Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Справочник водителя автобуса

Публикация:
   Система освещения и сигнализации автобусов

Читать далее:




Система освещения и сигнализации автобусов

Система освещения и сигнализации автобусов подразделяется на наружную и внутреннюю.

Наружное освещение автобуса состоит из основных и противотуманных фар. На современных автобусах применяются фары с двухнитевыми лампами (дальний и ближний свет). Конструктивное устройство противотуманных фар аналогично устройству основных фар, но противотуманкые имеют экран, который закреплен на отражателе. Особенность этого экрана позволяет создать особый угол падения светового потока на мельчайшие частицы воды, пыли и т. д., находящиеся в воздухе. Свет, отражаясь от этих частиц, почти не попадает в лобовое стекло и не ослепляет водителя. Типы фар, применяемые на автобусах, количество фар — 2.

Внутреннее освещение включает плафоны салона, кабины водителя, освещение приборов, отсека двигателя, фонари освещения подножек и штепсельные розетки.

Наружная сигнализация (звуковая и световая) состоит из звуковых сигналов, световых указателей поворотов, габаритных фонарей, маршрутных ламп, стоп-сигнала, фонаря освещения номерного “знака. На автобусах Икарус-260 и -280 для освещения стоящего автобуса в ночное время предусмотрена отдельная электрическая цепь, состоящая из ламп левой фары и ламп меньшей мощности задних фонарей, включатель которых находится на правой стороне рулевой колонки.

Внутренняя сигнализация (звуковая и световая) состоит из сигнальных звонков кондуктора и пассажира, а также световых контрольных и сигнальных ламп. На автобусе ЛИАЗ-677 установлен внутренний звуковой сигнал аварийного давления воздуха в пневмосистеме.

В процессе эксплуатации автобусов вследствие тряски, ударов и т. д. крепление световых приборов ослабевает, перегорают спирали ламп, нарушается регулировка фар. Проводка под воздействием бензина и масел теряет изолирующие свойства. Приборы освещения и сигнализации нуждаются в систематическом уходе. На фарах проверяется состояние отражателей, рассеивате-лей, ламп накаливания. Разбитые и треснувшие рассеи-ватели необходимо заменить; для этого нужно последовательно отогнуть зубцы отражателя. К внутренней поверхности отражателя не рекомендуется прикасаться руками; ее нужно промывать теплой водой с помощью чистого ватного тампона без последующего вытирания. После промывки, установив зеркало вниз, отражатель сушат при температуре 15—20 °С.

При сборке фары необходимо следить,, чтобы поперечные линии рассеивателя располагались строго горизонтально. При завальцовке отражателя загибают попарно диаметрально противоположные зубцы, соблюдая при этом осторожность.

При частом перегорании ламп накаливания необходимо проверить напряжение, вырабатываемое генератором, и при необходимости отрегулировать его величину. Лампы, имеющие внутри стеклянной колбы темный налет, подлежат замене. При смене фар и их ламп, а также при нарушении регулировки света фар необходимо произвести их регулировку. Свет фар регулируется на незагруженном автобусе, находящемся в строго горизонтальном положении, при давлении в шинах, соответствующем нормальному, в вечернее время или в затемненном помещении. Для регулировки фар автобус устанавливают перед экраном так, чтобы продольная ось автобуса была перпендикулярна экрану и проходила через осевую центральную вертикальную линию экрана. Затем необходимо нанести на экран две вертикальные линии на расстоянии А от осевой вертикальной линии; провести на экране горизонтальную линию на расстоянии Б от уровня площадки. После правильной установки автобуса включить фары, убедиться в правильности присоединения проводов к фарам и в том, что в обеих фарах одновременно загораются нити дальнего или ближнего света. Затем включают дальний свет и, закрыв одну из фар чехлом из светонепрони цаемого ‘Материала, регулируют регулировочными винтами другую так, чтобы центр светового пучка совпал с точкой пересечения линий А и Б. Световое пятно должно иметь форму эллипса. Аналогичным образом регулируется направление светового потока другой фары, при этом необходимо, чтобы верхние края обоих световых пятен находились на одной высоте; после регулировки установить и закрепить ободки фар.

Рис. 1. Разметка экрана для проверки и регулировки света фар автобусов

Уход за подфарниками, плафонами, габаритными и задними фонарями заключается в периодической проверке крепления, замене неисправных ламп и треснувших рассеивателей новыми, протирке рассеивателей. Задние фонари даже во время непродолжительных рейсов загрязняются больше остальных приборов наружного освещения и сигнализации, поэтому их необходимо очищать от грязи как можно чаще, так как хорошая видимость задних фонарей в значительной степени обеспечивает безопасность движения.

При обнаружении неисправностей в переключателях света поворотов или других включателях потребителей электроэнергии их необходимо снять, осмотреть, разобрать и по возможности устранить неисправности. Если какой-либо электроприбор не работает, для выявления причины неисправности сначала нужно проверить состояние предохранителей и контактов. Следует иметь в виду, что замыкание и обрывы проводки наиболее часто происходят в местах крепления и перегибов проводов.

В темное время суток происходит до 50% дорожно-транспортных происшествий (ДТП), хотя в дневное время количество транспортных средств в движении значительно больше.

Снижение видимости от воздействия света фар при встречном движении происходит постепенно по мере сближения автомобилей. Максимальное снижение видимости при разъездах на узких дорогах происходит при сближении автомобилей на расстояние 25—30 м, после чего исключается воздействие прямого ослепления, и включение дальнего света фар не вызывает дополнительной потери видимости. Неправильно отрегулированные фары увеличивают ослепление до 2,5 раз. Более 15% всех аварий наблюдается при туманах и осадках, поэтому применение противотуманных фар не только улучшает видимость дороги, но и, выполняя функцию габаритных огней, снижает вероятность встречных столкновений.

Применение противотуманных задних фонарей необходимо в связи с тем, что в туманах наезд сзади на попутный автомобиль составляет до 77% случаев ДТП в этих условиях. Учитывая важность системы освещения и сигнализации для безопасности движения, количество, расположение, цвет, световые и технические характеристики этих приборов регламентируются ГОСТ 8769—75, составленным в соответствии с международными нормами— Правилами № 1—7 ЕЭК ООН (Европейская Экономическая Комиссия ООН).

Электрическая схема системы освещения и световой сигнализации автомобилей MA3-5335 показана на рис. 64. В буфере установлены две головные фары 2 с двухнитевыми лампами (ближний и дальний свет). В передней части кабины установлены два габаритных фонаря (подфарника), указатели поворота (лампы двухнитевые). На откидных кронштейнах под буфером установлены две противотуманные фары. В задней части автомобиля на кронштейнах укреплены два задних габаритных фонаря, имеющих по две лампы каждый: лампы силой света 3 кд выполняют функцию габаритных огней, а лампы 21 кд — функции сигналов торможения и указателей поворота.

Указатели поворота включаются переключателем на рулевой колонке. Переключатель имеет устройство для автоматического выключения указателей поворота после выхода автомобиля на прямую. Реле-прерыватель служит для получения мигающего сигнала при повороте. Центральный переключатель освещения имеет три положения: Я, I и II. В положении II все освещение выключено, но выключателем можно включить противотуманные фары. В положении I включаются габаритные фонари и освещение щитка приборов. В положении II остаются включенными габаритные фонари и щиток приборов и включается дальний или ближний свет в зависимости от положения ножного переключателя. Встроенный в переключатель реостат позволяет регулировать силу света ламп освещения приборов.

При установке переключателя в положение Л включаются левые передняя и задняя лампы указателей поворота. При нажатии на педаль тормоза выключатель 9 включает лампу сигнала торможения только в правом заднем фонаре. При установке переключателя в положение включаются правые указатели поворота, а сигнал торможения будет только в левом заднем фонаре. Когда рукоятка переключателя находится в положении Я, лампы указателей поворота выключены, а сигнал при торможении будет включаться в обоих задних фонарях.

Фары дальнего и ближнего света согласно ГОСТ 3544—75 изготовляют следующих типов: R—фары дальнего света; С — фары ближнего света и дополнительного дальнего; CR — фары ближнего и дальнего света. Фары для встроенной установки R и С выполняют с диаметром оптического элемента 136 мм, а С 170 мм. Фары R и С применяют в четырехфарной системе освещения, a CR в двухфарной. По способу создания светового пучка при ближнем свете различают фары европейского и американского типа. В фарах европейского типа (европейский асимметричный свет, принятый и в нашей стране) нить накала ближнего света цилиндрической формы помещена впереди фокуса отражателя F на оптической оси 0—0.

Все лучи, отраженные от верхней половины отражателя, выходят под некоторым углом вниз и падают на дорогу. Чтобы лучи, отраженные от нижней половины отражателя, не слепили водителя встречного автомобиля, под нитью помещен металлический экран специальной формы с горизонтальным левым бортиком и правым, наклоненным вниз под углом 15°. Этим достигается значительное увеличение потока света в направлении правой стороны дороги и правой обочины.

Рис. 2. Ход лучей ближнего света от отражателя:
а — в фарах европейского типа; б — в фарах американского типа; 1 — отражатель; 2 — нить накала; 3 — экран, А, Б — точки на поверхности отражателя

В фарах американского типа распределение светового потока осуществляется путем смещения нити ближнего света из фокуса’отражателя F вверх и влево. Все лучи от тела накала, падающие на отражатель до фокальной плоскости (точки А), отражаются под некоторым углом вниз и падают на дорогу; все остальные лучи от отражателя направляются под

некоторым углом вверх. Перераспределение этого вредного (слепящего) потока осуществляется при помощи рассенвателя. Дальний свет в фарах с европейской и американской асимметричными системами по своим техническим характеристикам практически одинаков. Нить накала дальнего света в обеих системах расположена в фокусе отражателя, и все лучи, попав на поверхность отражателя, теоретически отражаются в виде параллельного пучка с незначительным углом рассеивания. Пройдя через рассенватель, пучок формируется необходимым образом с целью создания нужной видимости на расстоянии более 100 м в соответствии с требованиями норм на светораспреде-ление фары.

Замена бесцветного рассенвателя или лампы на желтую снижает силу света на 5—13%. Применение фар желтого цвета в условиях атмосферы нормальной прозрачности не дает каких-либо преимуществ.

Основными частями фары являются корпус, держатель оптического элемента, оптический элемент, состоящий из отражателя, рассенвателя лампы и патрона. Иногда оптический элемент выполняют в виде лампы-фары. Если автомобиль предназначен для преодолевания водных препятствий, оптический элемент выполняют герметизированным. Оптический элемент крепится к держателю с помощью внутреннего ободка и трех винтов; устанавливают его по отношению к корпусу фары с помощью винтов вертикальной и горизонтальной регулировки.

Напряжение к лампе подводится через штекерную колодку 6. Чтобы не перепутать штекеры дальнего и ближнего света при их подключении в сеть, на колодке имеется фиксирующий выступ. Экран, установленный перед лампой, снижает ослепляющее действие ближнего света при разъездах встречных автомобилей.

Знаки на стекле рассенвателя означают следующее: CR — фара удовлетворяет международным предписаниям в отношении ближнего и дальнего света; Е2 — знак официального утверждения для фар с европейским асимметричным светораспределением.

Передний фонарь ПФ-130 имеет круглую форму, выполняет функции указателя поворота и габаритного огня. Фонарь состоит из металлического корпуса и рассенвателя. В дно корпуса- установлена контактная колодка и патронодержатель. Контактная колодка имеет два пружинящих контакта и штекерные выводы для соединения с сетью автомобиля. Соединение с «массой» автомобиля осуществляется через болты крепления корпуса фонаря к кабине автомобиля. Рассенватель двух цветов и разделен перегородкой на две секции. Верхняя секция оранжевого цвета имеет хромированный отражатель (указатель поворота). Нижняя секция бесцветная. Рассенватель крепится к корпусу фонаря тремя винтами через резиновую прокладку. Передний фонарь ФП-130 можно устанавливать на правую и левую стороны автомобиля.

Рис. 3. Фара ФГ-150:
а — общий вид; б — вид спереди без внутреннего ободка; 1 — рассеиватель; 2 — внутренний ободок; 3 и 13 — регулировочные bhhtei (3 шт.): 4 — корпус; 5 — держатель оптического элемента; 6 — штекерная колодка; 7 — кронштейн; 8 — пружина (3 шт.); 9 — лампа; 10 — отражатель; 11 — акрац; 12 — винт крепления внутреннего ободка (3 шт.); 14 — фиксирующий выступ; 15 и 16 — штекеры дальнего и ближнего света

Рис. 4. Унифицированные фонари грузовых автомобилей:
а — передний фонарь ПФ-130; б — задний фонарь ФП-130; в — электрические схемы; 1 — рассенватель; 2 — прокладка; 3 — корпус; 4 — контактная колодка; 5 — патроно-держатель; 6 — резиновый амортизатор; 7 — ламподержатель; 8 — винт; 9 — катафот; I, II и III — секции фонаря, I — сигнал торможения; II — указатель поворота; III – габаритный огонь

Задний фонарь ФП-130 имеет три секции: секция II — указатель поворота; I — сигнал торможения; III — габаритный огонь, фонарь состоит из пластмассового корпуса и рассеивателя. К дну средней секции II корпуса через резиновые амортизаторы монтируются ламподержатели с четырьмя гнездами для однонитевых ламп накаливания.

Рассеиватель выполнен из пластмассы двух цветов: указатель поворота — оранжевого, сигнал торможения и габаритный огонь — красного. Верхняя средняя часть рассеивателя имеет катафот. В нижнюю часть корпуса вставлена бесцветная линза для освещения номерного знака от двух ламп А24-5. Рассеиватель крепится к корпусу шестью винтами через резиновую прокладку. Фонарь крепится на автомобиле двумя болтами, вмонтированными в корпус фонаря, через них происходит соединение с «массой» автомобиля. В нижней части фонаря между рассеивателем и корпусом имеются дренажные отверстия. Задние фонари выполняют в левом и правом исполнении. В левых фонарях имеется окно освещения номерного знака, в правых — нет.

Противотуманные фары отличаются от фар головного света видом светораспределения, обеспечивая широкий луч света (на ширину дороги с обочинами) с удовлетворительной видимостью на расстоянии 15—25 м. Противотуманные фары позволяют в условиях тумана, снегопада, ливмя, облаков пыли двигаться со скоростью не менее 20—30 км/ч. Горизонтальный угол рассеивания у противотуманных фар равен 50—90° (против 25— 30° у фар ближнего света). В противотуманных фарах применяют однонитевые лампы мощностью 35—55 Вт. Нить лампы размещается в фокусе параболического отражателя и в передней части закрывается металлическим экраном, исключающим распространение прямых лучей света, не отраженных от рефлектора. Противотуманные фары улучшают также видимость на закруглениях дороги с малым радиусом. Высота расположения противотуманных фар на автомобиле не должна превышать 0,33 высоты глаз водителя от дороги.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Справочник водителя автобуса

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Система освещения и сигнализации автобусов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства