Техническое обслуживание смазочной системы двигателя предусматривает осмотр сборочных единиц и приборов системы, поддержание необходимого уровня масла в поддоне картера, периодическую очистку фильтров, смену фильтрующих элементов и замену масла.
При ЕО проверяют уровень масла в поддоне картера двигателя, предварительно установив автомобиль на ровную горизонтальную площадку. При необходимости доливают масло в поддон. Если двигатель до проверки работал, замеряют уровень масла через 5—7 мин после его остановки, предварительно вынув и протерев масломерную линейку.
Убеждаются в отсутствии течи в маслопроводах и их соединениях, для чего осматривают место стоянки автомобиля, поверхности под капотом, брызговики двигателя.
У двигателей с центробежным фильтром очистки масла (центрифугой) на слух проверяют вращение ротора. После остановки двигателя в течение не менее 40—60 с должен быть слышен легкий шум (гудение) ротора, вращающегося по инерции. Отсутствие или малая продолжительность шума указывает на неисправность центрифуги. Затем пускают двигатель и по контрольным приборам проверяют работу его смазочной системы. Значения указателей давления масла должны находиться в пределах нормы.
При ТО-1 у всех моделей двигателей проводят те же операции, что и при ЕО.
ТО-2 у карбюраторных двигателей 3M3-53-11, ЗМЗ-66-06 и ЗИЛ-130 включают операции ЕО, а также замену масла в смазочной системе. При этом у двигателей 3M3-53-11, ЗМЗ-66-06 промывают корпус полнопоточного фильтра очистки масла и заменяют фильтрующий элемент, очищают и промывают фильтр маслоналивной горловины, детали системы вентиляции картера. При обслуживании сливают горячее масло сразу после остановки двигателя.
У двигателя ЗИЛ-130 при каждой смене масла очищают полнопоточный центробежный фильтр. Останавливают двигатель и в течение 20—30 мин дают стечь маслу из фильтра.
Отворачивают гайку и, сняв кожух, вывертывают пробку в корпусе. В отверстие из-под пробки вставляют стержень, удерживающий ротор от вращения. Отворачивают гайку, снимают колпак ротора, вставку и сетчатый фильтр. Очищают от грязи и отложений снятые детали и промывают их. Если сетку фильтра нельзя промыть или она имеет разрывы, ее заменяют. При засорении калиброванных отверстий сопел их осторожно прочищают, а затем сопла промывают в бензине. Сборку проводят в обратной последовательности, обратив внимание, чтобы прокладка создавала полную герметичность между кожухом и корпусом. Гайку затягивают усилием руки.
При ТО-2 прочищают и промывают от смолистых отложений дизельным топливом систему вентиляции двигателя: шланги, детали и сетки маслоотражателя, а у двигателя ЗИЛ-130 клапан, трубку, маслоуловитель и воздушный фильтр, объединенный с маслозаливной горловиной.
Операции ТО-2 смазочной системы дизелей КамАЗ-740 мало отличаются от аналогичного обслуживания этой системы двигателя ЗИЛ-130. Перед сменой масла в смазочной системе промывают центробежный фильтр, имеющий активно-реактивный привод ротора, и заменяют бумажные фильтрующие элементы фильтра очистки масла.
Чтобы промыть центробежный фильтр, отворачивают гайку, снимают колпак, поворачивают ротор вокруг оси до тех пор, пока пальцы стопора не войдут в отверстия ротора. Отвернув гайку, снимают колпак. Очищают ротор и колпак от осадка и промывают в дизельном топливе. Проверяют затяжку гайки на оси ротора. Момент затяжки гайки 8 равен 78—88 Н-м. Собирают фильтр, совместив метки на колпаке и роторе. Отжимают пальцы стопорного устройства, проверяют вращение ротора на оси. Он должен вращаться легко, без заеданий. Затем затягивают гайки с моментом 20— 30 Н-м.
Фильтрующие элементы масляного фильтра меняют в следующем порядке. Отвернув сливные пробки на колпаках, сливают остатки масла в подставленную емкость. Отворачивают болты крепления колпаков и снимают их вместе с фильтрующими элементами. Вынимают фильтрующие элементы из колпаков и промывают колпаки в дизельном топливе. Заменяют фильтрующие элементы и, собрав фильтр, проверяют, нет ли подтекания масла в соединениях фильтра на работающем дизеле.
Сигнальная лампа засоренности фильтрующих элементов расположена в кабине автомобиля. Она может мигать при пуске и прогреве дизеля. Если свечение сигнальной лампы постоянное, когда дизель прогрет, следует сменить фильтрующие элементы.
У дизеля ЯМЗ-КАЗ-642 заменяют фильтрующий элемент полнопоточного фильтра очистки масла при ТО-2 одновременно с заменой масла в смазочной системе, а у дизеля ЗИЛ-645— при проведении третьего ТО-1. Одновременно у дизеля ЗИЛ-645 очищают и промывают центробежный фильтр. Технология проведения этих работ аналогична для двигателя КамАЗ-740.
—
В смазочную систему входят: маслоналивная горловина, поддон картера, масляный насос с маслоприемником, фильтры, масляный радиатор, трубопроводы, каналы, маслоизмери-тельный стержень и система вентиляции картера.
В изучаемых двигателях применяют комбинированную смазочную систему, при которой наиболее нагруженные детали смазываются под давлением, а остальные — разбрызгиванием и самотеком.
Масло из масляного картера через маслоприемник засасывается масляным насосом и поступает из нагнетательной секции насоса в масляный фильтр и далее через главную масляную магистраль к подшипникам коленчатого и распределительного валов. Затем по каналам в блоке и головках цилиндров подается к осям коромысел, коромыслам и в компрессор (в двигателях ЗИЛ-130 и -645).
Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опорные шейки распределительного вала, ось и коромысла клапанов, валы привода распределителя зажигания и масляного насоса, компрессор.
Зеркало цилиндров и поршневые пальцы смазываются разбрызгиванием. Распределительные шестерни, стержни клапанов, толкатели и кулачки распределительного вала смазываются самотеком.
Для поддержания давления масла в заданных пределах в системе смазки имеются предохранительные и перепускные клапаны.
Масляный насос шестеренного типа служит для подачи масла в систему под давлением 0,4…0,5 МПа. Располагается насос снаружи картера (у двигателей 3M3-53-11, ЭИЛ-130) или внутри (у двигателя ЗИЛ-645).
На рассматриваемых двигателях устанавливаются двухсекционные масляные насосы (рис. 5). У двигателя 3M3-53-11 верхняя секция насоса подает масло в главную магистраль, а нижняя — в центробежный маслоочиститель, откуда стекает в картер двигателя. У двигателя ЭИЛ-130 верхняя секция насоса подает масло в центробежный маслоочиститель и далее в главную масляную магистраль, а нижняя секция — в масляный радиатор. У двигателя ЗИЛ-645 верхняя секция насоса подает масло через фильтр тонкой очистки в главную масляную магистраль, а нижняя секция — в центробежный маслоочиститель и радиатор.
Корпус масляного насоса состоит из корпусов верхней и нижней секций. Ведущие шестерни обеих секций установлены на валу насоса на сегментных шпонках, а ведомые шестерни свободно вращаются на стальных осях (у насоса двигателя ЗИЛ-645 одна ось). Масло из поддона засасывается одновременно обеими секциями через один маслоприемник. Привод масляного насоса осуществляется от шестерни распределительного (у двигателей 3M3-53-11 и ЭИЛ-130) или коленчатого вала (у двигателей ЗИЛ-645).
Масляные фильтры служат для очистки масла от посторонних примесей. На двигателях 3M3-53-11 и ЭИЛ-130 устанавливается один центробежный маслоочиститель, а на двигателе ЗИЛ-645, кроме того, фильтр тонкой очистки с двумя сменными фильтрующими элементами.
В центробежном маслоочистителе двигателя 3M3-53-11 на полой оси установлен ротор с крышкой на упорном шариковом подшипнике. Снизу ротора установлены жиклера, направленные отверстиями в разные стороны. Ротор с крышкой находится под кожухом.
Масло под давлением, создаваемым шестеренчатым насосом, подается через полую ось внутрь крышки ротора, а затем через фильтрующую сетку проходит по каналам ротора и поступает к жиклерам, из которых оно выбрызгивается сильными струями в двух противоположных направлениях, создавая реактивные силы, вращающие ротор с частотой 5000…6000 об/мин.
В центробежном маслоочистителе двигателя ЗИЛ-645 ротор приводится во вращение под действием струи масла, выбрасываемой у основания оси ротора. Вместе с ротором вращается масло, находящееся под крышкой ротора. При этом под действием центробежных сил механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются на стенки крышки и осаждаются на них плотным слоем. Очищенное масло, пройдя жиклеры, стекает обратно в поддон-картера.
Фильтр тонкой очистки масла двигателя ЗИЛ-645 закреплен болтами с правой стороны блока цилиндров. В корпусе фильтра установлен перепускной клапан, который открывается при перег1аде давления, равном 0,25…0,30 МПа, в магистралях до и после фильтра, что происходит при чрезмерном загрязнении элементов фильтра и при повышенной вязкости применяемого масла. В этом случае масло нагнетается в главную магистраль, минуя фильтр (см. рис. 3.5,в).
Масляный радиатор устанавливают перед радиатором системы охлаждения. На двигателях 3M3-53-11 и ЗИЛ-130 масляные ра-.диаторы — трубчатые, с латунными пластинами. На двигателе ЗИЛ-645 радиатор представляет собой две параллельно расположенные и изогнутые змейкой алюминиевые трубки с ребрами.
Система вентиляции картера двигателя необходима для поддержания в нем нормального давления и удаления паров сернистых соединений, топлива и газов, прорывающихся из цилиндров и вызывающих загрязнение и разжижение масла. Вентиляция осуществляется принудительно отсасыванием газов из картера через маслоотделитель и клапан во впускной трубопровод (у двигателей ЗИЛ-130, -645) или в атмосферу (у двигателя 3M3-53-11) через вытяжную трубу, выведенную под двигатель, где создается разрежение в результате потока воздуха, возникающего при движении автомобиля.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Смазочная система"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы