Безопасность движения автобусов связана с надежной работой тормозов, поэтому необходимо особенно тщательно проверять исправность тормозов перед выездом на линию, своевременно и качественно проводить их техническое обслуживание.
Техническое обслуживание ножных тормозов заключается в проверке, регулировке и контроле за работой гидравлического (пневматического) привода тормозов механизмов колес.
На автобусах с пневматическим приводом тормозов зазор между колодками и тормозными барабанами регулируется изменением хода штоков тормозных камер при помощи регулировочных рычагов. Ход штока регулируют вращением червяка с помощью ключа. При правильно выполненной регулировке торможение колес одной оси должно происходить одновременно. Одновременность торможения задней оси проверяется во время движения автобуса или при поднятой оси, а колес передней оси — только при движении автобуса.
Величина свободного хода педали тормоза на автобусах УАЗ-452В, ПАЗ-672, КАВЗ-685 измеряется линейкой; ее приставляют вплотную к педали и упирают в пол кабины.
Разница в положениях отпущенной педали и в начале торможения должна составлять 8—14 мм, что соответствует зазору 1,5—2,5 мм между толкателем и поршнем главного тормозного цилиндра. Если величина свободного хода педали тормоза не cooтветствует нормальной, необходимо произвести регулировку в следующей последовательности:
— разъединить рычаг педали 10 тормоза и тягу, расшплинтовав и вынув соединяющий их палец;
— проверить положение педали под действием оттяжной пружины, педаль должна находиться в крайнем верхнем положении;
— ввернуть тягу 9 педали в шток 6 поршня таким образом, чтобы в крайнем переднем положении поршня ось отверстия тяги б-ыла смещена назад и не доходила До оси отверстия педали на 1,5—2,5 мм;
— не нарушая этого положения, надежно застопорить соединительную тягу педали в штоке контргайкой;
— совместить отверстия соединительной тяги и педали, поставить на место палец и зашплинтовать;
— проверить величину свободного хода педали тормоза. На микроавтобусе РАФ-2203 свободный ход педали тормоза в связи с особенностью конструкции находится в пределах 1—7 мм, в процессе эксплуатации не регулируется.
Система гидравлического привода тормозов заполняется тормозной жидкостью, заливающейся в питательный бачок на 20—30 мм ниже верхней кромки заливной горловины бачка; на микроавтобусе УАЗ-452В жидкость заливается в корпус главного тормозного цилиндра на 15—20 мм ниже наливного отверстия. В систему гидропривода f0pM030B следует заливать только специальную тормозную жидкость. В крайнем случае при отсутствии требуемой жидкости можно применять смесь, состоящую из винного спирта (ректификата) и касторового масла в пропорции 1:1 по массе. Не допускается смешивание тормозных жидкостей, имеющих разные вязкие основы (например, касторовое масло и глицерин).
Если тормозная педаль при торможении выжимается почти до предела, это указывает на присутствие воздуха в системе гидропривода тормозов. Для удаления воздуха из системы на автобусах ПАЗ-672 и КАВЗ-685 необходимо тщательно удалить всю грязь из главного тормозного цилиндра и перепускных клапанов колесных цилиндров; при необходимости следует долить жидкость в батюк главного цилиндра до нормы. Затем нужно снять предохранительные колпачки с перепускных клапанов на главном тормозном цилиндре и надеть резиновый шланг на перепускной клапан, расположенный сбоку от цилиндра; другой конец шланга опустить в стеклянный сосуд (емкостью не менее 0,5 л) с небольшим количеством тормозной жидкости; отвернуть на 1/2—3/4 оборота перепускной клапан, после чего нажать на педаль тормоза несколько раз. Нажимать на педаль нужно быстро, а отпускать медленно, при этом жидкость будет заполнять полости главного цилиндра, вытесняя из них воздух.
Прокачку следует производить до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из шланга, опущенного в сосуд с жидкостью. Во время прокачки необходимо контролировать наличие жидкости в бачке главного тормозного цилиндра, не допуская сухого дна в бачке. Перепускной клапан завертывается при нажатой педали тормоза. Затем надевается шланг на перепускной клапан, расположенный в заднем торце главного тормозного цилиндра, и производится прокачка акало* гичным образом. Далее прокачка осуществляется в следующем порядке: заднее правое колесо, заднее левое колесо, гидровакуум вый усилитель задних тормозных механизмов, переднее правое колесо, переднее левое колесо, гидровакуумный усилитель переднего тормозного механизма. После прокачки всей системы нужно убедиться в отсутствии воздуха, надеть предохранительные клапаны и при необходимости долить тормозную жидкость до нормы. Прокачивать систему следует при неработающем двигателе, когда в ней отсутствует разряжение. Нельзя заливать тормозную жидкость, только что выпущенную из тормозной системы; ее можно использовать после отстаивания.
В компрессоре пневматического привода тормозов при техническом обслуживании необходимо проверять начало и конец подачи воздуха в систему. Если регулятор давления включает компрессор в работу при давлении меньше нормы, пружину необходимо подтянуть, поворачивая регулировочный колпак по часовой стрелке. В случае включения компрессора в работу при давлении больше нормы, регулировочный колпак надо поворачивать против часовой стрелки. Максимальное давление, при котором регулятор отключает компрессор, регулируется изменением зазора между седлом 6 регулятора и выпускным клапаном с помощью прокладок, находящихся между седлом и корпусом регулятора. Изменяя число прокладок, можно получить необходимое давление, при котором компрессор отключается. Если компрессор отключается при давлении меньше нормы, количество прокладок увеличивается,
На Икарусах давление выключения компрессора регулируется болтом. Если выключение компрессора происходит при давлении выше нормы, то, ослабив контргайку регулировочного болта 6, необходимо вывернуть болт на необходимое число оборотов; если давление ниже предусмотренного, болт нужно ввернуть. После регулировки регулировочный болт стопорится контргайкой. Время включения регулятора регулируется винтом 2 сопла. При правильно отрегулированном регуляторе давления время между включением и выключением компрессора не должно превышать 1 минуты.
При уходе за воздушными баллонами тормозов при ТО-1 необходимо из них сливать конденсат; при замерзании конденсата запрещается подогревать баллоны открытым огнем.
ТО-1 необходимо из них сливать конденсат; при замерзании конденсата запрещается подогревать баллоны открытым огнем.
Регулировка предохранительного клапана компрессора производится винтом. При утечке воздуха из предохранительного клапана его следует разобрать и проверить, не имеют ли шарик и поясок седла повреждений. Герметичность клапана проверяется мыльной пеной.
Через одно ТО-2 рекомендуется разобрать масло-влагоотделитель, промыть его детали и фильтрующий элемент, просушить и собрать.
Тормозной кран должен быть абсолютно герметичным. При осмотре тормозного крана нужно очистить его от грязи, смазать пальцы рычага. Не реже одного раза в год тормозной кран следует разобрать, промыть детали в керосине и заменить диафрагмы. На автобусах ЛАЗ и ЛИАЗ-677 установлено по два одинаковых тормозных крана, подающих воздух к тормозным камерам переднего и заднего мостов. В отрегулированном состоянии привода тормозов при исправных тормозных кранах зазор между концами регулировочных болтов и торцом коромысла должен быть не менее 1—1,5 мм. Если происходит опережение торможения одной из осей автобуса, изменением зазоров необходимо отрегулировать одновременное действие кранов.
Тормозные камеры на герметичность проверяются мыльной водой. Для этого, нажав на педаль тормоза, нужно наполнить камеры воздухом и смочить все соединения мыльной водой. При обнаружении утечки воздуха следует подтянуть соединения; если герметичность не восстанавливается, заменить диафрагму. Диафрагмы тормозных камер и шланги к тормозным камерам необходимо заменять в среднем через 50 тыс. км пробега.
Уход за ручным (стояночным) тормозом заключается в периодическом осмотре, очистке, проверке крепления тяг, рычагов, троса, в проведении регулировочных работ и смазке трущихся деталей согласно карте смазки.
Регулировка привода ручного тормоза на микроавтобусе РАФ-2203 осуществляется следующим образом: поднять задний мост домкратом; установить стержень рукоятки ручного тормоза на первый зуб (один щелчок запирающего механизма); переместить уравнитель тросов тяги так, чтобы у тросов была выбрана вся слабина. Задние тормоза при этом должны быть слегка подтянуты и колеса провертываться от руки. Тягу затянуть контргайкой, установить рукоятку в исходное положение. Если при этом подтормаживания не происходит, привод отрегулирован правильно. При вытянутой рукоятке ручного тормоза на половину полного хода автобус должен удерживаться на уклоне 16%.
На автобусе ЛИАЗ-677 регулировка производится в следующем порядке: отсоединить тягу от промежуточного рычага; отвести рычаг 6 ручного тормоза в переднее крайнее положение до упора в регулировочный болт; вращением регулировочного болта установить зазор 0,5—0,7 мм между соприкасающимися поверхностями промежуточного рычага и рычагом-собачкой. После окончания регулировки присоединить тягу так, чтобы не нарушить установленный зазор; после регулировки механизма необходимо переместить рычаг ручного тормоза вниз до упора, сектор троса установить так, чтобы хомуты его крепления были направлены вниз; отсоединить резьбовые вилки от рычагов и установить промежуточный рычаг с наклоном назад под углом 5° по отношению к вертикали, рычаги заднего вала с наклоном назад под углом 18°, после чего присоединить тяги; в конце регулировки, а также в процессе эксплуатации проверить зазор между осью пальца заднего регулировочного рычага тормозной камеры и внутренней стенкой задней вилки. Этот зазор должен быть не менее 21 мм; болтом установить зуб собачки до полного зацепления с сектором.
При торможении ручным тормозом следует помнить, что полное затормаживание происходит при двукратном повороте рычага, поэтому после первого поворота рычаг необходимо возвратить в переднее положение и повторить поворот до полного затормаживания.
На Икарусах при регулировке свободного хода стояночного тормоза необходимо обратить внимание на положение уравнительного коромысла; коромысло должно быть перпендикулярно тормозным тягам. После регулировки свободного хода надо затянуть рычаг стояночного тормоза. Если он затягивается легко, свободный ход можно еще уменьшить. При правильно отрегулированном приводе стояночного тормоза торможение происходит после перемещения рычага тормоза на 3 зуба храпового механизма.
Регулировка тормозного крана на автобусах Икарус требует специальных знаний и навыков и производится квалифицированными специалистами на специальном стенде с применением чувствительных манометров. Правильно отрегулированный двухконтурный тормозной кран начинает, действовать после свободного хода педали тормоза 25±1 мм. Общий рабочий ход педали тормоза должен быть отрегулирован так, чтобы после достижения давления в контурах 7,35 кг/см2( момент полного торможения) оставался запасной ход педали не менее 15 мм. Общий ход педали тормоза до упора должен составлять около 120 мм.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Тормозная система автобусов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы