В системе охлаждения автомобилей АЗЛК-2141 и -21412 радиатор, расширительный бачок, электровентилятор, их крепления и шланги, соединяющие радиатор и бачок, одинаковы. Термостат имеет только другое взаимное расположение боковых патрубков на корпусе.
Отличие системы охлаждения автомобиля АЗЛК-21412 заключается в конструкции водяного насоса, а также в конструкции литых патрубков, размерах шлангов, форме и длинах рукавов, соединяющих двигатель с радиатором. Кроме того, в системе охлаждения АЗЛК-21412 отсутствует пробка для выпуска воздуха из системы в процессе заправки охлаждающей жидкости.
Некоторое отличие в циркуляции жидкости в рубашке двигателя заключается в том, что жидкость попадает из насоса по поперечному каналу в нижней крышке распределительных звездочек, закрытому съемной крышкой, в продольный канал на блоке цилиндров, закрытый штампованной крышкой, откуда направляется в рубашку головки цилиндров и омывает вначале выпускные газовые каналы, охлаждая седла выпускных клапанов. Затем жидкость распространяется по рубашке головки цилиндров. В рубашке же блока цилиндров циркуляция жидкости естественная, ее обмен происходит через отверстия в прокладке головки за счет разности температур жидкости по высоте рубашки блока. Этим обеспечивается более равномерное охлаждение цилиндров.
Малый контур циркуляции жидкости в процессе прогрева двигателя: через перепускной шланг термостата, термостат и подводящий шланг насоса, а также параллельно через отводящий шланг подогрева впускной трубы и подводящий и отводящий шланги отопителя. Основной контур циркуляции — через радиатор.
Водяной насос крепится с левой стороны двигателя к специальным приливам на нижней крышке распределительных звездочек и на блоке цилиндров. Прилив образует полость нагнетания, выполненную в форме улитки. К задней части прилива крепится через прокладку подводящий патрубок насоса, с которым соединяются, кроме шлангов термостата, отводящие шланги подогрева впускной трубы и отопителя салона.
Корпус насоса отливается из алюминиевого сплава, в гнездо для подшипников запрессована стальная втулка. Валик насоса устанавливается в корпусе на двух шариковых подшипниках, внутренние обоймы которых через распорную втулку запрессовываются на вал до упора в стопорное разрезное кольцо, а с переднего конца вала обоймы прижимаются запрессованной на вал ступицей шкива. Наружное кольцо внутреннего подшипника фиксируется стопорным винтом с контргайкой. При установке стопорный винт заворачивается только до касания конусной частью наружной обоймы подшипника. При приложении к винту большего усилия наружная обойма подшипника может деформироваться, что выведет подшипник из строя. На заднем конце валика крепится болтом с шайбами крыльчатка насоса. Уплотнение насоса осуществляется самоподжимным сальником, состоящим из уплотнительной шайбы, резиновой манжеты, обоймы пружины, обоймы манжеты и пружины. Упло.тнительная шайба, изготовленная из свинцово-графитовой композиции, прижимается к стальной неподвижной втулке, запрессованной в корпус насоса. На собранной с деталями сальника крыльчатке, до установки ее на вал насоса, уплотнительная шайба фиксируется стопорным кольцом. Подшипники насоса закрытого типа смазываются при сборке на заводе-изготовителе и в процессе эксплуатации замены или добавления смазки не требуют. Для предохранения подшипников от проникновения охлаждающей жидкости (в случае повреждения сальника) в корпусе насоса имеется дренажное отверстие, через которое жидкость может выходить из корпуса насоса.
Рис. 1. Схема системы охлаждения:
1 — радиатор отопителя; 2 — пробка расширительного бачка; 3 — шов соединения верхней и нижней половин бачка; 4 — расширительный бачок; 5 — пароотводящий шланг; 6—радиатор; 7— электровентилятор; 8 — датчик включения электровентилятора; 9 — термостат; 10 — перепускной шланг термостата; 11 — подводящий шланг насоса; 12—насос охлаждающей жидкости; 13 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 14 — двигатель; 15 — шланг от впускной трубы к насосу; 16 — впускная труба; 17 — шланг подвода жидкости от отопителя кузова к насосу; 18 — угольник отбора жидкости в радиатор отопителя
Рис. 2. Водяной насос:
1 — стопорное кольцо; 2 — уплотнительная шайба сальника; 3— обойма пружины; 4 — упорная пружина сальника; 5 — обойма манжеты; 6 — крыльчатка насоса; 7 — болт крепления крыльчатки; 8— манжета сальника; 9 — подшипник; 10 — контргайка; 11 — стопорный винт; 12 — распорная втулка; 13 — валик насоса; 14 — ступица шкива
К ступице шкива насоса крепится на четырех болтах с шайбами штампованный шкив. Привод насоса осуществляется клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала. Этим же ремнем приводится во вращение и якорь генератора. Натяжение ремня привода осуществляется путем смещения генератора в сторону от двигателя. Для регулировки отпустить болт натяжной планки генератора, натянуть ремень, отжимая корпус генератора с помощью какого-либо рычага от двигателя так, чтобы ветвь между шкивом водяного насоса и шкивом генератора прогибалась под усилием 39 Н (4 кгс) на 8 ± 1 мм, и закрепить болт регулировочной планки.
Объем и периодичность технического обслуживания системы охлаждения указаны в разд. «Техническое обслуживание автомобиля».
Рекомендации по уходу в эксплуатации, выявлению возможных неисправностей системы охлаждения и устранению причин их возникновения, приведенные в соответствующем разделе для двигателя ВАЗ-2106-70, распространяются и на систему охлаждения двигателя 331.10.
Рис. 3. Проверка натяжения ремня привода водяного насоса и генератора
Некоторые отличия в способе слива охлаждающей жидкости и заполнения ею системы охлаждения заключаются в следующем.
Слив жидкости рекомендуется для удобства производить с помощью дополнительного шланга с внутренним диаметром 18…20 мм и длиной 500…600 мм. Применение шланга предотвратит излишнее разбрызгивание жидкости при сливе.
Последовательность операций при сливе:
— один конец дополнительного шланга подвести близко к угольнику, расположенному справа на блоке цилиндров, а другой опустить в емкость для слива жидкости;
— не снимая пробки расширительного бачка, отсоединить подводящий шланг отопителя от угольника, предварительно ослабив хомут его крепления, и как можно быстрее надеть конец дополнительного шланга на угольник;
— вывернуть сливную пробку бачка радиатора; снять пробку с наполнительной горловины расширительного бачка и выждать время, необходимое для слива охлаждающей жидкости из системы.
Следует учитывать, что по окончании слива некоторое количество жидкости (около 0,5 л) остается в перепускном шланге термостата, так как клапан термостата на холодном двигателе закрыт, и в шланге, соединяющем термостат с нижним патрубком радиатора. Полный слив жидкости возможен при отсоединении этих шлангов от термостата.
В системе охлаждения автомобиля АЗЛК-21412 отсутствует пробка для выпуска воздуха при заполнении системы жидкостью. Поэтому после замены жидкости пустить двигатель, прогреть его до температуры 85…90 °С для удаления воздушных пробок, затем охладить и добавить жидкость до нормального уровня.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Система охлаждения автомобилей АЗЛК-2141"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы