Все мобильные машины имеют бортовые системы контроля, в той или иной форме представляющие оператору информацию о состоянии двигателя и других важных агрегатов и систем. В связи с повышением гидроэнерговооруженности машин, ростом числа контролируемых параметров и, следовательно, возрастанием психофизиологической нагрузки на оператора мобильные строительные и дорожные машины стали дополнительно оснащаться системами автоматического контроля отклонения параметров от нормальных режимов. Особенно необходимы такие системы при использовании машин на работах, требующих повышенного внимания к выполняемым технологическим операциям.
Для объективной оценки технического состояния отдельных узлов и агрегатов современных гидравлических одноковшовых экскаваторов требуется контролировать и отображать на пульте оператора до 10 различных параметров. При реализации бортовых контрольно-информационных систем на базе традиционных приборов-указателей автомобильного типа рост числа параметров неизбежно ведет к увеличению- психофизиологических нагрузок на оператора, вынужденного считывать и анализировать большой объем информации. Вследствие этого возрастает вероятность возникновения ошибок оператора, ведущих к поломкам и простоям машин. Освободив оператора от функций контроля, можно сосредоточить его внимание на управлении экскаватором, что повышает производительность и качество работ, уменьшает число поломок машин.
Для решения этой задачи в НПО «ВНИИстройдормаш» разработано электронное устройство отображения информации (УОИ) У4250.01. Оснащение одноковшовых экскаваторов устройствами У4250.01, серийное производство которых освоено в 1987 г. на Опытном заводе НПО «ВНИИстройдормаш», дает возможность осуществлять автоматический контроль за значениями рабочих (или предпусковых) параметров узлов и агрегатов машины, а также своевременно оповещать оператора посредством светозвуковой сигнализации о недопустимом их отклонении от нормы,
Применение УОИ на экскаваторах, кроме того, позволяет увеличить общее число контролируемых параметров без увеличения площади приборной панели, унифицировать приборные пульты и улучшить их эргономические показатели.
Устройство У4250.01 рассчитано на работу с имеющимися или дополнительно устанавливаемыми на экскаваторах аналоговыми или контактными датчиками температуры, давления, уровня и положения элементов управления. Устройство состоит из блока сигнализации и блока плат, связанных между собой жгутом проводов. Блок сигнализации содержит 10 световых табло с символами контролируемых параметров, звуковой сигнализатор с регулятором и кнопку ручного тестирования исправности ламп и основных узлов блока плат. Световое табло в зависимости от важности параметра может иметь красный или желтый светофильтр. При загорании светового табло с красным светофильтром шунтируется регулятор громкости, чем достигается максимальный уровень звучания звукового сигнализатора независимо от положения регулятора. Блок сигнализации имеет защитный пластмассовый чехол с крепежными отверстиями для автономной установки блока. При встраивании в приборный пульт чехол удаляют, а фиксацию блока сигнализации в пульте осуществляют посредством, установленных на блоке пружинных пластмассовых фиксаторов.
В корпусе блока плат размещены три печатные платы, соединенные с входным и выходным разъемами блока. Один разъем служит для подключения блока сигнализации, другой — для подачи входных сигналов с датчиков и подключения к бортовой сети.
Устройство имеет восемь компара-торных каналов, на входы которых могут быть поданы аналоговые сигналы, например с аналоговых датчиков, и шесть контактных каналов для обслуживания контактных датчиков. При срабатывании любого из каналов включается соответствующее сигнальное табло блока сигнализации и с выдержкой времени 0,3 … 0,5 с — звуковой сигнализатор. Для лучшей различимости звукового сигнала на фоне акустических шумов в кабине электронная схема формирует модулированный сигнал частотой около 700 … 1200 Гц с интервалами 0,2 … 0,4 с. По истечении 8 … 10 с звуковой сигнал прекращается, а сигнальное табло продолжает гореть. При поочередном срабатывании нескольких каналов каждое срабатывание сопровождается кратковременной подачей звукового сигнала, что обеспечивает привлечение внимания оператора к каждой ,из возникших неисправностей.
Срабатывание четырех компара-торных каналов происходит при увеличении, а четырех других — при снижении входного напряжения ниже порогового значения, которое выбирается из значений, лежащих в диапазоне 10…50% номинального напряжения бортовой сети (12 или 24 В). Выход каждого из первых четырех компара-торных каналов соединен по схеме «ИЛИ» с выходом одного из четырех контактных каналов. Этим достигается возможность использования одной сигнальной лампы блока сигнализации для обслуживания двух датчиков разного типа: аналогового и контактного. Для настройки или перенастройки компараторных каналов на требуемое пороговое значение служат подстроечные резисторы, размещенные на печатных платах.
Срабатывание контактного канала происходит при замыкании контакта датчика на корпус.
На рис. 1, а—« приведены типовые схемы подключения компараторных входов устройства при контроле максимальной температуры, минимального давления и уровня напряжения в бортовой сети экскаваторов. В последнем случае на входы компараторных каналов посредством внутренних перемычек в блоке плат подается опорное напряжение, формируемое на одной из плат. Погрешность показаний приборов-указателей при подключении к датчикам компараторных каналов устройства не превышает 0,1%. Из представленных схем видно, что наличие компараторных каналов позволяет обрабатывать сигналы как с аналоговых, так и с контактных датчиков различного типа.
Устройство позволяет реализовать защитно-блокировочные функции. Для этого к выходному разъему блока плат должны быть подключены исполнительные реле с рабочим током до 100 мА. В этом случае наряду со светозвуковой сигнализацией устройство может выдавать сигналы на включение электроуправляемых механизмов управления или защиты.
Устройство помехоустойчиво и имеет защиту от повреждения элементов при ошибочном подключении к источнику питания, при воздействии импульсных помех по входам и шинам питания до 120 В и при подаче полного напряжения на входы компараторных каналов (в случае обрыва в цепи реостатного датчика). При изменении рабочей температуры от —40 до +55 °С, воздействии вибрационных нагрузок в диапазоне частот 10 … 80 Гц с ускорением до 5g и ударных нагрузок с ускорением до 10g отклонение напряжения срабатывания компараторного канала от заданного порогового значения не превышает 0,06 В. Устройство реализовано на базе микросхем средней степени интеграции серий К561 и К1401.
Универсальность устройства, которая достигается наличием настраиваемых компараторных каналов, позволяет использовать его на одноковшовых экскаваторах различного исполнения.
Настройка компараторных каналов устройства производится на заводе-изготовителе по усредненным значениям напряжений на аналоговых датчиках при пороговом значении параметра. Вследствие технологических разбросов характеристик как датчиков, так и приборов-указателей при такой настройке можно обеспечить срабатывание сигнализации при достижении пороговых значений температуры и давления с точностью ±5 °С и ±0,06 МПа. При необходимости обеспечения минимального отклонения точки срабатывания от порогового значения следует производить настройку с использованием Датчиков и указателей, устанавливаемых на конкретной машине.
При ограниченной площади приборной панели применение устройства позволяет исключить один” или несколько приборов-указателей. В этом случае аналоговые датчики должны подключаться к плюсовой шине питания через добавочный резистор МЛТ-1 с сопротивлением 200 … 600 Ом. Точность срабатывания сигнализации при этом повышается примерно в 2 раза даже при настройке по усредненным характеристикам датчиков.
Устройства отображения информации (УОИ) выпускают в нескольких модификациях для экскаваторов ЭО-5122А (Б) и ЭО-5123, ЭО-3323 и ЭО-5116, а также для погрузчика ТО-18А.
Модификации устройства различаются расположением светофильтров блоков сигнализации и контролируемыми параметрами. В качестве примера на рис. 10.17 показано расположение светофильтров блоков сигнализации для экскаваторов ЭО-5122А (Б) и ЭО-5123.
По устойчивости к климатическим воздействиям УОИ соответствует исполнению УХ Л 3.1 по ГОСТ 15150—69. Степень защиты по ГОСТ 14254 —80
Рис. 1. Типовые схемы подключения входов компараторных каналов при контроле температуры t (а), давления р (б) и уровня напряжения и бортовой сети (в). Заштрихована зона срабатывания сигнализации
Ряс. 2. Расположение светофильтров блока сигнализации для экскаваторов ЭО-5122 А(Б) и ЭО-5123:
HL1 — давление масла двигателя; HL2 — температура охлаждающей жидкости; HL3 — напряжение бортовой сети максимальное; HL4 — температура рабочей жидкости гидросистемы; HL5 — давление масла в гидросистеме; HL6 — температура масла в двигателе; HL7 — уровень топлива в баке; HL8 — напряжение бортовой сети минимальное; HL9 — засоренность фильтров в гидросистеме; HL10 — уровень масла в гидросистеме
Завод-изготовитель выпускает УОИ, настроенными на заданные пороговые значения напряжений, соответствующие предельно допустимым значениям контролируемых параметров (температура, давление, напряжение бортовой сети и т. д.).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Системы контроля узлов и агрегатов экскаваторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы