Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобили Москвич

Публикация:
   Система смазки автомобиля «Москвич»

Читать далее:




Система смазки автомобиля «Москвич»

Система смазки предназначена для снижения трения в различных узлах и механизмах двигателя и повышения механического КПД, уменьшения износов трущихся деталей, охлаждения деталей и выноса продуктов износа с их трущихся поверхностей. Кроме того, она предохраняет детали от коррозии, уплотняет зазоры, где это необходимо, и снижает общий шум при работе двигателя.

Система смазки комбинированная, при которой наиболее нагруженные детали смазываются под давлением, а остальные или направленным разбрызгиванием масла, или разбрызгиванием масла, вытекающего из зазоров между сопрягаемыми Деталями.

Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники и кулачки распределительного вала, подшипники вала привода вспомогательных агрегатов и шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания.

Разбрызгиванием смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня, цепь привода распределительного вала, устройство для натяжения цепи, опоры рычагов привода клапанов и стержни клапанов в направляющих втулках.

Нормальное давление масла в системе при 85 °С и частоте вращения коленчатого вала 5600 мин-1 — 350…450 кПа (3,5… 4,5 кгс/см2). Минимальное давление масла при минимальной частоте вращения коленчатого вала 850…900 мин-1 составляет не менее 50 кПа (0,5 кгс/см2).

В систему смазки входят масляный картер, указатель уровня масла, масляный насос, маслоприемник с фильтрующей сеткой, полнопоточный масляный фильтр, редукционный клапан, датчик контрольной лампы давления масла в системе и каналы подвода масла.

Циркуляция масла в системе смазки обеспечивается масляным насосом, который приводится в действие от вала привода вспомогательных агрегатов парой шестерен со спиральными зубьями. Масло засасывается через сетку маслоприемника и подается по каналу в блоке цилиндров в полнопоточный фильтр. Отфильтрованное масло по каналам попадает в главную масляную магистраль, расположенную вдоль блока цилиндров с левой стороны. Оттуда по пяти каналам, просверленным в перегородках блока цилиндров, подводится к коренным подшипникам коленчатого вала. В каждом вкладыше первого, второго, четвертого и пятого коренных подшипников имеется по два отверстия, через которые масло проникает в кольцевые канавки на внутренней поверхности вкладышей. Из этих канавок часть масла расходуется на смазывание коренных подшипников, а другая часть по каналам, просверленным через шейки и щеки коленчатого вала, идет к шатунным подшипникам. Выходя из шатунных подшипников через зазоры, масло разбрызгивается на цилиндры и поршни и дополнительно через отверстия в нижних головках шатунов струя масла направленно разбрызгивается на зеркало цилиндра при совпадении этих отверстий с каналами в шатунных шейках.

Рис. 1. Система смазки:
1 — масляный картер; 2 — канал подачи масла от коренного подшипника к шатунному; 3 — коленчатый вал; 4 — указатель уровня масла; 5 — масляный фильтр; 6 — фильтрующий элемент; 7 — противодренажный клапан; 8 — масляный насос; 9 — канал подачи масла от насоса к фильтру; 10—канал подачи масла в масляную магистраль; 11 — канал подачи масла к опоре и шестерне привода масляного насоса и распределителя зажигания; 12 — передний сальник коленчатого вала; J3 — канал в шейке коленчатого вала; 14 -— канал подачи масла к коренному подшипнику и к валику привода масляного насоса и распределителя зажигания; 15—вертикальный канал подачи масла в главную масляную магистраль; 16 — валик привода масляного насоса н распределителя зажигания; 17 — отверстие в звездочке для смазки цепи; 18 — звездочка привода распределительного вала; 19 — канал в распределительном валу; 20 — кольцевая проточка на средней опорной шейке распределительного вала; 21 — канал в кулачке распределительного вала; 22 — масло-заливная горловина; 23 — штуцер крепления масляного фильтра; 24 — прокладка; 25 — канал в опорной шейке распределительного вала; 26 — корпус подшипников распределительного вала; 27— канал в головке блока цилиндров для подачи масла к механизму газораспределения; 28 — канал в блоке цилиндров для подачи масла к механизму газораспределения; 29 — канал главной масляной магистрали в блоке цилиндров; 30 — датчик контрольной лампы давления масла; 31 — канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого вала

Средний (третий) коренной подшипник смазывается через два отверстия во вкладышах, которые не имеют кольцевых канавок, и масло не отводится из этого подшипника к шатунным подшипникам.

Передняя втулка валика привода вспомогательных агрегатов смазывается под давлением через канал, который сообщается с главной магистралью. Во втулке имеется кольцевая канавка, из которой масло поступает через сверления в валике 16 привода к задней втулке.

К центральной опоре распределительного вала масло подводится по каналу в блоке цилиндров, каналу в головке цилиндров и каналу в корпусе подшипников. Каналы сообщаются через отверстие в прокладке головки цилиндров, окантованное медью. Через центральную опору распределительного вала по канавке в опорной шейке масло попадает в канал, просверленный внутри распределительного вала. Этот канал сообщается через каналы с остальными опорами и кулачками, смазывая рабочие поверхности кулачков, рычагов и опор распределительного вала.

К втулке шестерни привода масляного насоса масло подводится по отдельному каналу, соединенному с полостью перед масляным фильтром.

Остальные узлы и механизмы двигателя смазываются разбрызгиванием.

Цепь механизма газораспределения смазывается маслом, которое выходит из передней опоры распределительного вала и передней опоры вала привода вспомогательных агрегатов и затем разбрызгивается через радиальные отверстия, выполненные в ободах звездочек.

Масло, собирающееся под крышкой головки цилиндров, стекает в картер через специальные полости для слива и вентиляции в головке и блоке цилиндров.

Для обеспечения необходимого давления масла в системе на всех режимах работы двигателя с учетом износа деталей в процессе эксплуатации масляный насос рассчитан на несколько большую производительность. А для предотвращения повышения давления масла сверх допустимого в системе смазки установлен редукционный клапан.

Масляный насос двигателя ВАЗ-2106-70 по сравнению с насосом двигателя ВАЗ-2106 имеет существенное конструктивное отличие, которое вызвано условиями установки двигателя в подкапотное пространство автомобиля АЗЛК-2141. Изменения затронули почти все детали масляного насоса и масло-приемник. Прежними остались рабочие шестерни и шестерня привода масляного насоса.

Масляный насос шестеренного типа односекционный. Располагается внутри картера двигателя и крепится к нижней плоскости блока цилиндров двумя болтами.

Внутри корпуса насоса установлены рабочие шестерни: ведущая и ведомая. Ведущая шестерня напрессована на валик, на другом конце которого выполнены шлицы для соединения со шлицами шестерни привода насоса. Ведомая шестерня свободно вращается на оси, запрессованной в корпус насоса. Корпус насоса снизу закрывается крышкой через прокладку и крепится четырьмя болтами.

Маслоприемник состоит из штампованного колпака с металлической сеткой, соединенного с трубкой, на конце которой приварен фланец. Маслоприемник крепится фланцем через прокладку к корпусу масляного насоса двумя шпильками с шайбами и гайками. Кроме того, маслоприемник имеет дополнительное крепление к крышке коренного подшипника с помощью кронштейна.

В специальном приливе корпуса масляного насоса размещен редукционный клапан плунжерного типа, который в случае повышенного давления в магистрали перепускает масло в полость всасывания насоса. Давление в системе обеспечивается пружиной И соответствующей упругости; в процессе эксплуатации редукционный клапан не регулируется, а при ремонте проверяется упругость пружины и в случае несоответствия норме пружина заменяется.

Масляный фильтр служит для очистки масла от продуктов износа и других посторонних включений, которые могут попадать в масло в процессе эксплуатации. Через фильтр проходит все масло, нагнетаемое насосом, поэтому такой фильтр называется полнопоточным.

Фильтр неразборный, крепится к блоку цилиндров с помощью резьбового штуцера соединяется каналами в блоке цилиндров с масляным насосом и главной магистралью. По плоскости прилегания к блоку фильтр уплотняется резиновой прокладкой. При установке на блок цилиндров фильтр заворачивать вручную, не применяя каких-либо приспособлений. В корпусе фильтра установлены бумажный фильтрующий элемент, перепускной и противодренажный клапаны. Перепускной клапан служит для пропуска масла непосредственно в масляную магистраль в случае загрязнения фильтрующего элемента. Противодренажный клапан, выполненный в виде резиновой манжеты, свободно пропускает масло внутрь фильтра и не дает вытекать маслу из фильтра в масляный картер в случае остановки двигателя. Этим обеспечивается постоянное наличие масла в магистрали и его поступление к трущимся поверхностям сразу же после пуска двигателя.

Рис. 2. Масляный насос:

Заправка двигателя маслом производится через горловину. Уровень масла в картере контролируется указателем, на котором нанесены метки «min» и «max». Уровень проверяется на холодном неработающем двигателе. Давление масла контролируется лампой, расположенной на комбинации приборов. Датчик этой лампы установлен на блоке цилиндров с левой стороны. При падении давления масла в магистрали ниже допустимого контрольная лампа загорается красным цветом.

Техническое обслуживание системы смазки заключается в периодической проверке уровня и давления масла, визуальной проверке герметичности уплотнений, своевременной замене масла и фильтрующего элемента в соответствии с указаниями в разд. «Техническое обслуживание автомобиля».

Основные неисправности системы смазки. Долговечность работы двигателя и его надежность во многом зависят от правильного технического обслуживания системы смазки и, в особенности, от своевременной и качественной замены масла и фильтрующего элемента.

Признаками неисправности системы смазки являются: давление масла в системе выше или ниже нормы, повышенный расход масла.

Недостаточное давление масла на холостом ходу. Контрольная лампа давления масла не гаснет при увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Причины неисправности и способы ее устранения:
— уменьшение количества масла или его разжижение. Проверить и при необходимости заменить масло. Проверить контрольным манометром давление масла и, если оно в норме, заменить датчик давления масла;
— заедание редукционного клапана в открытом положении. Снять масляный насос, разобрать и промыть. Очистить редукционный клапан от посторонних частиц, проверить состояние посадочных поверхностей седла и клапана. Проверить состояние поверхностей рабочих камер насоса и самих шестерен и при необходимости отремонтировать;
— повышенный износ шатунных и коренных подшипников коленчатого вала. Отремонтировать вал путем шлифования шеек на ремонтный размер и заменить вкладыши подшипников на вкладыши ремонтных размеров. Чрезмерное давление масла на прогретом Двигателе проверяется контрольным манометром, подключенным вместо датчика контрольной лампы.

Причины неисправности и способы ее устранения:
— применение масла повышенной вязкости. Проверить и заменить масло; заедание редукционного клапана в закрытом положении. Снять масляный насос, разобрать редукционный клапан, промыть, осмотреть состояние поверхностей деталей редукционного клапана и при необходимости клапан заменить.
— Повышенный расход масла. На протяжении срока службы двигателя, начиная со времени обкатки, расход масла не остается постоянным. Вначале несколько снижаясь в процессе приработки деталей двигателя, расход масла стабилизируется к пробегу 2000…3000 км и далее остается постоянным до пробега 50 000…80 000 км, затем постепенно возрастает. Нормальный расход масла составляет 35…40 г на 100 км пути. Принято считать: если расход масла достигает 100…120 г на 100 км пути, двигатель следует ремонтировать. Причины повышенного расхода масла и способы устранения: течь масла через уплотнительные прокладки и сальники. Обнаруживается путем осмотра двигателя и устраняется подтяжкой деталей крепления или заменой прокладок и сальников;
износ поршневых колец, поршней и цилиндров. Двигатель следует ремонтировать на станции технического обслуживания автомобилей;
поломка поршневых колец. Заменить кольца; закоксовывание поршневых колец в канавках поршней и прорезей в маслосъемных кольцах. Очистить нагар в канавках и прорезях. Это требует разборки двигателя. Рекомендуем проводить на СТОА; износ или повреждение маслоотражательных колпачков клапанов. Заменить колпачки.

Система смазки комбинированная. Наиболее нагруженные детали смазываются под давлением, а остальные — разбрызгиванием.

Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники и упорный фланец распределительного вала, оси коромысел.

Разбрызгиванием смазываются стенки гильз цилиндров, поршни с поршневым пальцем и кольцами, цепь привода распределительного вала, кулачки распределительного вала, регулировочные болты коромысел, стержни и направляющие втулки клапанов.

Давление масла в системе смазки прогретого двигателя при температуре масла 80 °С при 900 + 50 мин-1 — не менее 78,5 кПа (0,8 кгс/см2), при 140 мин— не менее 196 кПа (2,0 кгс/см*).

Масляный насос приводится в действие от коленчатого вала парой шестерен со спиральными зубьями. Масло засасывается через сетку маслоприемника и подается насосом по каналу в полнопоточный фильтр. Отфильтрованное масло попадает по каналам в главную масляную магистраль, проходящую вдоль блока цилиндров с правой стороны. Оттуда по пяти каналам, просверленным в перегородках блока цилиндров, подводится к коренным подшипникам коленчатого вала. Через отверстия во вкладышах масло попадает в кольцевые канавки, откуда часть масла расходуется на смазывание коренных подшипников, а другая часть подается по сверлениям в коленчатом вале к шатунным подшипникам. Выходя из шатунных подшипников через зазоры, масло разбрызгивается на цилиндры и поршни.

Для смазывания механизма газораспределения масло из главной магистрали по вертикальным каналам в блоке цилиндров и головке цилиндров попадает к задней шейке распределительного вала. Часть масла расходуется на смазывание шейки, а основное количество масла по кольцевой канавке в шейке и каналу проникает в канал правой оси коромысел клапанов. По радиальным сверлениям в оси смазка подводится к ступицам коромысел. К средней шейке распределительного вала масло проходит по каналу в опоре и по радиальным сверлениям в шейке вала попадает в канал внутри вала для смазки кулачков и пят коромысел. В левую ось коромысел масло подается через каналы и кольцевую проточку в передней шейке распределительного вала.

Рис. 3. Последовательность затяжки болтов крепления верхней крышки распределительных звездочек

Рис. 4. Схема системы смазки двигателя:

Трущиеся поверхности упорного фланца смазываются маслом, поступающим по каналу. Смазка деталей привода механизма газораспределения производится разбрызгиванием масла, которое вытекает из передних подшипников распределительного и коленчатого валов.

Масляный насос шестеренного типа односек-ционный. Корпусом насоса служит нижняя крышка распределительных звездочек, в которой выполнены рабочая камера насоса, гнездо для редукционного клапана с соответствующими каналами, канал, соединяющийся с трубкой маслоприемника, отверстие для запрессовки оси ведомой шестерни насоса, отверстие для ведущего валика насоса и нагнетательный канал, подающий масло в полнопоточный фильтр очистки масла.

Рис. 5. Масляный насос:
1 — болт крепления крышки; 2 — шайба пружинная; 3 — крышка насоса; 4 — прокладка; 5 — ведомая шестерня; б — ведущая шестерня; 7 — штифт; 8 — валик насоса; 9 — валик насоса в сборе; 10 — ось ведомой шестерни; 11 — плунжер редукционного клапана; 12 — пружина клапана; 13 — кольцо уплотнительное; 14 — пробка клапана; 15 — кронштейн крепления маслоприем-ника; 16 — болт; 17 — шайба; 18 — гайка; 19 — прокладка; 20 — маслоприемник; 21 — шайба; 22 — болт крепления маслоприемника

Ведущая шестерня насоса крепится на валике неподвижно с помощью штифта, на верхнем конце валика выполнены шлицы, которые входят в шлицы ступицы ведущей шестерни распределителя. Ведомая шестерня насоса свободно вращается на оси, запрессованной в нижнюю крышку распределительных звездочек. Насос закрывается крышкой (пластиной) через прокладку, крышка крепится пятью болтами.

Маслоприемник состоит из штампованного колпака с металлической сеткой, соединенного с трубкой, на конце которой приварен фланец. Фланец крепится к нижней плоскости крышки распределительных звездочек двумя болтами с шайбами. Кроме того, к трубке маслоприемника приварен кронштейн, с помощью которого и дополнительного кронштейна маслоприемник крепится к средней крышке коренного подшипника.

Редукционный клапан плунжерного типа. Давление в системе смазки обеспечивается пружиной. Клапан не регулируется и в случае неисправности заменяется новым.

Масляный фильтр неразборный, по своей конструкции и креплению аналогичен фильтру, применяемому на двигателе ВАЗ-2106-70. Фильтр крепится к литому кронштейну, который, в свою очередь, через прокладку крепится к блоку цилиндров тремя болтами с шайбами. В кронштейне устанавливается датчик давления масла.

Масляный картер может быть литой или штампованный; крепится к блоку цилиндров восемнадцатью винтами с шайбами и тремя винтами с гайками и шайбами. Для обеспечения плотного прилегания фланца картера и прокладки к нижней плоскости блока цилиндров затяжку винтов и гаек необходимо выполнять в определенной последовательности.

Рис. 6. Масляный фильтр:
1 — фильтр; 2—штуцер крепления фильтра; 3 — кронштейн фильтра; 4 — датчик аварийного давления масла; 5 — прокладка фильтра; 6 — шайба; 7 — болт крепления кронштейна к блоку

Рис. 7. Последовательность затяжки болтов и винтов крепления масляного картера

Заправка маслом двигателя производится через наливную горловину, расположенную на крышке головки цилиндров. Уровень масла контролируется указателем уровня масла, который находится с левой стороны двигателя. Для удаления отработавшего масла в масляном картере расположена сливная пробка.

Техническое обслуживание системы смазки, его объем и сроки выполнения указаны в разд. «Техническое обслуживание автомобиля».

Уход в эксплуатации за системой смазки, основные неисправности, причины их возникновения и способы устранения аналогичны двигателю ВАЗ-2106-70.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобили Москвич

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Система смазки автомобиля «Москвич»"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства