Своевременная и качественная смазка узлов электрокаров и автопогрузчиков обеспечивает их безотказную работу и долговечность.
Смазочные материалы применяются в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей.
Перед смазкой следует тщательно очистить масленки, крышки, пробки и т. п. от грязи во избежание ее попадания в механизмы.
Смазочные материалы, применяемые для смазки электрокаров и автопогрузчиков, делятся на минеральные масла и консистентные (густые) смазки.
‘ Масла при нормальной температуре (20 °С) представляют собою жидкости с различной степенью текучести и относятся к жидким смазкам.
Консистентные смазки при той же температуре находятся в полутвердом состоянии. Они изготовлены из минеральных масел, загущенных мылами или твердыми углеводородами — парафином, церезином, петролатумом.
В зависимости от состава мыла консистентные смазки разделяются па кальциевые, натриевые, смешанные кальциево-натриевые и др. Смазки, загущенные твердыми углеводородами, называются углеводородными.
Кальциевые консистентные смазки содержат в своем составе некоторое количество свободной и связанной воды и не растворяются.
При нагреве до 55—60 °С эти смазки разлагаются на масло и мыло, но после охлаждения не восстанавливают свои смазочные свойства.
Натриевые; смазки обладают более высокой температурой плавления, застывая после расплавления, они восстанавливают свойства и могут опять применяться. В воде эти смазки легко растворяются и образуют эмульсию, которая легко смывается с поверхности металла.
Кальциево-натриевые смазки применяют при повышенной температуре и небольшой влажности.
Консистентные смазки делятся на два класса. Класс I — универсальные смазки — включает три группы консистентных смазок, различающихся по температуре каплепадения:
1) низкоплавкие (с температурой каплепадения от 50 до 75 °С) — УН; иё
2) среднеплавкие (с температурой каплепадения от 75 до 120 °С) — УС;
3) тугоплавкие (с температурой каплепадения выше 120 °С) — УТ.
В низкоплавких смазках в качестве загустителя применяются твердые углеводороды.
Среднеплавкие и тугоплавкие смазки загущаются мылами и различаются по водостойкости и некоторым другим свойствам.
Кла^с II—специальные смазки — делится на пять групп: индустриальные, автотранспортные, самолетомоторные, ^морские и смазки различного назначения.
Консистентные смазки условно обозначаются начальными буквами слов, указывающих свойства смазок или их назначение: У — универсальная; И — индустриальная; В — водостойкая; М — морозостойкая; К — канатная; Н — низкоплавкая; С — сред-неплавкая; Т — тугоплавкая.
Масла и смазки в зависимости от сорта и марки отличаются Друг от друга своими физико-химическими свойствами, которые устанавливаются и гарантируются Государственными общесоюзными стандартами (ГОСТ). Важнейшие свойства масел и смазок приводятся ниже.
Основными характеристиками масел являются их вязкость и температура вспышки. Вязкостью называется внутреннее трение, возникающее между молекулами жидкости при относительном перемещении их под действием внешней силы. Различают вязкость динамическую, кинематическую и условную.
Динамическую и кинематическую вязкость определяют капиллярными вискозиметрами.
Условная вязкость по ГОСТ 6258—52 определяется отношением времени истечения из вискозиметра типа ВУ испытываемого масла в количестве 200 мл (см3) к времени истечения такого же количества дистиллированной воды при температуре 20 °С.
Условная вязкость выражается в градусах ВУ50 или ВУ100 , где индекс 50 или 100 обозначает температуру масла при испытании.
Вязкость масла изменяется в зависимости от температуры. При повышении температуры вязкость уменьшается, при понижении — увеличивается.
В стандартах вязкостно-температурная характеристика масла дается числовой величиной, получаемой от деления числовых значений кинематической вязкости при температурах 50 и 100 °С.
Температурой вспышки масла называют температуру, при которой пары масла, нагретого в установленных стандартом условиях, образуют с окружающим воздухом смесь, вспыхивающую при поднесении к ней пламени. Эта температура определяет способность масла к испарению и характеризует.его огнеопасность. Само масло при определении температуры вспышки еще не загорается.
Температура, при которой не только вспыхивают масляные пары, но загорается само масло и горит не менее 5 сек., называется температурой воспламенения масла. Температура застывания масла характеризует потерю его текучести при низкой температуре, когда масло после наклонения стандартной пробирки под углом 45° остается неподвижным в течение 1 мин. Наиболее высокую температуру застывания (+17 °С) имеет масло цилиндровое 38, а самую низкую (—60 °С) — масло приборное МВП.
Кислотное число выражает количество миллиграммов едкого калия, требующееся для нейтрализации 1 г масла, и характеризует содержание в маслах органических кислот, присутствие которых в количествах выше 0,35% может вызвать коррозию металла, соприкасающегося с таким маслом. В масле не должно быть воды, и масло считается безводным, если в нем воды меньше 0,025%.
Механические примеси, находящиеся в масле во взвешенном состоянии, вызывают повышенный износ машин и засорение маслопроводов. Стандартами допускается наличие механических примесей в масле в количестве, не превышающем 0,007%.
Консистентные смазки характеризуются температурой капле-падения, при которой происходит падение первой капли смазки, нагреваемой в определенных условиях в особом приборе.
Рис. 76. Пресс-масленки:
а — запрессованная; б — без переходного штуцера; в — с переходным штуцером.
Рис. 77. Шприцы для консистентной смазки.
Чем выше температура каплепадения смазки, тем выше и допустимая температура ее работы. Наиболее высокую температуру каплепадения (200 °С) имеет смазка НК-50. Пенетрация характеризует степень густоты смазки, ее плотность и определяется пенетрометром по глубине погружения в смазку стандартного конуса при температуре 25 °С в течение 5 сек. Чем мягче смазка, тем глубже в нее погружается конус. По числу пенетрации можно примерно судить о пригодности смазки для выбранного способа ее подачи через масленки и трубы.
Для кальциевых смазок обязательной составной частью является вода в количестве не выше 3%, для натриевых — не выше 0,5%, в предохранительных смазках воды не должно быть. Свободная вода, выделяющаяся в виде капель, не допускается. Подача смазочного материала к узлам электрокаров и автопогрузчиков производится заливкой масла из масленки, например, в картер дифференциала, или с помощью шприцев в пресс-масленки.
Пресс-масленки состоят из стального шарика и пружины, вставленных в корпус. Поступающая в масленку смазка отжимает шарик и проходит к смазываемому узлу. При прекращении подачи смазки пружина выталкивает шарик, и он закрывает отверстие в масленке.
Пресс-масленки могут быть запрессованы в корпус детали машины (рис. 76, а) или ввинчены (рис. 76, б и в). Консистентная смазка нагнетается в пресс-масленку ручным шприцем, наконечник которого своими планками (рис. 77) плотно охватывает шаровую или коническую головку масленки.
Шприцы выпускаются двух типов — с рабочим объемом 200 см3 с передачей усилия руки через рукоятку (рис. 77, а) и на 120 см3 с передачей усилия через корпус (рис. 77, б). Шприцы обеспечивают давление до 250 кГ/см2 и подачу не менее 0,35 г смазки за каждый полный ход плунжера. При нажатии на рукоятку или корпус трубка входит в нижнюю часть корпуса, а находящаяся в ней смазка плунжером выдавливается в масленку.
По окончании заправки пружина разжимается и возвращает трубку в исходное положение. Новая порция смазки поступает в полость трубки через отверстия при очередном нажатии на рукоятку или корпус шприца.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Смазка и смазочные материалы электрокаров"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы