Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Одноковшовые экскаваторы

Публикация:
   Смазка деталей и узлов экскаваторов

Читать далее:




Смазка деталей и узлов экскаваторов

Смазка деталей и узлов экскаваторов является наиболее ответственной операцией технического обслуживания. Назначение смазки — максимально улучшить условия работы трущихся поверхностей деталей. Трение вызывает разрушение поверхностей деталей, изменение их геометрической формы. В процессе трения выделяется тепло и детали нагреваются. Эти явления отрицательно сказываются на работе машин.

Совсем уничтожить трение нельзя, но его можно уменьшить путем смазки трущихся поверхностей деталей. При смазке поверхности деталей обволакиваются пленкой масла, и так называемое сухое трение (трение поверхностей деталей непосредственно друг о друга) заменяется жидкостным (трением между слоями масла). При больших удельных давлениях шеек вала на вкладыши смазка выдавливается из-под трущихся поверхностей и жидкостное трение превращается в полужидкостное. Существует еще так называемое полусухое трение, которое получается при частичной смазке трущихся поверхностей. В таких условиях работают, например, втулочно-роликовые цепи экскаваторов.

Таким образом, смазка механизмов в значительной степени предупреждает износ деталей и увеличивает срок их службы. Особенно большое значение имеет смазка деталей и узлов экскаваторов, так как они работают в тяжелых условиях: на открытом воздухе, в пыли и грязи. Частицы пыли, грязи и металла, попадая на поверхности трения деталей, увеличивают их износ.

Все это заставляет с самым серьезным вниманием отнестись к смазке экскаватора, как к важнейшему средству обеспечения его бесперебойной работы, повышения производительности, предупреждения аварий и т. п. Машинист и его помощник, работающие на экскаваторе, должны в совершенстве знать схемы и карты смазки обслуживаемого ими экскаватора и производить смазку в точном соответствии с ними, выполнять правила хранения смазочных материалов и заправочного инвентаря, следить за качеством смазочных материалов.

Соблюдение этих правил в совокупности с выполнением прочих операций технического ухода полностью обеспечит производительную и безаварийную работу экскаватора.

Для смазки экскаваторов применяются два вида смазочных материалов: жидкие смазочные масла и густые (консистентные) смазки, смазочные масла

Смазочные масла вырабатываются из мазутов. Они делятся на индустриальные, трансмиссионные, автотракторные, моторные, машинные, цилиндровые, компрессорные, трансформаторные и т. д. Для смазки экскаваторов и двигателей внутреннего сгорания применяются почти все перечисленные выше масла.

Качество масла определяется его вязкостью, температурами застывания и вспышки, химической стабильностью, кислотностью, содержанием механических примесей и воды, коксуемостью, зольностью и т. д. Величины всех этих параметров определяются соответствующими ГОСТами

Вязкость является основной характеристикой масла и зависит от величины внутреннего трения менаду его частицами. Различают условную, динамическую и кинематическую вязкости.

Условная вязкость масла выражает время в секундах, в течение которого 5 см3 масла вытекает через капиллярную трубку вискозиметра —специального прибора для определения вязкости. Измерение производится при температуре 50° и 100° и условная вязкость соответственно обозначается в градусах Энглера °£50 и °£]00. За единицу условной вязкости принята вязкость дистиллированной воды при 20,2°.

Динамической вязкостью называется сила сопротивления двух слоев масла площадью 1 см2 каждый, отстоящих друг от друга на 1 он,,при передвижении их со скоростью 1 см/сек. Единица абсолютной вязкости называется пуазом (п). В практике чаще применяется сантипуаз (сл), равный одной сотой части пуаза.

Кинематической вязкостью называется частное от деления динамической вязкости на удельный вес масла.

Недостаточно вязкое масло выжимается из зазора, и масляная пленка разрывается. При этом нарушается жидкостное трение, предупреждающее износ поверхностей. В то же время при очень высокой вязкости увеличиваются потери мощности на преодоление внутреннего трения масла. Поэтому в каждом отдельном случае выбирают масло с такой вязкостью, которая обеспечивает наилучшие условия жидкостного трения и не вызывает больших потерь мощности.

Для характеристики масла большое значение имеет зависимость вязкости от температуры; это особенно важно для двигателей и узлов, работающих при повышенных температурах. Зависимость вязкости от температуры выражают отношением вязкости при 50° к вязкости при 100°. Чем меньше это отношение, т. е. чем меньше изменяется вязкость с изменением температуры, тем лучше масло.

С увеличением давления вязкость масла увеличивается, а при чрезмерном давлении оно густеет, переходит в пластическое со-! стояние и теряет смазочные свойства. При большом удельном давлении масло выдавливается с трущихся поверхностей, что ухудшает условия трения, поэтому в данном случае применяют масла с повышенной вязкостью.

Температурой застывания масла называется температура, при которой масло в пробирке диаметром 15 мм, наклоненной под углом 45°, не меняет верхнего мениска в течение 1 мин. Она должна быть достаточно низкой, чтобы обеспечить работу трущегося соединения в зимнее время года. Застывание масел обусловлено присутствием в них парафинов, которые при охлаждении масла выделяются в виде мелких кристаллов, образуя кристаллическую решетку, препятствующую движению частиц масла. Для понижения температуры застывания в масло добавляют специальные присадки-депрессаторы (0,5—1,0% к общему весу масла), которые прекращают рост кристаллов парафина. При отсутствии специальных депрессаторов можно применять для этой цели трансформаторное масло.

Температура вспышки, при которой пары масла, смешанные с воздухом, вспыхивают от огня, характеризует фракционный состав масла. Чем выше температура вспышки, тем более узкую фракцию представляет данное масло. Низкая температура вспышки показывает, что данное масло получено смешением различных по вязкости масел. Температура вспышки разных сортов масла колеблется от 160 до 300°.

Химическая стабильность характеризует устойчивость масла против окисления. Для повышения химической стабильности к маслам добавляют различные присадки,

Кислотность масла характеризуется числом миллиграммов КОН (едкого калия), которое необходимо для нейтрализации 1 г масла Повышение кислотности связано с окислением кислородом воздуха части углеводородов, содержащихся в масле. В результате окисления углеводороды переходят сначала в простые, а затем и в с.лс»ные кислоты, продукты которых не растворяются в масле Если окгсление происходит при высоких температуре и давлении, то углеводороды превращаются в смолы, которые в свою очередь, окисляясь, образуют твердые углеродистые вещества.

На скорость окисления влияют температура масла, а также наличие воды, пыли и металлических частиц. Повышение температуры на 10° вдвое ускоряет процесс окисления. Металлические же частицы не только ускоряют окисление, но и сами вступают в реакции, образуя плохо растворимые мыла, которые закупоривают маслопроводы, нарушая работу системы. Для уменьшения скорости окисления необходимо ограничить площадь соприкосновения масла с воздухом. Поэтому при смазке разбрызгиванием, применяемой в картерах и редукторах, разрешается наливать столько масла, чтобы смазывающая шестерня погружалась в него не более чем на высоту зуба. Кислотность свежего масла не должна превышать 0,3 мг КОН на 1 г масла. Однако практически масло может работать при кислотности до 3 мг КОН на 1 г масла, не вызывая коррозии, но при полном отсутствии воды.

Коррозионные свойства масел характеризуются присутствием в них веществ, вызывающих коррозию металла: органических и минеральных кислот, щелочей и воды.

Коррозионные свойства масла определяют по степени коррозии металлических пластинок, погружаемых в масло при определенных условиях. Борьба с коррозией ведется путем добавления в масло антикоррозионных присадок, содержащих серу и некоторые другие вещества.

Механические примеси (песок, пыль, ржавчина и т. п.) в маслах не допускаются. Поэтому особенно важно при хранении, выдаче и транспортировке масла, а также при заправке механизмов тщательно следить за чистотой масла, смазочного инвентаря и емкостей. Очистка масла от механических примесей сложна и требует специального оборудования, в отличие от топлива, которое очищается путем отстоя.

Коксуемость характеризует способность масла давать нагар. Применение в двигателях масел с повышенной коксуемостью способствует образованию нагара, т. е. ухудшает их работу. Чистое масло обладает меньшей коксуемостью.

Зольность также характеризует степень очистки масла.

Цвет масла определяется с помощью колориметра и тоже характеризует степень очистки масла. Цвет оценивается толщиной слоя масла (в миллиметрах), имеющего ту же окраску, что и эталон. Чем толще слой, тем чище масло.

При выборе масла для смазки трущихся деталей необходимо учитывать их условия работы: удельное давление на поверхность трения, скорость вращения детали, состояние ее поверхности, температурный режим и т. д. Чем выше удельное давление на трущиеся поверхности, тем большую вязкость должно иметь смазочное масло. Недостаточно вязкое масло будет выжиматься с поверхности трения, и масляная пленка разорвется. Увеличение скорости вращения деталей приводит к увеличению сил жидкостного трения, для преодоления которых расходуются большие мощности. Поэтому чем больше скорость, тем меньше должна быть вязкость масла. Температура окружающей среды также влияет на выбор смазки: летом применяются более вязкие масла, а зимой— менее вязкие. При наличии в окружающей среде влаги следует применять влагоустойчивые смазки.

В процессе эксплуатации машин иногда приходится заменять смазку в соединениях на более вязкую, так как в результате износа трущихся деталей зазоры в соединениях увеличиваются и правильно выбранная ранее смазка в этих условиях будет выдавливаться.

Для смазки закрытых зубчатых передач рекомендуются автотракторные масла сернокислотной очистки АК-10 и АК-15 (автолы), а также зимние и летние автотракторные трансмиссионные масла (нигролы). Исследования, проведенные инж. А. К. Релш, показывают, что при смазке нигролами износ зубьев шестерен в редукторах экскаваторов на 20—25% меньше, чем при смазке автолом.

При работе зубчатых передач в закрытых ваннах всегда имеется некоторая потеря масла от испарения, просачивания через уплотнения и т. п.

Поэтому необходимо регулярно поддерживать уровень масла в ваннах с таким расчетом, чтобы нижний зуб разбрызгивающего колеса был погружен в масло до основания.

Открытые зубчатые передачи следует смазывать графитной мазью. Если графитной мази нет, ее можно заменить смесью из 90% солидола и 10% графита. Применять для смазки открытых зубчатых передач чистый солидол не рекомендуется, так как это приводит к увеличению износа зубьев. Смазку наносят на большее зубчатое колесо через каждые 3—4 зуба, заполняя пространство между зубьями на 2/3 его объема. Перед нанесением смазки нужно обязательно очищать шестерни от грязи и старой смазки. Для смазки закрытых червячных передач применяются нигролы, а открытые червячные передачи смазываются графитной мазью.

Подшипники качения и скольжения смазываются солидолами жировыми (УС-1 иУС-2) и синтетическими (УСс-1 и УСс-2). Подшипники качения следует заполнять смазкой на 2/3 объема корпуса.

Для смазки закрытых цепных передач следует применять летом масло АК-15 (автол 18), зимой —АК-Ю (автол 10). Уровень масла в ванне должен быть таким, чтобы оно только прикрывало пластины цепи. Открытые цепные передачи смазываются графитной мазью. Перед смазкой цепь следует очистить щеткой, промыть в керосине и высушить, после чего погрузить в разогретую смазку.

Смазка новых стальных канатов производится путем проваривания их в разогретой канатной мази. В процессе работы необходимо периодически очищать с поверхности каната старую смазку и грязь и наносить свежую смазку при помощи кисти или щетки. Канатную мазь допускается применять при температуре не ниже—5°. Зимой же рекомендуется применять смазку, состоящую из 55% мазута и 45% битума. Летом канатную мазь можно заменить смесью из 70% полугудрона и 30% битума. В табл. 29 приводится расход канатной мази для смазки канатов разного диаметра.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Одноковшовые экскаваторы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Смазка деталей и узлов экскаваторов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства