Фары. На автомобиле установлены две блок-фары, которые состоят из прямоугольных фар с лампами головного и габаритного света и указателей поворота. Корпуса фар и указателей поворота соединены винтами в единый узел (блок-фару).
Ближний и дальний свет фар включается левым рычагом подрулевого переключателя, если полностью нажата клавиша переключателя 8 наружного освещения. Свет фар включается не непосредственно от переключателя, а через вспомогательные реле, установленные в монтажном блоке. Это сделано с целью уменьшения силы тока, протекающего через контакты переключателя.
Независимо от положения клавиши переключателя 8 можно кратковременно включать дальний свет фар (т. е. осуществлять сигнализацию дальним светом фар), оттягивая на себя рычаг подрулевого переключателя. Это обеспечивается тем, что напряжение на контакт «30» световой сигнализации переключателя 9 подается непосредственно от выключателя зажигания, минуя переключатель.
Включение дальнего света в фарах контролируется лампой, установленной в комбинации приборов (левая на схеме).
Рефлектор фары вместе с рассеивагелем образуют оптический элемент. Внутренняя поверхность рассеивателя выполнена в виде сложной системы призм, которые рассеивают свет в горизонтальном направлении. С тыльной стороны в оптический элемент вставляется лампа типа АКГ 12-60 + 55. Лампа галогенная, т. е. ее колба наполнена парами йода и инертным газом. Светоотдача и долговечность такой лампы почти в два раза выше обычных.
Лампа имеет две вольфрамовые нити: одну (55 Вт) для ближнего света и другую (бО Вт) — для дальнего.
Рис. 1. Схема включения фар и противотуманного света:
1 – блок-фары; 2 – монтажный блок; 3 – реле включения дальнего света фар; 4 – реле включения ближнего света фар; 5 – комбинация приборов с контрольными лампами
Если направить пучок ближнего света на стенку, то пятно света будет иметь форму эллипса со срезанной верхней половиной. Верхняя граница освещенного участка в левой части пятна будет проходить точно по горизонтальной оси эллипса, а в правой части — по линии, исходящей вверх из центра эллипса под углом 15° к его горизонтальной оси. Такая форма пучка света обеспечивает хорошее освещение дороги перед автомобилем (особенно ее правой стороны и обочины) и уменьшает возможность ослепления водителей встречного транспорта.
На части автомобилей могут быть установлены гидрокорректоры фар. Они служат для корректировки с места водителя угла наклона света фар в зависимости от нагрузки на автомобиль. Гидрокорректор состоит из главного цилиндра, закрепленного на панели приборов, исполнительных цилиндров на блок-фарах и соединительных трубок. Цилиндры и трубки заполнены специальной жидкостью, не замерзающей при низких температурах.
Рукояткой гидрокорректора, расположенной на панели приборов, изменяется давление жидкости в системе гидрокорректора. Под действием этого давления перемещаются поршни исполнительных цилиндров и поворачивают в требуемое положение оптические элементы фар.
Если гидрокорректор на автомобиле отсутствует, то вместо исполнительных цилиндров на блок-фарах ставят заглушки.
Рис. 2. Схема включения наружного освещения:
Рис. 3. Схема включения указателей поворота и аварийной сигнализации:
Для усиления габаритного света задних фонарей в условиях плохой видимости (например, в туман) в задних фонарях имеются еще дополнительные лампы противотуманного света, которые включаются выключателем 6 противотуманного света. При этом также загорается соответствующая контрольная лампа в комбинации приборов.
В задних фонарях кроме ламп габаритного и противотуманного света имеются еще лампы света заднего хода, стоп-сигнала и указателей поворота. Свет заднего хода включается выключателем, расположенным на коробке передач, при включении заднего хода, если ключ выключателя зажигания находится в положении «I» («Зажигание»), Лампы стоп-сигнала включаются выключателем, установленным на кронштейне педалей сцепления и тормоза, при нажатии на педаль тормоза.
На автомобилях предусмотрен еще стояночный свет. Его можно включить левым рычагом подрулевого переключателя, если ключ в выключателе зажигания находится в положении «III» («Стоянка»). При этом вместо указателей поворота (которые включились бы на едущем автомобиле) включаются лампы габаритного света левого или правого борта автомобиля.
Указатели поворота. Лампы указателей поворота в блок-фарах, лампы в задних фонарях, а также боковые указатели поворота включаются левым рычагом подрулевого переключателя при включенном зажигании. Прерывистое горение ламп обеспечивает электронный реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации, установленный в монтажном блоке 3. Этим же реле включается контрольная лампа указателей поворота в комбинации приборов (левая на схеме) и обеспечивается проверка исправности ламп указателей поворота. Если какая-то из ламп указателей поворота не загорается, то контрольная лампа будет мигать с удвоенной частотой.
Аварийная сигнализация включается выключателем 8. При этом прерывистым светом горят одновременно все лампы указателей поворотов. Мигание ламп обеспечивается также реле-прерывателем. Для контроля работы аварийной сигнализации служит контрольная лампа в комбинации приборов (первая на схеме).
Аварийную сигнализацию можно включить при любом положении ключа в выключателе зажигания, так как напряжение для работы аварийной сигнализации, минуя выключатель зажигания, подается непосредственно от источников питания через предохранитель.
Техническое обслуживание
При каждом техническом обслуживании необходимо проверять исправность работы гидрокорректора фар, приборов освещения и световой сигнализации.
Рис. 4. Регулировочные винты
Рис. 5. Схема регулировки света фар
Через каждые 45 000 км пробега автомобиля, а также после первых 2000 км отрегулировать направление световых пучков фар.
Регулировка света фар. Направление световых пучков фар должно быть таким, чтобы дорога перед автомобилем была хорошо освещена, а водители встречного транспорта не ослеплялись при включении ближнего света фар. Регулируются фары вращением винтов, которые поворачивают оптический элемент в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Регулировку фар можно производить с помощью экрана, в качестве которого допускается использовать гладкую стену дома, лист фанеры размером 2X1 м и т. п.
Поставить полностью заправленный и снаряженный автомобиль, с нагрузкой 75 кг на сиденье водителя, на ровной горизонтальной площадке в 5 м от экрана так, чтобы продольная ось автомобиля была перпендикулярна экрану. Перед разметкой экрана надо удостовериться, что давление воздуха в шинах нормальное, а затем качнуть автомобиль сбоку, чтобы пружины подвесок заняли нормальное положение.
Начертить на экране вертикальные линии: осевую О и линии Л и В, проходящие через точку Е, соответствующие центрам фар. Эти линии должны быть симметричны относительно осевой линии автомобиля. На высоте, равной расстоянию центров фар от пола, провести линию и ниже ее на 65 мм линию центров световых пятен.
Установить ручку гидрокорректора фар на панели приборов в положение, которое соответствует той нагрузке, когда в автомобиле находится один водитель.
Включить ближний свет. Последовательно, сначала для правой фары (левая закрывается плотным материалом), а затем для левой (правая закрыта) отрегулировать винтами световые пучки фар. У отрегулированных фар верхняя граница световых пятен должна совпадать с линией, а точки пересечения горизонтального и наклонного участков световых пятен – с точками Е.
Замена ламп. Для замены лампы головного света повернуть кожух блок-фары против часовой стрелки до упора и снять его. Затем снять колодку проводов с лампы, отжать пружинные защелки крепления лампы и вынуть лампу. При замене лампы необходимо надевать перчатки, чтобы на стекле не осталось жировых следов от пальцев. Если такие следы на лампе имеются, то удалить их спиртом. Это необходимо по той причине, что в фарах применяются галогенные лампы, у которых колба нагревается до высоких температур, и жировые следы приведут к потемнению колбы и быстрому выходу лампы из строя.
Чтобы заменить лампу габаритного света в фаре, следует вынуть из оптического элемента патрон в сборе с лампой, аккуратно нажать на лампу, повернуть ее против часовой стрелки и вынуть из патрона.
Для замены лампы переднего указателя поворота снять колодку с патрона лампы, повернуть патрон в сборе с лампой против часовой стрелки и вынуть его из гнезда.
У боковых указателей поворота заменять перегоревшую лампу следует, вынув патрон из гнезда.
В плафоне для замены лампы необходимо аккуратно нажать на боковые стороны рассеивателя в его средней части и вынуть рассеиватель из корпуса плафона. После этого заменить лампу.
У задних фонарей лампы заменяются со стороны багажного отделения. Для этого необходимо снять защитные кожухи, отжать фиксаторы крепления основания фонаря и вынуть основание в сборе с лампами. Затем на снятом основании заменить перегоревшие лампы.
Для замены лампы в фонаре освещения номерного знака следует вынуть фонарь из гнезда, в котором он удерживается пружинными защелками корпуса.
Основные неисправности системы освещения и световой сигнализации
Не горят отдельные лампы фонарей и фар. Причины неисправности и способы ее устранения:
— перегорел предохранитель. Если остальные лампы горят, то или перегорела лампа, или к ней не подается напряжение;
— перегорела нить лампы. Вынуть лампу из фонаря и посмотреть, цела ли нить. Дополнительно можно проверить, подключив лампу с помощью двух проводов к аккумуляторной батарее. Перегоревшую лампу заменить;
— повреждены провода, окислены наконечники или ослаблены их соединения. Если предохранитель и лампа исправны, то необходимо проверить все провода и их соединения, по которым подается напряжение к данной лампе, поврежденные провода заменить. Такую проверку удобно делать с помощью контрольной лампы, присоединив один ее вывод к «массе», а другим касаясь штекеров проводов. Горение контрольной лампы укажет, что в точке проверки имеется напряжение;
— окисление контактных перемычек на месте установки реле контроля ламп в монтажном блоке. Проверить, зачистить контактные перемычки.
Не фиксируются рычаги подрулевого переключателя. Причиной является разрушение фиксаторов рычагов. Поврежденный переключатель заменить.
Не включается ближний или дальний свет фар. Если не включается лампа только одной фары, то неисправности устранить, как описано выше. Если не включаются лампы обеих фар, то причины неисправности и способы ее устранения могут быть следующие:
— неисправно реле включения ближнего или дальнего света фар. Это легко проверить, временно заменив реле любым другим таким же из находящихся в монтажном блоке. Если после этого лампы загорятся, то действительно неисправно реле. Надо снять с него крышку и зачистить контакты мелкозернистой шкуркой. Соединяя штекеры «85» и «86» реле с полюсными выводами аккумуляторной батареи, проверить, срабатывает ли оно. Неисправное реле заменить;
— окислены или износились контакты переключателя света фар. Вынуть переключатель из гнезда и проверить, замыкаются ли контакты «56» с контактами «56а» и «56в». Проверить можно с помощью контрольной лампы или омметра. Поврежденный переключатель заменить.
Не горят лампы фар и габаритного света. При включении маРУжного освещения не загораются лампы габаритного света в фарах и задних фонарях, дальний и ближний свет фар также не включается, но сигнализация дальним светом фар работает (при перемещении на себя левого рычага подрулевого переключателя). В этом случае не работает переключатель наружного освещения. Вынуть его из гнезда, потянув на себя, и контрольной лампой или омметром проверить, замыкается ли контакт «X» с контактом «56», а контакт «30» с контактами «58», «58L» и «58R». Поврежденный переключатель заменить.
Указатели поворота не выключаются автоматически после окончания поворота. Причина в заедании механизма возврата рычага переключателя, в повреждении деталей механизма возврата. Переключателем можно пользоваться и дальше, вручную выключая указатели поворота после окончания поворота. При возможности заменить поврежденный переключатель.
Контрольная лампа указателей поворота мигает с удвоенной частотой при включении указателей поворота. Причины неисправности и способы ее устранения:
— перегорела лампа одного из указателей поворота. Проверить, горят ли лампы указателей поворота, перегоревшую лампу заменить;
— повреждены провода подвода питания к лампе указателя поворота или окислены соединения этих проводов. Если лампы указателей поворота исправны, но не горят, то надо проверить провода и их соединения, поврежденные провода заменить;
— поврежден реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации. Если с удвоенной частотой мигают также и все лампы указателей поворота, то надо заменить неисправный реле-прерыватель.
Не включаются лампы стоп-сигнала при нажатии на педаль тормоза в обоих задних фонарях. Причины неисправности и способы ее устранения:
— перегорел предохранитель «6» в монтажном блоке. Если при этом не включается и плафон освещения салона, то действительно перегорел предохранитель. Заменить его;
— неисправен выключатель стоп-сигнала. С помощью контрольной лампы или омметра проверить, замыкаются ли контакты выключателя при нажатии на педаль тормоза. Неисправный выключатель заменить;
— повреждены провода или плохие контакты в соединениях проводов, идущих от выключателя стоп-сигнала к лампам задних фонарей. Проверить провода и их соединения, поврежденные провода заменить.
Звуковой сигнал
На автомобилях применяется звуковой сигнал типа С-309. Он находится в отсеке двигателя и крепится на кронштейне, приваренном к панели рамки радиатора. Схема включения звукового сигнала показана на рис. 6. Он включается с помощью вспомогательного реле, установленного в монтажном блоке. Цепи питания звукового сигнала защищены предохранителем «6». Звуковой сигнал предназначен для включения по одно-проводной схеме. Поэтому имеет только один вывод. Вторым выводом является винт крепления звукового сигнала, которым последний соединяется с «массой» автомобиля.
Рис. 6. Схема включения звукового сигнала:
1 — звуковой сигнал; 2 — монтажный блок; 3 — реле включения звукового сигнала; 4 — выключатель звукового сигнала
Звуковые сигналы С-309 относятся к электромагнитным сигналам тонального типа, настроенным на определенный тон звучания. Основная частота звучания у сигнала С-309 составляет 503…523 Гц.
На корпусе звукового сигнала имеется регулировочный винт, которым можно регулировать силу и частоту звучания сигнала. Если регулировка не устраняет хрипа или если сигнал работает прерывисто, то необходимо разобрать его и зачистить контакты прерывателя, находящегося в корпусе сигнала. При сборке сигнала следует устанавливать прежнюю прокладку между мембраной и корпусом сигнала, чтобы не нарушить зазор 1,15±0,05 мм между сердечником и якорем.
Если сигнал не включается, то проверить надежность соединения проводов, состояние контактов выключателя и реле в монтажном блоке. При необходимости зачистить контакты.
Очиститель и омыватель ветрового стекла
На автомобилях устанавливается очиститель ветрового стекла типа 33.5205 с параллельным движением щеток. Он состоит Из электродвигателя с редуктором (моторедуктора), рычажного механизма и щеток.
Рис. 7. Схема включения очистителя и омывателн ветрового стекла:
1 – электродвигатель очистителя; 2 – электродвигатель омывагедн; 3 – электромагнитный клапан включения омына ветрового стекла; 4 – монтажный блок; 5 – реле; 6 – выключатель зажигания; 7 – переключатель очистителей и омывателя стекол
Очистители ветрового стекла могут быть отечественного производства или изготовленные в ВНР. Они взаимозаменяемы по присоединительным и посадочным размерам. Также взаимозаменяемы и моторедукторы этих очистителей, хотя они имеют некоторые отличия в конструкции.
Электродвигатель очистителя — с возбуждением от постоянных магнитов, трехщеточный, с двумя частотами вращения. 1-я частота (малая) обеспечивается подачей напряжения питания на щетку, находящуюся в геометрической нейтрали электродвигателя, а 2-я частота (большая) — подачей напряжения на щетку, смещенную с геометрической нейтрали.
Для защиты электродвигателя от перегрузок при примерзании щеток к стеклу или большом сопротивлении их движению в очистителе устанавливается термобиметаллический предохранитель. У моторедукторов производства ВНР предохранитель установлен под крышкой редуктора на панели концевого выключателя, а у отечественных моторедукторов вынесен на кронштейн крепления моторедуктора.
Правым рычагом подрулевого переключателя может быть включен один из трех режимов работы очистителя. Один режим с прерывистым движением щеток и два режима постоянные, но с разными скоростями движения щеток.
При включении зажигания напряжение подается на контакт «53а» подрулевого переключателя по следующему пути: от замкнутых контактов «30/1» и «15/1» выключателя зажигания, через предохранитель «5» монтажного блока к биметаллическому предохранителю электродвигателя. Затем по желтым проводам с белой полоской и через монтажный блок оно поступает на вывод «15» реле и на контакт «53а» переключателя. В зависимости от того, с какими контактами переключа-
Высокая скорость движения щеток получается в положении «V» рычага подрулевого переключателя. Замыкаются контакты «53а» и «53в» переключателя и ток идет по серому проводу с оранжевой полоской, через монтажный блок поступает на щетку электродвигателя, смещенную с геометрической нейтрали.
Прерывистый режим работы очистителя обеспечивает электронное реле, установленное в монтажном блоке. В положениях «II» и «III» подрулевого переключателя замыкаются контакты «53а» и «I», а также «53» и «53е». С контакта «I» переключателя напряжение поступает на вывод «1» реле. Оно срабатывает и замыкает свои выводы «15» и «S». Ток идет от вывода «S» на замкнутые контакты «53е» и «53» переключателя, а затем по серым проводам к щетке электродвигателя, находящейся в геометрической нейтрали. Очиститель начинает работать с малой скоростью. Электронная схема реле отключает и вновь подает напряжение на вывод «S» с частотой 14 циклов в минуту, создавая прерывистую работу очистителя.
Реле 5 очистителя ветрового стекла состоит из электронной схемы и электромагнитного реле. В исходном положении контакт якоря реле (вывод «S») замкнут с выводом «31в», т. е. выводы «S» и «31в» нормально замкнутые. Когда на выводы «86» или «I» подается управляющее напряжение, то электронная схема реле включает питание обмотки электромагнитного реле, оно срабатывает и замыкает выводы «5» и «15». Питающее напряжение подается на вывод «15». Выводы «31» и «R» соединены с «массой».
Реле, кроме обеспечения прерывистой работы очистителя, имеет еще другую функцию. Оно включает малую скорость очистителя (если он выключен или работал в прерывистом режиме) при подаче омывающей жидкости на ветровое стекло. После выключения подачи жидкости реле отключает очиститель не сразу, а после 2…4 полных циклов очистки на малой скорости.
Для выключения очистителя рычаг переключателя переводится в исходное положение, в котором замкнуты контакты «53» и «53е». У реле при этом замыкаются выводы «S» и «31 в». Ток, питающий обмотку якоря электродвигателя, идет через замкнутые контакты концевого выключателя в электродвигателе, через замкнутые выводы «31в» и «S» реле, затем через замкнутые контакты «53е» и «53» переключателя и на щетку электродвигателя, находящуюся в геометрической нейтрали. Очиститель работает на малой скорости. В тот момент, когда щетки очистителя придут в исходное положение, выступ кулачка червячной шестерни редуктора разомкнет контакты концевого выключателя и питание обмотки якоря электродвигателя отключится. Якорь электродвигателя остановится и щетки очистителя останутся в нижнем положении.
Электродвигатель омывателя объединен в один узел с насосом. От насоса жидкость нагнетается в три магистрали: к ветровому стеклу, к фарам и заднему стеклу. В каждой из магистралей имеется электромагнитный клапан, перекрывающий подачу омывающей жидкости. Так, в магистрали подачи жидкости к ветровому стеклу стоит клапан, в магистрали, подающей жидкость к фарам,— клапан , а подачу жидкости к заднему стеклу перекрывает клапан. При включении подачи омывающей жидкости на какое-либо из стекол включается электродвигатель насоса и подается напряжение на соответствующий клапан. Он срабатывает, открывает соответствующую магистраль и жидкость подается в необходимом направлении.
Основные неисправности очистителя ветрового стекла и способы их устранения
Очиститель не работает, термобиметаллический предохранитель срабатывает. Срабатывание предохранителя обнаруживается по характерным «щелчкам» при включении очистителя. Причины неисправности и способы ее устранения: деформированы тяги очистителя и задевают за детали кузова, в зимнее время возможно примерзание щеток к стеклу. Осмотреть механизм очистителя и устранить причины, мешающие нормальному перемещению деталей;
замыкание на «массу» проводов, по которым подводится питание к электродвигателю. Отсоединить провода от очистителя и поставить в положение «Выключено» ключ в выключателе зажигания. Затем омметром или контрольной лампой при различных положениях рычага переключателя очистителя проверить, не замыкаются ли с «массой» желтые провода с белой полоской, соединяющие очиститель с переключателем. Если замыкание имеется, то устранить его;
замыкание на «массу» в электродвигателе очистителя или короткое замыкание в обмотке якоря. Отсоединить провода от электродвигателя и омметром или контрольной лампой проверить, нет ли замыкания проводов электродвигателя с «массой». Если замыкание имеется, то разобрать электродвигатель и устранить замыкание. Если замкнута на «массу» обмотка якоря, то моторедуктор заменить. Короткое замыкание в обмотке якоря (между витками) можно обнаружить только специальным прибором на станции технического обслуживания автомобилей.
Очиститель не работает, термобиметаллический предохранитель не срабатывает. Убедившись, что предохранитель «5» в монтажном блоке цел, проверить, подается ли напряжение па контакт «53а» переключателя. Для этого вынуть из гнезда переключатель, отсоединить от него колодку проводов и, включив зажигание, с помощью контрольной лампы или вольтметра проверить, есть ли напряжение на наконечнике желтого провода с белой полоской, который присоединяется к выводу «53а» переключателя. При этом возможны два случая.
а) Напряжение на контакт «53а» не подается. Причины неисправности и способы ее устранения:
— обрыв в проводах, подводящих напряжение к контакту «53а» переключателя. Проверить провода, надежность их соединений, поврежденные провода заменить;
— поврежден термобиметаллический предохранитель в очистителе. Проверить предохранитель, поврежденный заменить.
б) Напряжение на контакт «53а» подается. Причины неисправности и способы ее устранения: неисправен переключатель очистителя. Проверить замыкание
— контактов переключателя. Неисправный переключатель заменить;
— повреждены провода, соединяющие контакты «53» и «53в» переключателя с очистителем. Проверить провода, зачистить их соединения, поврежденные провода заменить;
— износ или зависание щеток электродвигателя очистителя, сильное окисление коллектора. Разобрать электродвигатель, зачистить мелкозернистой шлифовальной шкуркой коллектор, проверить легкость перемещения щеток в щеткодержателях. Изношенные щетки заменить.
Очиститель не работает в прерывистом режиме. Причины неисправности и способы их устранения:
— повреждены провода, соединяющие выводы «I» и «S» реле с переключателем очистителя. Проверить провода, зачистить их соединения, поврежденные провода заменить;
— поврежден переключатель очистителя — не замыкаются контакты «53а» и «I» или «53е» и «53». В последнем случае при выключении очистителя щетки ие будут останавливаться в исходном положении. Проверить замыкание контактов переключателя, поврежденный переключатель заменить;
При включении очистителя щетки не останавливаются в исходном положении. Причины неисправности и способы ее устранения:
— окисление или неплотное касание контактов концевого выключателя в моторедукторе. Снять крышку редуктора и зачистить контакты выключателя. Если необходимо, то подогнуть пластину подвижного контакта выключателя, чтобы его контакты четко размыкались и замыкались кулачком шестерни редуктора;
— окисление контактов электромагнитного реле в реле очистителя, при выключении очистителя не замыкаются выводы «31в» и «S». Снять реле очистителя, вынуть из кожуха реле печатные платы и зачистить контакты электромагнитного реле;
— неисправен переключатель очистителя — не замыкаются контакты «53е» и «53». Проверить замыкание контактов переключателя, поврежденный переключатель заменить.
Моторедуктор очистителя работает, щетки не движутся. При чины неисправности и способы их устранения:
- поломаны зубья шестерни моторедуктора. Заменить шестерню; слабое крепление кривошипа на оси шестерни моторедуктора. Проверить, затянуть гайку крепления кривошипа, расположив его так, чтобы он был параллелен короткой тяге очистителя и был направлен в сторону электродвигателя при установке щеток в исходном положении.
Очистители фар и заднего стекла
На части автомобилей могут быть установлены очистители фар и заднего стекла вместе с электромагнитными клапанами подачи омывающей жидкости к фарам и заднему стеклу. Схема включения очистителей приведена на рис. 8.
Очиститель фар состоит из двух (левого и правого исполнения) моторедукторов с рычагами и щетками. Рычаги и щетки укладываются в нижнем положении до упора щеток в ограничители блок-фары. В моторедукторах устанавливаются термобиметаллические предохранители для защиты от перегрузок. Моторедукторы очистителей фар выпускаются в неразборном исполнении. Поэтому они ремонту не подлежат и в случае выхода из строя должны заменяться новыми.
Очистители фар и омыватель фар (электродвигатель 3 насоса и клапан 2) включаются переключателем 9 (положение рычага VII), если подано напряжение к фарам переключателем 10 наружного освещения. В монтажном блоке установлено вспомогательное реле 7 для включения очистителей фар.
Очиститель заднего стекла состоит из моторедуктора, рычага и щетки. Укладка рычага со щеткой правая по ходу автомобиля. В моторедукторах устанавливается термобиметаллический предохранитель для защиты от перегрузок. Конструкция моторедуктора допускает его разборку для устранения мелких неисправностей (зачистка коллектора и т. д.).
Рис. 8. Схема включения очистителей и омывателя фар и заднего стекла:
1 — очистители фар; 2 — электромагнитный клапан включения омыва фар; 3 — электродвигатель омывателя; 4 — электромагнитный клапан включения омыва заднего стекла; 5 — монтажный блок; 6 реле времени омывателя заднего стекла; 7 — реле включения очистителей фар; 8 — выключатель зажигания; 9 — переключатель очистителей и омывателей стекол; 10 — выключатель наружного освещения; 11 — очиститель заднего стекла
Очиститель заднего стекла включается переключателем. В положении рычага IX включается реле и напряжение от него подается к электродвигателю насоса омывателя и к клапану подачи омывающей жидкости на заднее стекло. Клапан срабатывает и жидкость от насоса подается к заднему стеклу. После возвращения рычага в положение VIII электронное реле 6 еще в течение с держит включенными клапан и насос омывателя.
Методика поиска неисправностей очистителей фар и заднего стекла аналогична описанной выше для очистителя ветрового стекла.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Система освещения и световой сигнализации ВАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы