К основным операциям технического обслуживания системы охлаждения и пускового подогревателя относят заполнение охлаждающей жидкостью; проверку герметичности; промывку сборочных единиц системы охлаждения и подогревателя; смазывание подшипников водяного насоса и вентилятора; подтяжку креплений; регулировку натяжения ремней вентилятора.
Жидкость в систему охлаждения заливают через воронку с частой сеткой. Иногда на сетку укладывают чистый полотняный материал, что еще лучше.
Нельзя заливать холодную жидкость в систему охлаждения неостывшего двигателя, так как это может вызвать трещины в стенках блок-картера и головки цилиндров. По этой же причине нельзя заливать зимой в холодный двигатель слишком горячую жидкость.
После заправки системы охлаждения карбюраторного двигателя жидкостью горловину радиатора плотно закрывают крышкой.
При ЕО в карбюраторном двигателе проверяют уровень жидкости в системе охлаждения. При открывании крышки горловины радиатора следует оберегать лицо и руки от ожогов горячей жидкостью и ее парами, которые могут вырваться из горловины.
У дизелей ЗИЛ-645, КамАЗ-740 и ЯМЗ-КАЗ-642 для проверки уровня охлаждающей жидкости (когда он холодный) открывают контрольный кран на расширительном бачке. Если жидкость через контрольный кран не течет, ее доливают. Для этого, закрыв кран контроля уровня жидкости, снимают пробку заливной горловины расширительного бачка, доливают жидкость через горловину. Уровень жидкости должен быть выше контрольного крана, и объем ее составлять примерно 2/3 объема бачка. Герметичность системы охлаждения проверяют внешним осмотром всех уплотнений и соединений. Чтобы ликвидировать подтекания, заменяют уплотнения и подтягивают отдельные детали и соединения. Особое внимание обращают на торцовое уплотнение крыльчатки водяного насоса. О неисправности этого уплотнения свидетельствует подте* кание жидкости через него.
У дизелей ЗИЛ-645, КамАЗ-740 и ЯМЗ-КАЗ-642 эффективна проверка герметичности заполненной системы охлаждения опрес-совкой при помощи приспособления, показанного на рисунке 18. Приспособление устанавливают в горловину расширительного бачка. К золотнику 3 присоединяют ручной насос, которым создают давление 0,065 МПа, контролируемое манометром. Если этого давления в системе достичь нельзя или оно быстро падает, устраняют неплотность соединений или течь жидкости и выполняют повторную проверку герметичности.
При ТО-1 проверяют состояние и натяжение ремней вентилятора и водяного насоса и при необходимости регулируют.
Ремень должен быть целым, без расслоений и разрывов. При слабом натяжении ремень пробуксовывает, что вызывает перегрев двигателя, уменьшение силы зарядного тока аккумулятора и износ ремня. Если ремень натянут сильно, повышается износ подшипников вентилятора и генератора и быстро изнашивается сам ремень.
У двигателей ЗМЗ-66-06, ЗИЛ-130, К.амАЗ-740 ремень вентилятора натягивают изменением положения (перемещением) генератора, а у 3M3-53-11 и ЗИЛ-645 — специальным роликом. Натяжение ремней изменяют только на неработающем двигателе. Ремень у шкивов при попадании масла протирают тряпкой, слегка смоченной бензином.
Натяжение приводных ремней проверяют специальным приспособлением с динамометром.
У двигателя ЗИЛ-130 натягивают ремень привода насоса гидроусилителя следующим образом. К наружной поверхности проверяемой ветви ремня прикладывают приспособление и нажимают на динамометр с усилием 40Н в середине ветви ремня между шкивами вентилятора и насоса гидроусилителя рулевого привода. Натяжение считается нормальным, если прогиб ремня составляет 8—14 мм. При необходимости ремень натягивают, передвигая кронштейн с насосом. Таким же образом проверяют натяжение в середине ремня между шкивами вентилятора и генератора и при необходимости натягивают его, используя кулису (планку).
При эксплуатации пускового подогревателя следят за отсутствием подтеканий охлаждающей жидкости и топлива в соединениях его трубопроводов, шлангов и кранов, подтягивают гайки и болты крепления подогревателя и топливного бачка, зажимы на выводах.
Обнаруженные неисправности пускового подогревателя немедленно устраняют.
При ТО-2 проверяют работу парового (выпускного) и воздушного (впускного) клапанов пробки заливной горловины радиатора. Паровой клапан двигателя ЗИЛ-130 открывается при давлении 0,1 МПа, а у всех остальных двигателей — при давлении 0,145— ОД65 МПа. Воздушный клапан у двигателей ЗИЛ-130, КамАЗ-740 и’ЯМЗ-КАЗ-642 открывается при разрежении 0,001—0,013 МПа.
Систему охлаждения двигателей, как правило, промывают весной и осенью. Рубашку двигателя при снятом термостате и радиатор промывают отдельно, чтобы ржавчина, накипь и осадок не засорили радиатор. Направление промывки должно быть противоположным циркуляции жидкости в системе. Обычно промывают систему струей воды.
Эффективна промывка системы охлаждения специальным моечным пистолетом. Надев на патрубки радиатора шланги и закрыв горловину крышкой, заполняют его через шланг водой, а затем постепенно подают сжатый воздух. Давление воздуха не должно превышать 0,1 МПа. Шлам и рыхлая накипь выбрасываются через шланг. Так же промывают водяную рубашку головки цилиндров и блок-картер при вывернутых краниках двигателя.
При подготовке двигателя к весенне-летней эксплуатации удаляют накипь из системы охлаждения. Эффективен следующий способ. Раствор, содержащий 0,2 кг хромового ангидрида или хромпика на 10 л воды, заливают в систему охлаждения двигателя на 7—10 ч. Затем двигатель запускают и дают ему поработать 15—20 мин на малой частоте вращения коленчатого вала. Сливают раствор и промывают систему горячей водой. Для двигателей с чугунной головкой используют раствор, состоящий из 1 кг каустика и 0,15 кг керосина на 10 л воды.
Эффективна промывка системы охлаждения техническим три-лоном (неядовитым порошком белого цвета). Для этого в систему заливают воду, в каждом литре которой предварительно растворяют 20 г трилона. После 6—7 ч работы автомобиля сливают старый раствор и заливают свежий, меняя его в течение четырех-пяти смен, а затем заливают водой, содержащей в 1 л 2 г трилона.
При нарушении температурного режима в системе охлаждения проверяют исправность термостатов, а у дизелей КамАЗ-740 и ЯМЗ-КАЗ-642 — дополнительно исправность датчика выключателя гидромуфты.
Чтобы проверить термостат, его опускают в сосуд с водой, которую подогревают, и следят за моментом начала и конца открытия клапана. Температуру воды измеряют ртутным термометром. Клапан термостатов 3M3-53-11, ЗМЗ-66-06 начинает открываться при температуре 68—72 °С и полностью открывается при 81—85 °С. У двигателя ЗИЛ-130 клапан термостата открывается при температуре 70—83 °С, а у дизелей КамАЗ-740 и ЯМЗ-КАЗ-642 — при 90—94 °С.
Иногда температура жидкости в системе охлаждения может повыситься, если засорены воздушные каналы сердцевины радиатора. Их очищают, продувают со стороны радиатора сжатым воздухом или промывают струей воды под небольшим напором.
У предпусковых подогревателей двигателей при проведении СО осенью обязательно промывают котел в керосине, топливный бачок, трубки, каналы электромагнитного клапана, регулировочную иглу и топливный фильтр; очищают сердечник клапана насоса и электроды свечи.
У дизелей КамАЗ-740 и ЯМЗ-КАЗ-642 основной режим работы гидромуфты привода вентилятора автоматический. Если режим нарушен из-за отказа выключателя гидромуфты, дизель будет перегреваться. До ликвидации отказа необходимо принудительно включить гидромуфту, установив выключатель в положение П.
Дизель ЗИЛ-645 в системе охлаждения имеет специальную муфту вентилятора, обеспечивающую работу вентилятора в автоматическом режиме. Включение и выключение муфты в зависимости от температуры воздуха, обдувающего его корпус, осуществляет биметаллический терморегулятор. При остановленном дизеле вентилятор, имеющий исправную муфту, должен поворачиваться с небольшим усилием от руки без заедания и шума. При появлении шума прекращают движение автомобиля и проверяют состояние муфты. В случае выхода ее из строя блокируют муфту перестановкой блокировочных пластин выпуклой стороной к оси вентилятора, а после возвращения в гараж заменяют.
У карбюраторных двигателей при осеннем СО карбюратор разбирают, очищают и промывают, проверяют ограничитель частоты вращения коленчатого вала.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Система охлаждения двигателей и пускового подогревателя"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы