По характеру организации автобусные перевозки можно разделить на маршрутные и немаршрутизирован-ные, исходя из административно-территориального признака — на городские, пригородные, местного сообщения ( сельские), междугородные (межобластные, межреспубликанские) и международные; по специализации— туристские, экскурсионные, служебные, специальные и разовые.
Особенностью автобусов, работающих на городских, пригородных, междугородных и международных сообщениях, является то, что они выполняют рейсы на установленных маршрутах.
Маршруты, в зависимости от величины пассажиропотока, бывают постоянные (действующие круглый год) и временные (сезонные).
По характеру движения автобусов различают маршруты обычные, укороченные, экспрессные и скорые.
При обычных маршрутах автобусы обязательно останавливаются на всех остановочных пунктах маршрута.
В крупных городах в часы пик в маршрутную сеть вводятся укороченные, экспрессные, скорые и специальные подвозные маршруты, когда автобусы подаются к началу и окончанию работы предприятий, к которым не подходят маршрутные автобусы. Укороченные маршруты организуются на наиболее напряженных участках маршрута. На экспрессных маршрутах автобус останавливается только на конечных станциях. При этом за счет увеличения скорости сообщения сокращается время, затрачиваемое пассажирами на движение. Скоростные маршруты обусловлены наличием остановок на некоторых заранее предусмотренных остановочных пунктах обычного маршрута.
Каждому автобусному маршруту присваивается порядковый номер: для городских от 1 до 99 и выше для крупных городов, где количество маршрутов больше 100, пригородных — от 101 до 199, междугородных — от 201 и выше.
На автобусе принято обозначать номер полуэкспрессных и экспрессных маршрутов красным цветом с добавлением буквы Э, на укороченных маршрутах—номер красным цветом с добавлением буквы К-
На все автобусные маршруты обязательно ведутся паспорта. Паспорт автобусного маршрута является основным документом, характеризующим его. В нем указываются наименование автотранспортного предприятия; вид маршрута, дата открытия и его протяженность; схема маршрута с указанием линейных и дорожных сооружений, остановочных пунктов, расстояний между ними; характеристика дороги и остановочных пунктов на маршруте; таблица стоимости проезда По маршруту; таблица оптимальных скоростей движения как в целом по маршруту, так и между остановочными пунктами; основные эксплуатационные показатели работы автобусов.
Городские автобусные перевозки осуществляются на маршрутах в пределах границ города. Городские маршруты по своей конфигурации могут быть диаметральными, радиальными, кольцевыми и комбинированными. Диаметральные маршруты проходят через центр города и соединяют между собой районы города; радиальные—центральную часть города с его окраинами; кольцевые не проходят через центральную часть города, они соединяют районы относительно центра по дугообразному направлению; комбинированные— различные сочетания перечисленных выше маршрутов.
На остановочных пунктах автобусных маршрутов устанавливаются определенного образца указатели с названием остановки, номера маршрута, интервалов движения автобусов по часам суток, схемой маршрута. Конечные пункты маршрута должны иметь площадки для разворота и отстоя автобусов. Промежуточные остановочные пункты располагаются на расстоянии 300—500 м друг от друга и обустраиваются посадочными площадками, навесами для пассажиров. Движение автобусов в городах должно быть организовано с интервалом до 10 минут.
Пригородные автобусные перевозки организуются на маршрутах, проходящих по территории города и за его пределами на расстояние до 50 км от границ города. Расстояние между остановочными пунктами пригородных автобусных маршрутов находится в пределах 500—700 м в застроенной части и 1 км и более— в незастроенной пригородной зоне. Остановочные пункты оборудуются крытыми павильонами, имеют таблички с расписанием прибытия и отправления автобусов (если интервал движения более 20 мин); конечные пункты должны иметь комнаты отдыха для водителей.
Местные перевозки пассажиров автобусным транспортом осуществляются на внутрирайонных (областных) маршрутах. Эти перевозки характеризуются неравномерностью по сезонам года и выполняются как по благоустроенным, так и по грунтовым дорогам и бездорожью.
Междугородные (межобластные, межреспубликанские) автобусные перевозки — это перевозки пассажиров по маршрутам, которые выходят за пределы пригородной зоны городов и проходят по дорогам республиканского и союзного значения на расстояние от 50 до 1000 и более километров. При осуществлении перевозок между отдельными городами различных областей маршрут называется межобластным, а между городами союзных республик — межреспубликанским.
На междугородных маршрутах на конечных станциях находятся автовокзалы, пассажирские автостанции с помещениями для отдыха водителей, площадки для стоянки автобусов.
Экскурсионные, туристские, служебные и специальные перевозки выполняются по специальным заказам или расписаниям и осуществляются как в городских, так и во внегородских условиях.
К ним относятся:
— экскурсионно-туристские перевозки на постоянных направлениях и специально избранных разовых маршрутах;
— регулярные перевозки рабочих и служащих отдельных предприятий;
— разовые перевозки рабочих, служащих, учащихся и детей по заказам предприятий;
— групповые перевозки населения в городах- и сельской местности в различных культурно-бытовых целях.
Международные автобусные перевозки пассажиров осуществляются по маршрутам проходящим по территории двух и более государств. Они подразделяются на регулярные, нерегулярные и маятниковые. Если перевозки осуществляются по заранее согласованным и опубликованным договорам, определенным маршрутам и условиям перевозки, то они называются регулярными. Нерегулярные перевозки не определены выше указанными условиями, а применяются после согласования договаривающихся сторон. Маятниковые перевозки групп пассажиров производятся в определенные сроки с территории одного государства в другое с последующим их возвратом обратно автобусами одного и того же предприятия.
Организация движения на маршрутах во всех видах перевозок выполняется, как правило, системой, предусматривающей обслуживание автобуса в течение смены работы одним водителем (одиночная езда).
На междугородных автобусных перевозках применяют два основных метода движения на маршрутах — сквозной и участковый. При сквозном методе автобус проходит весь маршрут туда и обратно (оборотный рейс). При участковом методе весь маршрут делится на несколько участков (плеч) и каждый участок обслуживают отдельные автобусы.
Для каждого метода возможно применение следующих видов организации движения: одиночная езда, турная, сменная, сменно-турная, сменно-групповая, сменно-турно-групповая.
Одиночная езда наиболее эффективно применяется на маршрутах, где оборот автобуса совершается в течение рабочего дня водителя при 8-часовом режиме без длительного отдыха в конечном пункте на маршрутах протяженностью до 120—140 км, при работе с длительным отдыхом — до 240—320 км. Однако при этом за счет простоя автобуса снижаются некоторые эксплуатационные показатели его использования, ухудшаются условия отдыха водителя.
При турной езде на всем пути следования по маршруту автобус обслуживают два водителя, чередуясь. Без длительного отдыха этот вид организации движения может быть использован на маршрутах протяженностью до 400 км, а с длительным отдыхом в стационарных условиях (продолжительностью не менее 8 часов) — до 750—800 км. Такая организация движения экономически не эффективна, так как нерационально используются водительские кадры, не обеспечиваются достаточные условия для нормального отдыха водителей и, следовательно, для безопасности движения.
Сменная езда является значительно более прогрессивной системой организации движения. В течение оборота автобус обслуживается бригадой водителей, смена которых происходит на границах отдельных участков маршрута как в пункте расположения автотранспортного предприятия, так и в других пунктах маршрута, являющихся постоянным местом жительства водителей. Эта система может эффективно применяться на маршрутах различной протяженностью, начиная с 200 км. Преимущество ее в том, что исключается длительное пребывание водителей вне дома и устанавливается нормальный — 7—8-часовой режим рабочей смены. Работа каждого водителя только на одном участке маршрута дает возможность детально изучить условия движения и дорожную обстановку и исключает длительный отстой автобусов на конечных пунктах маршрута.
При сменно-турной езде в течение оборота на маршруте автобус обслуживается двумя и более бригадами водителей, каждая бригада состоит из двух человек. Бригады сменяются как в пункте расположения автотранспортного предприятия, так и в других пунктах маршрута, являющихся постоянным местом жительства водителей. Такая система применяется на маршрутах протяженностью более 500 км. Недостатком этой системы движения является отсутствие условий для нормального труда и отдыха водителей.
Сменно-групповая езда — это вид системы организации движения, при котором бригада водителей формируется из работников двух и более автобусных предприятий по пути следования маршрута. За бригадой закрепляется несколько автобусов, и каждый водитель обслуживает разные автобусы, но постоянно на определенном (своем) участке (плече) маршрута. Водитель ведет автобус до пункта смены на участке маршрута, где передает его водителю встречного автобуса, сам пересаживается на его автобус и возвращается в начальный пункт.
Маршруты протяженностью от 200 до 1000 и более километров делятся на несколько участков. Плечо устанавливается из расчета полного использования рабочего времени водителя за оборот на нем. Преимущество этой системы—-обеспечение нормального режима труда и отдыха водителей, сокращение до минимума простоев подвижного состава на конечных пунктах маршрута, водители могут проживать в пунктах смены на участках маршрута. Успешное применение такой системы организации движения достигается на маршрутах с определенным количеством рейсов, выполняемых через равные промежутки времени.
При сменно-турно-групповой езде за бригадой водителей закрепляется несколько автобусов. Каждая смена, состоящая из двух человек, обслуживает разные автобусы, но на своем участке маршрута. Эта система может применяться на маршрутах протяженностью 700 и более километров.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Виды автобусных перевозок и организация движения на маршрутах"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы