтами. Крылачи в собранном виде балансируют специальными пластинами, установленными между лучами и лопастями. Допустимый несбалансированный момент не должен превышать 0,1 Н м (10 гс м).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Сепаратор зернового вороха (очистка)"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы