Система смазки предназначена для снижения трения в различных узлах и механизмах двигателя и повышения механического КПД, уменьшения износов трущихся деталей, охлаждения деталей и выноса продуктов износа с их трущихся поверхностей. Кроме того, она предохраняет детали от коррозии, уплотняет зазоры, где это необходимо, и снижает общий шум при работе двигателя.
Система смазки комбинированная, при которой наиболее нагруженные детали смазываются под давлением, а остальные или направленным разбрызгиванием масла, или разбрызгиванием масла, вытекающего из зазоров между сопрягаемыми Деталями.
Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники и кулачки распределительного вала, подшипники вала привода вспомогательных агрегатов и шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания.
Разбрызгиванием смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня, цепь привода распределительного вала, устройство для натяжения цепи, опоры рычагов привода клапанов и стержни клапанов в направляющих втулках.
Нормальное давление масла в системе при 85 °С и частоте вращения коленчатого вала 5600 мин-1 — 350…450 кПа (3,5… 4,5 кгс/см2). Минимальное давление масла при минимальной частоте вращения коленчатого вала 850…900 мин-1 составляет не менее 50 кПа (0,5 кгс/см2).
В систему смазки входят масляный картер, указатель уровня масла, масляный насос, маслоприемник с фильтрующей сеткой, полнопоточный масляный фильтр, редукционный клапан, датчик контрольной лампы давления масла в системе и каналы подвода масла.
Циркуляция масла в системе смазки обеспечивается масляным насосом, который приводится в действие от вала привода вспомогательных агрегатов парой шестерен со спиральными зубьями. Масло засасывается через сетку маслоприемника и подается по каналу в блоке цилиндров в полнопоточный фильтр. Отфильтрованное масло по каналам попадает в главную масляную магистраль, расположенную вдоль блока цилиндров с левой стороны. Оттуда по пяти каналам, просверленным в перегородках блока цилиндров, подводится к коренным подшипникам коленчатого вала. В каждом вкладыше первого, второго, четвертого и пятого коренных подшипников имеется по два отверстия, через которые масло проникает в кольцевые канавки на внутренней поверхности вкладышей. Из этих канавок часть масла расходуется на смазывание коренных подшипников, а другая часть по каналам, просверленным через шейки и щеки коленчатого вала, идет к шатунным подшипникам. Выходя из шатунных подшипников через зазоры, масло разбрызгивается на цилиндры и поршни и дополнительно через отверстия в нижних головках шатунов струя масла направленно разбрызгивается на зеркало цилиндра при совпадении этих отверстий с каналами в шатунных шейках.
Рис. 1. Система смазки:
1 — масляный картер; 2 — канал подачи масла от коренного подшипника к шатунному; 3 — коленчатый вал; 4 — указатель уровня масла; 5 — масляный фильтр; 6 — фильтрующий элемент; 7 — противодренажный клапан; 8 — масляный насос; 9 — канал подачи масла от насоса к фильтру; 10—канал подачи масла в масляную магистраль; 11 — канал подачи масла к опоре и шестерне привода масляного насоса и распределителя зажигания; 12 — передний сальник коленчатого вала; J3 — канал в шейке коленчатого вала; 14 -— канал подачи масла к коренному подшипнику и к валику привода масляного насоса и распределителя зажигания; 15—вертикальный канал подачи масла в главную масляную магистраль; 16 — валик привода масляного насоса н распределителя зажигания; 17 — отверстие в звездочке для смазки цепи; 18 — звездочка привода распределительного вала; 19 — канал в распределительном валу; 20 — кольцевая проточка на средней опорной шейке распределительного вала; 21 — канал в кулачке распределительного вала; 22 — масло-заливная горловина; 23 — штуцер крепления масляного фильтра; 24 — прокладка; 25 — канал в опорной шейке распределительного вала; 26 — корпус подшипников распределительного вала; 27— канал в головке блока цилиндров для подачи масла к механизму газораспределения; 28 — канал в блоке цилиндров для подачи масла к механизму газораспределения; 29 — канал главной масляной магистрали в блоке цилиндров; 30 — датчик контрольной лампы давления масла; 31 — канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого вала
Средний (третий) коренной подшипник смазывается через два отверстия во вкладышах, которые не имеют кольцевых канавок, и масло не отводится из этого подшипника к шатунным подшипникам.
Передняя втулка валика привода вспомогательных агрегатов смазывается под давлением через канал, который сообщается с главной магистралью. Во втулке имеется кольцевая канавка, из которой масло поступает через сверления в валике 16 привода к задней втулке.
К центральной опоре распределительного вала масло подводится по каналу в блоке цилиндров, каналу в головке цилиндров и каналу в корпусе подшипников. Каналы сообщаются через отверстие в прокладке головки цилиндров, окантованное медью. Через центральную опору распределительного вала по канавке в опорной шейке масло попадает в канал, просверленный внутри распределительного вала. Этот канал сообщается через каналы с остальными опорами и кулачками, смазывая рабочие поверхности кулачков, рычагов и опор распределительного вала.
К втулке шестерни привода масляного насоса масло подводится по отдельному каналу, соединенному с полостью перед масляным фильтром.
Остальные узлы и механизмы двигателя смазываются разбрызгиванием.
Цепь механизма газораспределения смазывается маслом, которое выходит из передней опоры распределительного вала и передней опоры вала привода вспомогательных агрегатов и затем разбрызгивается через радиальные отверстия, выполненные в ободах звездочек.
Масло, собирающееся под крышкой головки цилиндров, стекает в картер через специальные полости для слива и вентиляции в головке и блоке цилиндров.
Для обеспечения необходимого давления масла в системе на всех режимах работы двигателя с учетом износа деталей в процессе эксплуатации масляный насос рассчитан на несколько большую производительность. А для предотвращения повышения давления масла сверх допустимого в системе смазки установлен редукционный клапан.
Масляный насос двигателя ВАЗ-2106-70 по сравнению с насосом двигателя ВАЗ-2106 имеет существенное конструктивное отличие, которое вызвано условиями установки двигателя в подкапотное пространство автомобиля АЗЛК-2141. Изменения затронули почти все детали масляного насоса и масло-приемник. Прежними остались рабочие шестерни и шестерня привода масляного насоса.
Масляный насос шестеренного типа односекционный. Располагается внутри картера двигателя и крепится к нижней плоскости блока цилиндров двумя болтами.
Внутри корпуса насоса установлены рабочие шестерни: ведущая и ведомая. Ведущая шестерня напрессована на валик, на другом конце которого выполнены шлицы для соединения со шлицами шестерни привода насоса. Ведомая шестерня свободно вращается на оси, запрессованной в корпус насоса. Корпус насоса снизу закрывается крышкой через прокладку и крепится четырьмя болтами.
Маслоприемник состоит из штампованного колпака с металлической сеткой, соединенного с трубкой, на конце которой приварен фланец. Маслоприемник крепится фланцем через прокладку к корпусу масляного насоса двумя шпильками с шайбами и гайками. Кроме того, маслоприемник имеет дополнительное крепление к крышке коренного подшипника с помощью кронштейна.
В специальном приливе корпуса масляного насоса размещен редукционный клапан плунжерного типа, который в случае повышенного давления в магистрали перепускает масло в полость всасывания насоса. Давление в системе обеспечивается пружиной И соответствующей упругости; в процессе эксплуатации редукционный клапан не регулируется, а при ремонте проверяется упругость пружины и в случае несоответствия норме пружина заменяется.
Масляный фильтр служит для очистки масла от продуктов износа и других посторонних включений, которые могут попадать в масло в процессе эксплуатации. Через фильтр проходит все масло, нагнетаемое насосом, поэтому такой фильтр называется полнопоточным.
Фильтр неразборный, крепится к блоку цилиндров с помощью резьбового штуцера соединяется каналами в блоке цилиндров с масляным насосом и главной магистралью. По плоскости прилегания к блоку фильтр уплотняется резиновой прокладкой. При установке на блок цилиндров фильтр заворачивать вручную, не применяя каких-либо приспособлений. В корпусе фильтра установлены бумажный фильтрующий элемент, перепускной и противодренажный клапаны. Перепускной клапан служит для пропуска масла непосредственно в масляную магистраль в случае загрязнения фильтрующего элемента. Противодренажный клапан, выполненный в виде резиновой манжеты, свободно пропускает масло внутрь фильтра и не дает вытекать маслу из фильтра в масляный картер в случае остановки двигателя. Этим обеспечивается постоянное наличие масла в магистрали и его поступление к трущимся поверхностям сразу же после пуска двигателя.
Рис. 2. Масляный насос:
Заправка двигателя маслом производится через горловину. Уровень масла в картере контролируется указателем, на котором нанесены метки «min» и «max». Уровень проверяется на холодном неработающем двигателе. Давление масла контролируется лампой, расположенной на комбинации приборов. Датчик этой лампы установлен на блоке цилиндров с левой стороны. При падении давления масла в магистрали ниже допустимого контрольная лампа загорается красным цветом.
Техническое обслуживание системы смазки заключается в периодической проверке уровня и давления масла, визуальной проверке герметичности уплотнений, своевременной замене масла и фильтрующего элемента в соответствии с указаниями в разд. «Техническое обслуживание автомобиля».
Основные неисправности системы смазки. Долговечность работы двигателя и его надежность во многом зависят от правильного технического обслуживания системы смазки и, в особенности, от своевременной и качественной замены масла и фильтрующего элемента.
Признаками неисправности системы смазки являются: давление масла в системе выше или ниже нормы, повышенный расход масла.
Недостаточное давление масла на холостом ходу. Контрольная лампа давления масла не гаснет при увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Причины неисправности и способы ее устранения:
— уменьшение количества масла или его разжижение. Проверить и при необходимости заменить масло. Проверить контрольным манометром давление масла и, если оно в норме, заменить датчик давления масла;
— заедание редукционного клапана в открытом положении. Снять масляный насос, разобрать и промыть. Очистить редукционный клапан от посторонних частиц, проверить состояние посадочных поверхностей седла и клапана. Проверить состояние поверхностей рабочих камер насоса и самих шестерен и при необходимости отремонтировать;
— повышенный износ шатунных и коренных подшипников коленчатого вала. Отремонтировать вал путем шлифования шеек на ремонтный размер и заменить вкладыши подшипников на вкладыши ремонтных размеров. Чрезмерное давление масла на прогретом Двигателе проверяется контрольным манометром, подключенным вместо датчика контрольной лампы.
Причины неисправности и способы ее устранения:
— применение масла повышенной вязкости. Проверить и заменить масло; заедание редукционного клапана в закрытом положении. Снять масляный насос, разобрать редукционный клапан, промыть, осмотреть состояние поверхностей деталей редукционного клапана и при необходимости клапан заменить.
— Повышенный расход масла. На протяжении срока службы двигателя, начиная со времени обкатки, расход масла не остается постоянным. Вначале несколько снижаясь в процессе приработки деталей двигателя, расход масла стабилизируется к пробегу 2000…3000 км и далее остается постоянным до пробега 50 000…80 000 км, затем постепенно возрастает. Нормальный расход масла составляет 35…40 г на 100 км пути. Принято считать: если расход масла достигает 100…120 г на 100 км пути, двигатель следует ремонтировать. Причины повышенного расхода масла и способы устранения: течь масла через уплотнительные прокладки и сальники. Обнаруживается путем осмотра двигателя и устраняется подтяжкой деталей крепления или заменой прокладок и сальников;
износ поршневых колец, поршней и цилиндров. Двигатель следует ремонтировать на станции технического обслуживания автомобилей;
поломка поршневых колец. Заменить кольца; закоксовывание поршневых колец в канавках поршней и прорезей в маслосъемных кольцах. Очистить нагар в канавках и прорезях. Это требует разборки двигателя. Рекомендуем проводить на СТОА; износ или повреждение маслоотражательных колпачков клапанов. Заменить колпачки.
—
Система смазки комбинированная. Наиболее нагруженные детали смазываются под давлением, а остальные — разбрызгиванием.
Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники и упорный фланец распределительного вала, оси коромысел.
Разбрызгиванием смазываются стенки гильз цилиндров, поршни с поршневым пальцем и кольцами, цепь привода распределительного вала, кулачки распределительного вала, регулировочные болты коромысел, стержни и направляющие втулки клапанов.
Давление масла в системе смазки прогретого двигателя при температуре масла 80 °С при 900 + 50 мин-1 — не менее 78,5 кПа (0,8 кгс/см2), при 140 мин— не менее 196 кПа (2,0 кгс/см*).
Масляный насос приводится в действие от коленчатого вала парой шестерен со спиральными зубьями. Масло засасывается через сетку маслоприемника и подается насосом по каналу в полнопоточный фильтр. Отфильтрованное масло попадает по каналам в главную масляную магистраль, проходящую вдоль блока цилиндров с правой стороны. Оттуда по пяти каналам, просверленным в перегородках блока цилиндров, подводится к коренным подшипникам коленчатого вала. Через отверстия во вкладышах масло попадает в кольцевые канавки, откуда часть масла расходуется на смазывание коренных подшипников, а другая часть подается по сверлениям в коленчатом вале к шатунным подшипникам. Выходя из шатунных подшипников через зазоры, масло разбрызгивается на цилиндры и поршни.
Для смазывания механизма газораспределения масло из главной магистрали по вертикальным каналам в блоке цилиндров и головке цилиндров попадает к задней шейке распределительного вала. Часть масла расходуется на смазывание шейки, а основное количество масла по кольцевой канавке в шейке и каналу проникает в канал правой оси коромысел клапанов. По радиальным сверлениям в оси смазка подводится к ступицам коромысел. К средней шейке распределительного вала масло проходит по каналу в опоре и по радиальным сверлениям в шейке вала попадает в канал внутри вала для смазки кулачков и пят коромысел. В левую ось коромысел масло подается через каналы и кольцевую проточку в передней шейке распределительного вала.
Рис. 3. Последовательность затяжки болтов крепления верхней крышки распределительных звездочек
Рис. 4. Схема системы смазки двигателя:
Трущиеся поверхности упорного фланца смазываются маслом, поступающим по каналу. Смазка деталей привода механизма газораспределения производится разбрызгиванием масла, которое вытекает из передних подшипников распределительного и коленчатого валов.
Масляный насос шестеренного типа односек-ционный. Корпусом насоса служит нижняя крышка распределительных звездочек, в которой выполнены рабочая камера насоса, гнездо для редукционного клапана с соответствующими каналами, канал, соединяющийся с трубкой маслоприемника, отверстие для запрессовки оси ведомой шестерни насоса, отверстие для ведущего валика насоса и нагнетательный канал, подающий масло в полнопоточный фильтр очистки масла.
Рис. 5. Масляный насос:
1 — болт крепления крышки; 2 — шайба пружинная; 3 — крышка насоса; 4 — прокладка; 5 — ведомая шестерня; б — ведущая шестерня; 7 — штифт; 8 — валик насоса; 9 — валик насоса в сборе; 10 — ось ведомой шестерни; 11 — плунжер редукционного клапана; 12 — пружина клапана; 13 — кольцо уплотнительное; 14 — пробка клапана; 15 — кронштейн крепления маслоприем-ника; 16 — болт; 17 — шайба; 18 — гайка; 19 — прокладка; 20 — маслоприемник; 21 — шайба; 22 — болт крепления маслоприемника
Ведущая шестерня насоса крепится на валике неподвижно с помощью штифта, на верхнем конце валика выполнены шлицы, которые входят в шлицы ступицы ведущей шестерни распределителя. Ведомая шестерня насоса свободно вращается на оси, запрессованной в нижнюю крышку распределительных звездочек. Насос закрывается крышкой (пластиной) через прокладку, крышка крепится пятью болтами.
Маслоприемник состоит из штампованного колпака с металлической сеткой, соединенного с трубкой, на конце которой приварен фланец. Фланец крепится к нижней плоскости крышки распределительных звездочек двумя болтами с шайбами. Кроме того, к трубке маслоприемника приварен кронштейн, с помощью которого и дополнительного кронштейна маслоприемник крепится к средней крышке коренного подшипника.
Редукционный клапан плунжерного типа. Давление в системе смазки обеспечивается пружиной. Клапан не регулируется и в случае неисправности заменяется новым.
Масляный фильтр неразборный, по своей конструкции и креплению аналогичен фильтру, применяемому на двигателе ВАЗ-2106-70. Фильтр крепится к литому кронштейну, который, в свою очередь, через прокладку крепится к блоку цилиндров тремя болтами с шайбами. В кронштейне устанавливается датчик давления масла.
Масляный картер может быть литой или штампованный; крепится к блоку цилиндров восемнадцатью винтами с шайбами и тремя винтами с гайками и шайбами. Для обеспечения плотного прилегания фланца картера и прокладки к нижней плоскости блока цилиндров затяжку винтов и гаек необходимо выполнять в определенной последовательности.
Рис. 6. Масляный фильтр:
1 — фильтр; 2—штуцер крепления фильтра; 3 — кронштейн фильтра; 4 — датчик аварийного давления масла; 5 — прокладка фильтра; 6 — шайба; 7 — болт крепления кронштейна к блоку
Рис. 7. Последовательность затяжки болтов и винтов крепления масляного картера
Заправка маслом двигателя производится через наливную горловину, расположенную на крышке головки цилиндров. Уровень масла контролируется указателем уровня масла, который находится с левой стороны двигателя. Для удаления отработавшего масла в масляном картере расположена сливная пробка.
Техническое обслуживание системы смазки, его объем и сроки выполнения указаны в разд. «Техническое обслуживание автомобиля».
Уход в эксплуатации за системой смазки, основные неисправности, причины их возникновения и способы устранения аналогичны двигателю ВАЗ-2106-70.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Система смазки автомобиля «Москвич»"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы