На практике часто встречаются случаи, когда покрытие или отдельные части его, подвергавшиеся ремонтному окрашиванию по внешнему виду отличаются от остального покрытия автомобиля, так как имеют волнистость, наплывы, меньший глянец и др. В этом случае покрытия необходимо шлифовать и полировать. Шлифуют также промежуточные слои покрытия, если они имеют явную волнистость, либо если необходимо улучшить сцепление между слоями покрытия.
Кузовные запчасти, покрытые на заводе грунтовкой чер ного цвета, перед окрашиванием рекомендуется слегка прошлифовать для удаления глянца и выравнивания шероховатостей. От того, насколько тщательно выполнена операция шлифования, во многом зависит качество окрашивания. Правильно зашлифованная поверхность долж* а быть совершенно гладкой, без крупных рисок.
Для облегчения шлифования лучше сначала использовать шлифовальные шкурки крупной зернистости, а затем для заглаживания рисокшлифоватьшкуркоймелкой зернистости.
В продаже бывают шлифовальные шкурки самых различных марок и назначения. Чтобы узнать, для чего предназначена шлифовальная шкурка, какую имеет зернистость и можно ли пользоваться ею для шлифования с применением смазочно-охлаждающих жидкостей, в том числе воды (так называемого “мокрого шлифования”) , необходимо знать следующее. На рабочей стороне шлифовальной шкурки нанесены цифровые и буквенные условные обозначения. Например: Л 230 * 280 Л1 51С 8-П С А ГОСТ 10054-82 622.
Расшифровывается это условное обозначение следующим образом: буква “Л” обозначает, что шкурка изготовлена в виде шлифовальных листов. Цифры 230 * 280 — это размеры ширины и длины листа шкурки в мм. Если шкурка выпускается в рулонах, то буква не указывается, а размеры рулона -обозначаются, например, так: 1000 х 50. В этом случае первая цифра 1000 обозначает ширину шкурки в мм, а вторая 50 длину в м.
Следующая группа букв и цифр указывает материал основы, на котором изготовлена шкурка: Л1, Л2 и М – вла-гопрочная бумага; П1, П2, ПЗ … П11 – невлагопрочная бумага; С1.С1Г, С2Г, У1, У2, У1Г, У2Г – ткани – саржа; П — ткань – полудвунитка.
Следовательно, в вышеприведенном примере “Л1” обозначает, что шкурка изготовлена на влагопрочной бумаге.
Третья группа цифр и букв обозначает вид и марку шлифовального материала.
Четвертая группа цифр и букв указывает зернистость, т. е. условное обозначение размера абразивных зерен шлифовального материала. Цифра зернистости, умноженная на 10, указывает размер основной фракции зерен в мкм. В приведенном примере цифра “8” означает, что все зерна шлифовального материала проходят через сито со стороной ячейки 80 мкм. А следующая за цифрой буква означает процентное содержание основной (т. е. близкой к 80 мкм) фракции зерен в шлифовальном материале. Индекс “П” обозначает, что содержание основной фракции шлифовального материала составляет не менее 55 %, индекс “Н” – не менее 45 %, а индекс “Д” -не менее 41 %.
В случае микрошлифовальных порошков зернистость обозначается: М63, М50, М40, М28, М20, М14, М10, М7, М5 и МЗ. Цифра, следующая после буквы “М”, указывает размер зерен в мкм.
Индекс “В” (только для микрошлифовальных порошков) означает, что доля основной фракции составляет не менее 55-60%.
Следующая (пятая) буква (или группа букв и цифр) обозначает марку связующего вещества, которым зерна шлифовального материала закреплены на основе: М – мездровый клей; С – синтетическая смола; К – комбинированная связка (например, мездровый клей в смеси с синтетической” смолой); СФЖ – фенолоформальдегидная смола; ЯН-153 – янтарный лак.
Иногда марку связующего вещества в условных обозначениях шкурки не указывают.
Следующая (шестая) буква указывает на класс шкурки, т. е. наличие дефектов на ее рабочей поверхности: А — количество дефектов (морщины, складки, повреждения кромок и др.) не более 0,5 %; Б – не более 2 %; В – не более 3 %.
Цифры после номера ГОСТ (в вышеприведенном примере “622”) указывают заводской номер партии шкурки.
В обозначениях шкурок на тканевой основе перед цифрами, обозначающими размер, иногда стоят цифры 1 (обозначает, что шкурка предназначена для шлифования материалов низкой твердости: шпатлевки, грунтовки, эмали, пластмассы) или 2 (обозначает, что шкурка предназначена для обработки твердых сплавов металлов).
Водостойкость шкурок на тканевой основе можно определить по номеру ГОСТ: все водостойкие тканевые шкурки выпускают по ГОСТ 13344-79, а неводостойкие по ГОСТ 5009-82.
Если поверхность хорошо зашлифована, то при проведении по ней (после промывки) кончиками пальцев или ладонью не должны чувствоваться переходы и границы участков между слоями покрытия. Все недостатки плохой шлифовки обязательно проявятся на свежеокрашенной поверхности. В местах, где перед нанесением эмали глянец зачищен плохо (обычно труднодоступные и узкие места), свежая эмаль впоследствии может отслоиться.
Шлифовать можно только полностью высохшие слои покрытия. Такой слой должен быть твердым, не сдираться при шлифовании, а абразив не должен сразу “засаливаться” от покрытия.
Операцию шлифования проводят вручную или с помощью механизированного инструмента. Для ручного шлифования применяют шлифовальную шкурку. Перед началом шлифования лист шкурки стандартного размера 230 х 280 мм разрезают на две части. Затем обвертывают шлифовальной шкуркой резиновый или войлочный брусок размером 125×75 мм и толщиной 10-20 мм. Шлифовать нужно плавными, равномерными движениями, без сильного нажима. Шкурку по мере засаливания и истирания необходимо менять.
Детали с закругленной поверхностью небольшого диаметра шлифуют без бруска. Узкие места, проемы, желобки шлифуют только вручную.
Применяют “сухое” и “мокрое” шлифование. В последнем случае поверхность смачивают водой или каким-либо инертным растворителем. Шлифовальную шкурку также время от времени смачивают водой, либо растворителем, промывая ее от загрязнения шлифовочной пылью. Вследствие этого уменьшается количество пыли, увеличивается срок службы шкурки и улучшается качество шлифования. Например, при шлифовании нитроэмалевых покрытий пользуются уайт-спиритом и шлифуют водостойкими шкурками. “Мокрому” шлифованию с водой можно подвергать лишь водостойкие покрытия – масляно-лаковые, меламиноалкидные, нитро-целлюлозные, эпоксидные. С растворителями можно шлифовать только те покрытия, которые после высыхания полностью устойчивы к их воздействию.
Если материал правильно подготовлен и покрытие хорошо высохло, то оно легко шлифуется, а после шлифования образуется ровная и гладкая на ощупь поверхность. Закончив шлифование, поверхность нужно промыть водой, протереть насухо мягкой тканью или ветошью и высушить при 18—22 ° С. Затем проверяют качество шлифования. Для этого осматривают поверхность, освещая ее сбоку электрической лампой. Обнаруженные дефекты отмечают мелом и в случае необходимости вновь шпатлюют и шлифуют.
О качестве промежуточного шлифования можно судить по растеканию следующего слоя эмали. В случае прошлифов-ки окрашенной поверхности до металла проводят повторное грунтование этих мест, а затем наносят верхние слои покрытия.
Шлифовать последний (верхний) слой меламиноалкид-ных покрытий нежелательно, потому что абразивы, содержащиеся в шлифовочных пастах или нанесенные на шлифовальные шкурки, снимают с пленки меламиноалкидных эмалей поверхностный глянцевый слой. В последующем восстановить глянец полировочными составами трудно.
Для шлифования промежуточных слоев меламиноалкидных покрытий и для подшлифовки небольших дефектных Участков верхнего слоя покрытий наряду со шлифовальными шкурками можно использовать шлифовочную пасту ВАЗ-1. аста представляет собой дисперсию глинозема в смеси ми-игрального и растительного масел, скипидара, керосина, поверхностно-активных веществ и воды. Содержание нелетучих веществ в ней 60-70 %. По внешнему виду это розовая мазеобразная масса без посторонних включений. После шлифования пастой ВАЗ-1 покрытие должно иметь ровную полуглянцевую поверхность, без царапин. Остатки пасты легко удаляются водой.
После того как поверхность отшлифована пастой ВАЗ-1, ее полируют полировочной пастой ВАЗ-2. Пасты отличаются дисперсностью введенного в нее глинозема (20—30 мкм против 40—45). Паста ВАЗ-2 имеет серый цвет и мазеобразную консистенцию. После полирования покрытие должно иметь высокий блеск. Остатки пасты легко смываются водой.
Особенно широко операцию полирования применяют для нитроэмалевых покрытий как при их получении, так и для восстановления глянца в процессе эксплуатации автомобиля.
Значительно облегчить операцию полирования при получении нитроэмалевых покрытий можно, если после шлифования поверхности распылить на нее растворитель № 648. При этом поверхностный слой покрытия слегка подрастворяется, а риски от абразива, получившиеся при шлифовании, затягиваются. После сушки при температуре 60—70 °С покрытия из нитроэмалей можно полировать.
Для полирования нитроэмалевых покрытий широко используют полировочную пасту № 291. Предварительно поверхность шлифуют шлифовальной шкуркой с зернистостью 4. Полирование пастой № 291 проводят фланелью или цигейковой шкуркой. Паста придает пленке высокий блеск. “Дымка” от пасты должна легко смываться полировочной водой.
По внешнему виду полировочная паста N° 291 – однородная густая масса серого цвета без посторонних механических включений. При 18-22 °С паста не должна быть текучей, а если в пасте имеется осадок, то он должен без особых усилий размешиваться.
Полирование следует проводить небольшими участками. Не рекомендуется полировать сразу большие поверхности, так как полировочные составы и пасты быстро засыхают и их трудно растирать.
Операцию полирования, как и шлифования, проводят вручную или с помощью механических приспособлений. Вручную полирование проводят фланелевым тампоном равномерными возвратно-поступательными движениями. Это очень трудоемкая операция, требующая больших физических усилий. Значительно упростить и облегчить ее можно, используя механические приспособления, например электродрель.
Для полирования с помощью электродрели на полировальный круг накладывают слой ваты толщиной 4-5 см, а затем надевают шапочку из натурального или искусственного меха, цигейки, сукна, фланели или фетра. При полировании электродрелью необходимо следить, чтобы полируемая поверхность не нагревалась выше 40 °С. Разогревание пленки покрытий, особенно нитроцеллюлозных, при длительном полировании одного и того же участка приводит к их размягчению и образованию трудноисправимых дефектов. По этой же причине нельзя полировать покрытия, если поверхность автомобиля нагрета солнцем.
Во избежание попадания на полируемую поверхность посторонних частиц абразива не рекомендуется проводить полирование в пыльных помещениях и на сквозняке. При обработке острых кромок покрытия необходимо оберегать их от прополировки пленки эмали до грунтовки, а тем более до металла.
После обработки полировочными пастами поверхность нужно протереть ватным или фланелевым тампоном, смоченным полировочной водой либо восковым полирующим составом № 3. Состав представляет собой тонкую суспензию белой сажи в воскосодержащей эмульсии. Он предназначен для полирования нитроцеллюлозных покрытий и снятия следов масла и пасты с полированных покрытий. При хранении состав может расслаиваться или загустевать. В этом случае его необходимо разбавить до удобной для полирования консистенции кипяченой водой и перемешать.
До сих пор мы рассматривали применение операции полирования при окрашивании автомобилей. Однако полирование покрытий широко практикуется и в процессе их эксплуатации. В этом случае используют восстанавливающие блеск и консервирующие полироли, предназначенные специально для ухода за лакокрасочными покрытиями. К ним относятся “Автовоск АВ-70”, “Автополироль”, “Автобальзам”, “Автополироль консервирующий для новых покрытий”, “Автополироль для обветренных покрытий” и другие материалы, подробно описанные в разделе “Уход за лакокрасочными покрытиями автомобилей”. Как и полироли используемые при окрашивании автомобилей, они содер- ат в своем составе тонкодисперсные абразивы, поверхностно-активные вещества, растворители, минерат-ные масла и °ДУ- Но, кроме того, они дополнительно содержат воск, который заполняет и сглаживает микротрещины и поры покрытий, а также образует на покрытиях тонкую пленку, защищающую их от прямого воздействия атмосферы.
Если покрытие уже эксплуатировалось, то перед нанесением автополироля его поверхность нужно хорошо вымыть водой и протереть фланелью или замшей. Затем тампоном нанести тонкий слой полироля. После 5-минутного подсыхания, когда на поверхности появится белый налет, но полного высыхания полироля еще не произошло, поверхность нужно до блеска натереть сухой чистой байкой или фланелью.
После ремонтного окрашивания автомобиля (или после выхода с завода) в течение первых 2—3 мес пользоваться автополиролями не нужно.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Шлифование и полирование покрытий"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы