Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Эксплуатация лифтов

Публикация:
   Шахта, двери шахты, направляющие, башмаки

Читать далее:




Шахта, двери шахты, направляющие, башмаки

1. Что представляет собой шахта лифта и каково ее назначение?

Шахта лифта это сооружение, в котором движутся кабина и противовес. В шахте размещены направляющие, тяговые и уравновешивающие канаты, канат натяжного устройства ограничителя скорости, буфер, аппаратура, подвесной кабель, электроразводка проводов. Часть шахты, находящаяся ниже уровня нижнего этажа, называется приямком. В приямке размещены буфера, натяжное устройство ограничителя скорости, выключатель приямка, лампа освещения и звонок.

2. Назовите основные типы шахт?

Различают два типа шахт — глухие и металло-каркасные. Строительную часть глухой шахты кладут из цельного кирпича или железобетонных блоков. Шахта должна быть вертикальной, без впадин и ниш. Допускается отклонение по ширине и глубине шахты не более 30 мм. Отклонение стен шахты от вертикальной плоскости в зависимости от высоты шахты — от 15 до 30 мм. Выступы размером более 50 мм сверху и снизу должны иметь скосы под углом не менее 75° к горизонтали. Металлокаркасные шахты состоят из металлического каркаса, на котором укреплено ограждение. Каркас состоит из вертикальных стоек и горизонтальных поясов и огражден на всю высоту металлической сеткой или металлическими листами (щитами). Металлоконструкция должна быть жесткой. Элементы таких шахт на месте монтажа соединяют между собой с помощью болтов или сваркой. Металлокаркасная шахта на каждом этаже крепится к закладным деталям лестничной клетки (здания).

3. Какие основные требования предъявляют к шахте лифта?

В соответствии с требованиями ПУБЭЛ, шахта лифта должна быть ограждена со всех сторон на всю вцсоту и иметь верхнее перекрытие и пол. Строительная часть шахты и ее основание должны быть рассчитаны на нагрузку от лифтовой установки. Шахты ограждают металлическими листами, металлической сеткой или стеклом. Металлические листы должны иметь толщину не менее 1,4 мм. Стекла толщиной не менее 8 мм, а для приставных к зданиям лифтов с двойным остеклением — не менее 4 мм. Сетку выполняют из проволоки диаметром не менее 1,2 мм с отверстиями в сетке размером не более 20 мм. Шахта лифта, огражденная сеткой или стеклом, должна быть со стороны прилегающих к ней площадок ограждена на высоту не менее 1000 мм от пола металлическими листами толщиной не менее 1,4 мм или решеткой. Ограждение шахты всегда должно быть в исправности, так как разбитое стекло или порванная сетка могут стать причиной аварии и несчастного случая.

4. Какие бывают двери шахты и требования к ним?

Двери шахты бывают распашные и раздвижные, открываемые и закрываемые от руки с помощью привода. Двери и дверные замки являются ответственными устройствами, обеспечивающими безопасность пассажиров. В соответствии с требованиями ПУБЭЛ, все входные и погрузочные проемы в шахте лифта должны закрываться дверями. Двери шахты (если к ним не предъявляют специальных противопожарных требований по огнестойкости) выполняют из металла, сетки, дерева, пластика или стекла. К металлическим листам, стеклу и сеткам предъявляют такие же требования, как и к соответствующим материалам, используемым при ограждении шахты. Сетчатые или стеклянные двери должны быть обшиты металлическими листами толщиной не менее 1,4 мм на высоту не менее 1000 мм над уровнем пола этажной площадки.

5. Какими могут быть распашные двери шахты?

Распашные двери шахты бывают одно- и двухстворчатые. При открывании и закрывании они поворачиваются на шарнирах (распахиваются). Каркас двери шахты изготовляют из угольников. Для ограждения применяют тот же материал, что и для ограждения шахты: металлический лист, сетку. В дверях шахты, имеющих сплошное ограждение, должны быть смотровые отверстия. Отверстия, имеющие диаметр 20 мм и более, застекляют. Ширина смотрового отверстия не должна превышать 120 мм. Распашные двери открываются только наружу и приводятся в действие вручную. Распашные двери шахты лифтов оборудуют автоматическими замками, запирающими дверь прежде, чем кабина отойдет на 150 мм от уровня пола этажной площадки. Двери шахты, открываемые вручную, должны быть оборудованы также неавтоматическими замками, удерживающими двери в закрытом положении.

Рис. 1. Схема шпингалетно ригель ного замка
1 — шестерня; 2 — рукоятка; 3 — зубчатая рейка; 4 — пружина; 5 — штанга; 6 — выступ; 7 — контактное устройство; S — ригель; 9 — отводной ролик; 10 — отводка на кабине; 11 — дверная обвязка; 12 — дверь шахты

Рис. 2. Схема автоматического и неавтоматического замка пассажирского лифта
1 — пружина неавтоматического вамка; 2 — рычаг; 3 — личинка; 4— направляющая; 5 — пружина рычага; 6 — защелка; 7 — ригель; 8 — вружина ригеля; 9 — отводной ролик; 10 — отводка

6. Какими замками снабжены распашные двери шахт?

Одностворчатые двери снабжены ригельными замками, а двухстворчатые — шпингалетно-ригельными. Схема шпингалетно:ригельного замка показана на рис. 1. Шпингалет может заходить в верхнюю и в нижнюю обвязку двери. Отверстие для шпингалета должно быть на 0,4—0,6 мм больше диаметра шпингалета. Шпингалет устанавливают так, чтобы при запирании его ригелем, его свободный ход при воздействии на ручку замка не превышал 2 мм. Шпингалетные замки широко применяют в распашных дверях грузовых лифтов. Основные элементы замка размещены в двери, по всей высоте, а элементы механической и электрической блокировки — на стенке шахты, непосредственно около двери. На рис. 2 показана схема автоматического и неавтоматического замков распашных дверей пассажирского лифта. Автоматический замок служит для запирания двери шахты прежде, чем кабина отойдет от уровня этажной площадки более, чем на 150 мм. Неавтоматический замок служит для удержания двери в закрытом положении. Отпирание замка снаружи шахты невозможно.

7. Какие бывают раздвижные двери шахты?

Раздвижные двери шахты бывают автоматические, открываемые и закрываемые с помощью привода, установленного на кабине, и полуавтоматические, открываемые вручную, а закрываемые автоматически. Раздвижные двери по числу створок могут быть одно-, двух- и многостворчатые, расположенные в одной или более плоскостях. Устройство смотровых отверстий в этих дверях необязательно. Профиль раздвижной двери — коробчатый — изготовляется из металлического листа толщиной не менее 0,5 мм. Комплект дверей шахты состоит из верхней балки, каретки, створок и порога.

Рис. 3. Конструкция верхней балки двери шахты лифтов с раздвижными дверями и автоматическим приводом
1 — болт для крепления кронштейна блок—контакта; 2 — винт для крепления корпуса блок-контакта; 3 — блок-контакт контроля запирания створки двери шахты автоматическим замком; 4 — винт для крепления крышки блок—контакта; 5 — болт для крепления кронштейна; 6 — фиксирующая пластина; 7 — кронштейн защелки; 8 — болт для крепления кронштейна блок—контакта; 9 — блок—контакт контроля притвора створок; 10 — винт для крепления крышки блок-контакта; И, 14 — ролики кареток; 12, 33 — рычаги; 13 — ролик; 15, 20, 26 — контрролики; 30 — боковые болты для крепления линеек; 18 — центральный болт для крепления линеек; 19 — правая створка двери шахты; 21 — левая створка двери шахты; 22— шпилька; 23, 24 — гайки для крепления створок двери шахты к кареткам; 25 — левая каретка; 27 — верхняя балка двери шахты; 28 — ролик рычага механизма открывания створки; 29 — линейка левая; 31 — ролик; 32 — палец; 34 — защелка; 35—ролик защелки; 36 — площадка

Рис. 4. Схема автоматического замка створки двери шахты пассажирского лифта
1 —фиксирующая пластина: 2—кронштейн; 3—защелка; 4—упор каретки; 5 — каретка

Каждая створка двери висит на каретке, которая на роликах перемещается по линейке толщиной 10—12 мм.

Конструкция верхней балки двери шахты лифтов с раздвижными дверями и автоматическим приводом показана на рис. 3. Верхняя балка двери шахты используется в качестве несущей части для дверей шахты и предназначена для установки и крепления на ней следующих узлов: правой и левой линеек; кареток, автоматических замков; блок-контактов для левой и правой створок. Снизу к кареткам жестко крепятся на шпильках створки двери шахты. Порог двери шахты крепится к вертикальным стоякам. Стояки соединяют верхнюю балку с порогом и служат опорными частями для портала. Верхняя балка двери шахты выполнена из стального листа толщиной 3 мм и четырьмя болтами крепится над дверным проемом к стене шахты. Направляющие линейки (левая и правая) используются в качестве опор для кареток двери шахты. Линейки крепятся к балке по краям и в середине болтами. Направляющие линейки расположены наклонно к центру, поэтому закрываются самопроизвольно.

Каретки (правая и левая) двери шахты служат для крепления к ним створок двери шахты и для перемещения их по направляющим линейкам при помощи роликов, которые вращаются на шарикоподшипниках. Защелка автоматического замка служит для запирания закрытой створки двери шахты. Вместе с упором каретки защелка образует автоматический замок, который показан на рис. 4. Защелка шарнирно крепится на кронштейне. Кронштейн болтами прикреплен к верхней балке двери шахты. На защелке установлен ролик и служит для ее фиксации в поднятом положении после отпирания створок. Ролик до конца открывания створки находится на верхней кромке каретки.

Рычаг служит для отпирания и открывания створки двери шахты. Совместная работа автоматического замка и рычага заключается в следующем. При наличии или отсутствии кабины на этаже и неработающем приводе дверей защелки находятся в опущенном положении и перекрывают упоры кареток, поэтому створки Двери шахты заперты. При наличии кабины на данном этаже ролики рычагов обеих створок находятся в пазах отводок, укрепленных на створках двери кабины. При включении электродвигателя привода дверей створки двери кабины начинают от» крываться и одновременно поворачивают рычаги вокруг осей: левый рычаг — влево, правый — вправо. Пальцы на рычагах соприкасаются с защелками, поднимают их и выводят из зацепления с упором. Ролики 35 на защелках при открывании створок двери шахты набегают на верхние кромки кареток, поэтому до окончания открывания и при открытых створках защелки находятся в приподнятом положении.

Рис. 5. Конструкция верхней балки двери кабины и механизма открывания створок
1 — ролик; 2 —канат связи створок; 3, 5 — крепежные гайки; 4 — держатель; 6 — возвратная пружина; 7 — крепежные гайки; 8 — левая каретка двери кабины; 10 — рычаг; 11 — корпус блок — контакта контроля притвора створок: 12 — крышка блок — контакта; 13 — упор; 14 — регулировочный болт замка; 15 — контргайка; 16 — ролик водила; 17 — конечный выключатель на закрывание створок; 18 — упор; 19 — конечный выключатель на открывание створок; 20 — водило; 21 — гайка для крепления всего механизма; 22 — отводка; 23 — контрролики; 24 — винт для крепления отводки; 25 — правая створка двери кабины; 26 — шпилька; 27 — отводка

Блок-контакты (левый и правый) предназначены для контроля запирания створок двери шахты автоматическими замками. Для чего использованы блок-контакты ВПК-2010. Крепятся они на стальных площадках двумя винтами, а к верхней балке двери шахты болтами. Если створки двери шахты заперты, то защелки опущены, штоки блок-контактов тоже опущены пружинами; контакты замкнуты и лифт готов к работе. При открытых створках защелки подняты, под действием площадок штоки блок-контактов перемещены вверх, контакты разомкнуты и кабина не может прийти в движение от кнопок приказа или вызова.

Блок-контакт контроля притвора створок двери шахты (ДШ) 9 служит для контроля привода створок. В качестве такого блок-контакта использован ВПК-2011. В отличие от ВПК-2010 он имеет на конце штока ролик. Рычаг служит нажимным устройством, воздействующим на шток блок-контакта при закрытых створках, который шарнирно укреплен на оси. Если раздвигать створки, то рычаг сходит с ролика и шток блок-контакта опускается, контакт размыкается. При закрывании створок рычаг набегает на ролик, поднимается со штоком и контакт замыкается. Контакты ДЗ и ДШ включены в одну последовательную цепь, при размыкании хотя бы одним контактом исключается возможность пуска кабины.

Раздвижные створки сварной конструкции облицованы со стороны этажной площадки пластиком. Щели между створками дверей шахты и кабины, примыкающих друг к другу, для закрывания имеют камуфляж — фигурное металлическое обрамление. Створки двери шахты не касаются порога, что исключает возможность заедания при их движении. Зазор между порогом и створкой должен быть 3—5 мм. Чтобы низ створок не перемещался в поперечном направлении, на них установлено по два башмачка на каждой стороне. Башмачки входят в паз порога и направляют движение створок при открывании и закрывании,

8. Каковы основные требования к дверным замкам лифта?

Для обеспечения безопасной работы лифта, кабина должна перемещаться только тогда, когда все шахтные двери закрыты. Двери шахты лифтов всех типов делают со специальными замками, автоматически запирающими дверь после того, как кабина уйдет от уровня этажной площадки на расстояние 150 мм и более. При работе лифта элементы замков шахтных дверей взаимодействуют с отводками, установленными на кабине.

9. Какие замки применяют в распашных дверях грузовых лифтов?

В распашных дверях грузовых лифтов широко применяют шпингалетные замки. Основные элементы этого замка размещены в двери, по всей ее высоте, а элементы механической и электрической блокировки — на стенке шахты, непосредственно около двери.

10. Какой замок применяют для одностворчатых распашных дверей пассажирского лифта?

Для одностворчатых распашных шахтных дверей пассажирского лифта применяют замок, показанный на рис. 5. Основные части замка расположены в двери, а устройства электрической и механической блокировки расположены в зоне дверной обвязки на стене шахты.

11. Какие основные требования предъявляют к направляющим кабины и противовеса?

Направляющими называют жесткие элементы, которые установлены внутри шахты лифта по всей ее высоте и служат для придания направления движению кабины и противовеса. Согласно требованиям ПУБЭЛ, направляющие кабины и их крепления должны выдерживать посадку на ловители кабины с грузом, превышающим на 10 % номинальную грузоподъемность, при скорости, допускаемой ограничителем скорости. Кабина (противовес) удерживается на направляющих в случае срабатывания ловителей при аварийной ситуации. Направляющие и их стыки должны быть предохранены от смещения. Высота направляющих для кабины и противовеса должна быть такой, чтобы при возможных перемещениях кабины или противовеса за пределы крайних рабочих положений их башмаки не сходили со своих направляющих. л

12. Какой материал применяют для направляющих и способы их крепления в шахте?

Современные направляющие кабины изготовляют из прокатной стали марки сталь 30. Ранее для направляющих применяли сталь различного прокатного профиля, а также дерево твердых пород: дуб, граб, бук. Бруски деревянных направляющих соединены шипами и крепятся к швеллеру болтами. Схемы сечения металических направляющих показаны на рис. 6. Самой простой и обеспечивающей низкий уровень шума при движении лифта является направляющая, выполненная в виде деревянного бруса (сечением 65×65 мм для лифтов грузоподъемностью до 500 кг и 80X80 мм — для лифтов большей грузоподъемности). Направляющие собирают из брусьев длиной 1—1,5 м. Однако деревянные направляющие быстро изнашиваются и опасны в пожарном отношении.

В настоящее время деревянные направляющие вытеснены металлическими. В качестве направляющих противовеса на лифтах грузоподъемностью до 500 кг применяют стальной прокат уголкового профиля. На лифтах грузоподъемностью 500 кг и более направляющие противовеса выполняют только из стального проката таврового сечения. Направляющие крепят к кронштейнам шахты так, чтобы они не перекосились при осадке здания или изменениях температурных условий. Наиболее распространенный способ крепления направляющей — с помощью прижимов показан на рис. 10,6. При появлении больших усилий вдоль направляющей, последняя может проскользнуть в прижимах, не искривляя и не деформируя элементы крепления направляющих к шахте.

Направляющие должны быть вертикальны и параллельны. Допустимое отклонение от вертикали не должно превышать 1 мм на 1 м, но не превышать 10 мм по всей высоте подъема. Расстояние между головками направляющих в свету называется штихмассом. Отклонение штихмасса у деревянных направляющих обычно выдерживается с точностью до 3 мм, а у металлических— до 2 мм. От точности установки направляющих зависит плавность хода кабины. Стыки металлических направляющих не должны быть смещены более чем на 0,2 мм. При наличии неровностей (заусенцев) стыки на 150 мм в обе стороны зачищают.

Рис. 6. Сечение металлических направляющих
а, б, в, г, д, е — неспециальные прокатные профили; ж—трубчатый профиль; з — с металлической облицовкой; и — специальный тавровый прокат

Рис. 7. крепление направляющих
а — углового типа с помощью болтов, перемещающихся в пазах закладных деталей; б — специального таврового профиля с помощью болтов и прижимов

Рис. 8. Скользящий башмак
1 — вкладыш; 2 — направляющая; 3— прижим; 4 — корпус башмака

Рис. 9. Типы сечения и свивки шестипрядных канатов
а — односторонняя свивка; б — крестовая свивка; в — тип ЛК—Р; г — тип ЛК-О

13. Назначение башмаков кабины (противовева) и их типы?

Башмаки кабины и противовеса обеспечивают заданное направление движения кабины и противовеса, препятствуют поворачиванию их в горизонтальной плоскости. Кабину и противовес оборудуют четырьмя башмаками. Скользящий башмак показан на рис. 8. Башмаки жестко крепятся к каркасам кабины и противовеса с возможно наибольшим удалением по высоте одного башмака от другого.

Различают два типа башмаков: скользящие и роликовые. Наибольшее распространение в лифтах получила конструкция самоустанавливающегося скользящего башмака. Башмак состоит из корпуса и вкладыша. Вкладыши изготовлены из капрона. Для приработки направляющих после монтажа вместо капроновых вкладышей временно ставят чугунные с последующей заменой капроновыми.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Эксплуатация лифтов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Шахта, двери шахты, направляющие, башмаки"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства