Система смазки комбинированная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, подшипники распределительного и балансирного валов, толкатели и валики коромысел; остальные детали — разбрызгиванием. Система смазки включает в себя масляный картер, приемник масляного насоса, масляный насос, центрифугу, масляный радиатор, систему подводящих и отводящих каналов, указатель уровня масла и маслозаливную горловину.
Масляный насос шестеренного типа смонтирован в крышке распределительных шестерен. Привод масляного насоса осуществляется от коленчатого вала парой винтовых шестерен с передаточным отношением 1:2.
От масляного насоса масло подается в переднюю опору и через передний коренной подшипник и полость вдоль переднего конца коленчатого вала — в центробежный маслоочиститель. Очищенное масло по внутренним полостям болта центробежного маслоочистителя и ко-енчатого вала поступает на смазку трущихся поверхностей и в масляный радиатор.
Маслоприемник состоит из колпака с сеткой и маслоподводящей трубки с кронштейном для крепления к картеру.
Центрифуга является фильтром тонкой очистки масла. До него масло очищается только сеткой приемника масла. Чугунный корпус установлен на носке коленчатого вала, фиксируется на шпонке и крепится вместе с маслоотражателем специальным болтом.
Крышка изготовлена из алюминиевого сплава. Одновременно она используется как шкив привода вентилятора. Крепится крышка к корпусу гайкой. Для уплотнения между корпусом и крышкой установлена резиновая тороидальная прокладка.
Для предотвращения неправильной установки меток ВМТ и МЗ, нанесенных на крышке, относительно корпуса, на корпусе установлен штифт, а в крышке соответственно выполнено гнездо. Установочные метки ВМТ и МЗ согласно рис. 20, а наносятся на двигатели МеМЗ-966В, а согласно рис. 2, б — на двигатели МеМЗ-966Г. В болт центрифуги ввернут храповик для проворачивания коленчатого вала вручную.
Масляный радиатор включен в систему смазки параллельно через калиброванное отверстие в жиклере и состоит из секций, омываемых воздушным потоком. Радиатор крепится на картере в развале цилиндров на трех шпильках через простав-ки и уплотняется торцами двух резиновых колец, надетых на трубки.
На двигателе МеМЗ-966Г установлен радиатор из восьми секций высотой 87 мм, а на двигателе МеМЗ-966В — из шести, высота его 65 мм.
Вместо шестисекционного радиатора на двигатель МеМЗ-966В можно установить восьмисекционный, укоротив козырек верхнего кожуха на 22 мм.
Контроль за работой системы смазки производится с помощью датчиков давления и температуры масла. Датчик аварийного давления масла ММ111Б мембранного типа срабатывает при падении давления в системе 0,4…0,8 кгс/см2. Сигнализатором давления является лампочка, установленная на щитке приборов. При включении зажигания лампочка аварийного давления загорается, после пуска двигателя гаснет. Горение лампочки на рабочих режимах указывает на неисправность датчика или двигателя. В этих случаях дальнейшая эксплуатация до обнаружения и ликвидации дефекта недопустима.
Рис. 1. Система смазки двигателя:
1 — маслоприемник с фильтром грубой очистки; 2 — маслоизмеритель; 3 — масляный картер; 4 — масляный насос; 5 — редукционный клапан масляного насоса; 6 – вертикальный канал от масляного насоса; 7 — полость центрифуги; 8 — крышка центрифуги; 9 — поперечный масляный канал подачи очищенного масла; 10 — датчик давления масла; 11 — вертикальный канал подвода масла к распределительному валу; 12 — маслозаливная горловина; 13 — вал балансирного механизма; 14 — распределительный вал; 15 — головка цилиндров; 16 — продольный канал подвода масла к толкателям; 17 — маслосливная трубка; 18 — валик коромысел; 19 — штуцер-жиклер подвода масла к радиатору: 20 — масляный радиатор; 21 — канал слива масла из радиатора; 22, 23 — продольный и поперечный каналы подвода очищенного масла к коренным подшипникам; 24 — каналы подвода масла к шатунным шейкам; 25 — канавки в коренных подшипниках
Рис. 2. Масляный насос в сборе:
1 — крышка в сборе; 2 — ось ведомой шестерни; 3 — ведомая шестерня; 4 — валик привода масляного насоса и прерывателя-распределителя; 5 — ведущая шестерня; 6 — сегментная шпонка; 7— прокладка крышки; 8 — крышка масляного насоса; 9 — шайба; 10 — болт; 11 — пробка редукционного клапана; 12 — прокладка пробки редукционного клапана; 13 — пружина; 14 — плунжер
Рис. 3. Установочные метки ВМТ и МЗ для двигателя МеМЗ-966В (а) и МеМЗ-966Г (б):
1 – крышка центрифуги; 2 — фланец маелозаливной трубы; 3 — крышка распределительных шестерен
Рис. 4. Масляный радиатор:
1 — крышка; 2 — секция радиатора; 3 — завихритель; 4 — гофры; 5 — проставка; 6 — ограничительная тарелка; 7 — уплотнительное кольцо; 8 — трубка
Рекомендуется периодически вывертывать датчик и проверять давление масла по контрольному манометру. Давление масла при частоте вращения коленчатого вала 3000 мин~ 1 и температуре масла +80 ° С должно быть не менее 1,6 кгс/см2, при 1000 мин“1 — не менее 0,5 кгс/см2.
Датчик температуры масла ТМ100А установлен в передней части поддона картера.
Указатель температуры масла размещен на щитке приборов и указывает температуру масла в картере двигателя. Рабочая температура масла 60…110 °С, максимально допустимая 120 °С. Уровень масла контролируется по маслоизмерителю.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Система смазки двигателя МеМЗ-966В"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы