Эта система предназначена для вентиляции кузова принудительным притоком свежего воздуха, а в холодное время для обогрева кузова и ветрового стекла теплым воздухом.
Жидкостной отопитель («Москвич» и ВАЗ) состоит из корпуса, радиатора пластинчатого типа с воздухоприемником, в верхней части которого помещена крышка люка, управляемая рукояткой на панели приборов, позволяющей регулировать количество воздуха, поступающего в салон через отопитель. Поступление горячей жидкости из системы охлаждения в радиатор отопителя регулируется краном, управляемым при помощи рукоятки, помещенной также на панели приборов. Для более интенсивного нагнетания воздуха в салон кузова в корпусе отопителя помещен осевой электрический вентилятор, имеющий две скорости вращения. При закрытом кране и открытой крышке люка воздух, не подогреваясь, поступает в салон под напором, создаваемым скоростью движения автомобиля или включенным вентилятором, что обеспечивает приточную вентиляцию кузова в теплое время года.
Рис. 1. Отопитель кузова:
1 — кран отбора горячей жидкости; 2 — клапан выпуска воздуха; 3 — шланг подвода горячей жидкости; 4 — крышка люка; 5 — трубка для слива дождевой воды; 6 — шланг для отвода жидкости; 7 — радиатор; 8—вентилятор
При открытом кране отопителя воздух будет поступать (нагнетаться) так же, но уже подогретый. При этом температура воздуха регулируется степенью открытия крана. Подогретый воздух может направляться как в салон кузова, так и на ветровое стекло в зависимости от положения заслонок («Москвич») или крышек дефлекторов (ВАЗ).
В целях ускорения нагрева воздуха в салЪне кузова отопитель может работать с закрытой циркуляцией воздуха (при закрытой крышке внешнего люка). Для этого открывается крышка внутреннего люка под панелью приборов, и воздух начинает отсасываться в теплообменник отопителя из салона кузова и подогретый возвращается вновь в салон. В летнее время отопитель отключается закрытием крана..
Бензино-воздушный отопитель (ЗАЗ) не связан с работой двигателя автомобиля и состоит из самостоятельной отопительной установки с воздухопроводами, подводящими свежий и отводящими нагретый воздух. Отопительная система служит для нагрева воздуха за счет сгорания бензина и подачи его в салон кузова. Она состоит из отопителя, системы питания, распределителя подачи нагретого воздуха, органов управления и контроля за отопительной установкой и системы электрооборудования.
Отопитель состоит из теплообменника — цилиндрической формы, который совместно с жаровой трубой образует камеру сгорания и камеру догорания. От камеры сгорания отводится трубка для слива скопившегося бензина при неисправностях электромагнитного клапана регулятора подачи топлива. На корпусе теплообменника укрепляется температурный переключатель устанавливается свеча накаливания со штуцером для присоединения бензопровода. В холодной части жаровой трубы размещается корпус нагнетателя воздуха с диффузором и электродвигателем вентилятора. К теплообменнику при помощи выпускного патрубка прикрепляется газоотвод, состоящий из двух частей. Нижняя часть газоотвода обеспечивает выпуск продуктов сгорания при помощи заслонки под пол автомобиля, а верхняя — забор свежего воздуха для горения топлива. Всасывающий патрубок отопителя при помощи резинового патрубка соединяется с каналом забора свежего воздуха.
Система питания состоит из электромагнитного бензонасоса, регулятора подачи бензина и фильтра-отстойника. Электромагнитный насос служит для подачи бензина из системы питания двигателя к регулятору через фильтр-отстойник. Он состоит из чугунного корпуса, внутри которого помещен электромагнит Снаружи корпуса установлен прерыватель, закрытый пластмассовой крышкой. Внутри электромагнита размещен якорь, один Конец которого соединен с системой прерывателя, а второй связан с диафрагмой, изготовленной из прорезиненной ткани. Диафрагма зажата между корпусом и головкой насоса. В головке насоса размещаются рабочая камера, впускной и выпускной клапаны, Работа насоса происходит следующим образом. При вытягивании кнопки переключателя отопителя, расположенной на панели приборов, во второе положение замыкается электрическая цепь, и ток от источника через контактный штырь поступает в обмотку электромагнита, далее по замкнутым контактам прерывателя, через переключатель возвращается к источнику тока. При этом электромагнит притягивает якорь, который, перемещаясь, сжимает пружину и выгибает диафрагму, от чего в рабочей камере под диафрагмой создается разрежение. Под действием разрежения открывается впускной клапан, и рабочая камера заполняется бензином. В конце прогиба диафрагма штоком якоря размыкаются контакты прерывателя, электрическая цепь прерывается, и под действием пружины якорь с диафрагмой и штоком перемещаются в исходное положение. При этом под диафрагмой создается избыточное давление, впускной клапан закрывается, а выпускной открывается, и бензин выталкивается по топливопроводу в фильтр-отстойник и далее в поплавковую камеру регулятора подачи.
Рис. 2. Отопитель:
1 — патрубок забора свежего воздуха; 2 — крыльчатка; 3 — регулятор расхода бензина; 4 — бензопровод подачи бензина в камеру сгорания; 5 — нагнетатель воздуха для горения; б — камера сгорания; 7 — камера догорания; 8 — электропровод; 9 — температурный переключатель; 10 — воздухораспределительная коробка; 11 — теплообменник; 12 — газоотвод; 13 — выпускной патрубок; 14 — патрубок забора воздуха на горение; 15 — патрубок, соединяющий впускной тракт газоотвода с всасывающим патрубком отопителя; 16 — трубка слива бензина из камеры сгорания; 17 — патрубок подачи воздуха на горение; 18 — кожух отопителя; 19 — электродвигатель вентилятора; 20 — нижняя заслонка; 21 — пружина заслонки; 22 — верхняя заслонка; 23 – соединительный патрубок; 24 — положение заслонки при заборе наружного воздуха); Б — положение заслонки при заборе воздуха из салона кузова
Рис. 3. Схема работы электромагнитного бензонасоса:
а — засасывание бензина; б — выталкивание бензина; 1 — обмотка искрогасящего сопротивления; 2 — проводник от подвижного контакта; 3 — контактный штырь; 4— неподвижный контакт; 5 — рычаг подвижного контакта; 6 — пружинное коромысло; 7 — приводной рычаг; 8 — шарнир приводного рычага; 9 — электромагнит; 10 — шток якоря; 11 — корпус насоса; 12 — пружина якоря; 13 — якорь; 14 — диафрагма; 15 — головка насоса; 16 — выпускной клапан; 17, 19 — штуцера; 18 — впускной клапан; 20 — кольцо
Когда диафрагма и шток с якорем достигнут исходного положения, контакты прерывателя смыкаются, снова по обмотке электромагнита пойдет ток, и процесс будет повторяться. Когда уровень бензина в поплавковой камере регулятора подачи достигнет нормальной величины и игольчатый клапан закроется, якорь останется неподвижным в притянутом положении, так как пружина, установленная над диафрагмой, не в состоянии переместить его и давлением бензина .открыть игольчатый клапан поплавковой камеры. При этом, контакты прерывателя будут находиться в разомкнутом положении. По мере расхода бензина игольчатый клапан поплавковой камеры открывается, и насос снова начинает подавать топливо.
Регулятор служит для подачи бензина через жиклер и питательную трубку в камеру сгорания. Он включает поплавковую камеру с поплавком и игольчатым клапаном и электромагнитный клапан, состоящий из электромагнита, пружины клапана, седла и клапана. Подача бензина из фильтра-отстойника в поплавковую камеру происходит через штуцер с фильтром и игольчатый клапан. В канале поплавковой камеры установлен топливный жиклер, сбоку корпуса — штуцер со шлангом для слива из поплавковой камеры излишков бензина в случае неплотного закрытия игольчатого клапана.
Рис. 4. Регулятор подачи бензина:
1 — крышка поплавковой камеры; 2 — поплавок; 3 — пружина игольчатого клапана} 4 — Игольчатый клапан; 5 — седло клапана; 6 — фильтр; 7 — пружина фильтра; 8 – гайка; 9 — штуцер; 10 — прокладки; 11 — электромагнит; 12 — пружина клапана; 13 — клапан; 14 — прокладка клапана; 15 —седло клапана; 16 — пробка жиклера; 17 — жиклер; 18 — поплавковая камера
Работа регулятора заключается в следующем. При вытягивании кнопки, переключателя отопителя во второе положение замыкается электрическая цепь электромагнитного клапана. Под действием электромагнита перемещается клапан, и бензин из поплавковой камеры через жиклер по трубке поступает на раскаленную спираль свечи. Расход бензина при работе отопителя составляет 0,35—0,40 л/ч.
Электрооборудование отопительной установки включает переключатель отопителя, контрольную лампу, контрольную спираль свечи накаливания, электромагнитный клапан, электродвигатель отопителя и температурный переключатель. Переключатель отопителя действует от кнопки, расположенной на панели приборов. При вытягивании кнопки в первое положение (пуск в работу) включается контрольная спираль, свеча накаливания и электродвигатель. При втором положении кнопки (подача топлива) дополнительно включается электромагнитный насос и электромагнитный клапан подачи топлива.
Контрольная лампа с зеленым светом на панели приборов сигнализирует об исправной работе отопителя. Контрольная спираль из нихромовой проволоки включена последовательно в цепь свечи накаливания как добавочное сопротивление и служит сигнализатором степени накаливания спирали свечи. Степень накала спирали свечи и контрольной спирали примерно одинакова.
Свеча накаливания установлена своей спиралью в камере сгорания и служит для воспламенения бензиновой смеси в период розжига отопителя.
Температурный переключатель служит для автоматического включения и выключения электродвигателя и свечи накаливания в зависимости от температуры в камере догорания. Он состоит из корпуса, конечного переключателя, перекидного «О» и двух неподвижных контактов с клеммами «ЯР» и «НЗ», трубки из нержавеющей стали, приваренной к корпусу, стержня из кварцевого стекла, установленного в трубке и прижатого штоком при помощи пружины, регулировочного винта. Действие температурного переключателя основано на переключении контактов конечного переключателя, за счет усилия, создаваемого перемещением кварцевого стержня в трубке. При нагревании горячими газами камеры сгорания отопителя трубка удлиняется на большую величину, нежели кварцевый стержень. Это вызывает опускание кварцевого стержня и штока 5 под действием пружины внутрь трубки. При этом за счет упругости пластинчатой пружины переключателя опускается якорь контактной системы, вследствие чего перекидной контакт «О» отходит от контакта клеммы «ЯР» (начало розжига) и замыкается с контактом «ЯЗ» (начало автоматического горения). В это время загорается контрольная ламра зеленого цвета на щитке приборов, гаснет контрольная спираль и выключается свеча накаливания. При остывании трубки После выключения отопления кварцевый стержень и щиток перемещаются в исходное положение, толкают якорь, который, воздействуя на перекидной контакт, переключает контакты на клемму «ЯР».
Рис. 5. Температурный переключатель:
1 — конечный переключатеь; 2 — регулировочный винт: 3, 4— контргайки; 5 — шток; 6 — гайка накидная; 7 — ниппель; 8—кварцевый стержень; 9 — трубка; 10— якорь контактной системы; 11 — пружина штока; 12 — корпус
Работа отопительной установки заключается в следующем. При вытягивании кнопки переключателя отопителя на щитке приборов в первое положение (независимо от положения ключа в замке зажигания) включаются электродвигатель нагнетателя воздуха, свеча накаливания и контрольная спираль. После нагревания контрольной спирали до светло-красного свечения кнопка переключателя вытягивается во второе положение, в результате чего начинают работать электромагнитный насос и регулятор подачи бензина. В это время бензин начнет подаваться на раскаленную спираль свечи, где, испаряясь, смешивается с воздухом, поступающим от нагнетателя, и воспламеняется, В результате горения бензина в камере повышается температура газов и через 40—60 с после начала горения температурный переключатель переключает контакты, контрольная спираль и свеча накаливания отключаются. При этом загорается контрольная зеленая лампа, указывающая на то, что розжиг закончился и началось автоматическое горение. Для выключения отопителя кнопка переключателя перемещается до отказа от себя, и подача бензина прекращается, однако горение некоторое время еще продолжается за счет сгорания бензина, ранее попавшего в камеру сгорания; продолжает также работать электродвигатель нагнетателя и горит контрольная зеленая лампа. При понижении температуры температурный переключатель переключает контакты в исходное положение, контрольная лампа гаснет, электродвигатель останавливается, отопитель перестает работать.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Система вентиляции и отопления автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы