Правильное применение смазочных материалов повышает эффективность и экономичность работы машин. Поэтому вопросам оптимального подбора для каждого конкретного случая вида смазочного материала, установлению научно обоснованных норм расхода и периодичности смазывания придают большое значение.
Смазывание предназначено для снижения потерь мощности, сокращения скорости изнашивания соприкасающихся деталей путем создания режима жидкостной смазки или при его отсутствии устойчивых граничных пленок, нейтрализации агрессивных веществ, уменьшения коэффициентов трения, что приводит к снижению нагрева поверхности трения. Помимо этого, смазывание устраняет заедания, защищает поверхности деталей от коррозии, повышает компрессию и создает определенную амортизацию при ударных нагрузках путем выдавливания смазочного материала из зазоров между деталями.
При выборе смазочного материала для конкретной сборочной единицы принимают во внимание следующие основные условия: в случае повышения удельного давления применяют масла с более высокими вязкостью и маслянистостью; при увеличении скорости скольжения — менее вязкие масла; во время повышения температуры рабочих поверхностей и окружающей среды — более вязкие масла; чем хуже обработаны поверхности деталей, тем более вязкое масло применяют. Кроме того, на выбор смазочных материалов оказывают влияние расположение сопряженных пар, степень динамичности действующих нагрузок, а также конструктивные особенности смазочных систем.
Выбирая смазочные материалы, учитывают также следующие преимущества и недостатки масел и пластичных смазочных материалов.
Смазочные масла обладают такими преимуществами: низким коэффициентом внутреннего трения, высокой стабильностью и чистотой, хорошей работоспособностью при высоких скоростях и температурах, способностью отводить образующуюся в результате трения теплоту, возможностями применения фильтров и сбора отработанного масла с целью его регенерации, простотой замены. Недостатки масел — пожароопасность, повышенный расход из-за утечек, необходимость применения сложных уплотнений и частых доливок.
Преимущества пластичных смазочных материалов —хорошая работоспособность при сложных и трудных режимах нагружения, экономичность, сохранение смазочного слоя, высокие герметизирующие свойства. К недостаткам этих материалов относятся возможность расслоения под воздействием высоких температур при длительной работе, худшие по сравнению с маслами стабильность и работоспособность при низких температурах, сложная конструкция систем подводки смазочных материалов.
Для регулярного выполнения смазочных работ по каждой машине завод-изготовитель составляет карту и таблицу смазывания. На схематическом чертеже машины, помещенном в карте смазки, должны быть обозначены цифрами все смазываемые точки, а в таблице смазывания приведена расшифровка карты согласно рекомендациям ГОСТ 2.601—68*, форма 8.
Рис. 64. Карта смазывания прицепного скрепера с гидроуправлением
При замене смазочных масел основное внимание обращают на их вязкость, степень очистки и температуру застывания. Вязкость и степень очистки должны быть не ниже, чем у заменяемого масла, а его температура застывания — не выше.
Пластичные смазочные материалы заменяют по значению пенетрации, температуре каплепадения и виду основы. Значение пенетрации заменяющего материала должно быть не выше, чем у заменяемого, а температура каплепадения — не ниже. Основа заменяющего материала должна обеспечить такие же показатели растворимости, как и у заменяемого. Ниже рассмотрено смазывание типовых сборочных единиц строительных машин.
Подшипники скольжения. В этих подшипниках можно получать жидкостную смазку. Если они работают в режиме полужидкостной смазки, то свойства масла на изнашивание особого влияния не оказывают. Это положение не распространяется на коррозионное изнашивание, которое возникает при содержании в масле продуктов, агрессивных к материалу подшипника.
Оптимальную вязкость масла в зависимости от диаметра цапфы и частоты вращения вала можно подбирать, пользуясь специальными графиками.
Для подшипников скольжения при температуре от 0 до 65 °С рекомендуется применять универсальные среднеплавкие смазочные материалы типа солидолов Ж и С. Во влажной среде при повышенной температуре необходимо использовать литиевые смазки типа Литол-24, при отрицательных температурах — смазку ЦИАТИМ-221.
Подшипники качения. В этих подшипниках при значительных нагрузках и высокой частоте вращения режим жидкостной смазки не наблюдается. Повышение долговечности подшипников качения достигается главным образом за счет увеличения окислительной стойкости и вязкости масла, а также применения про- тивоизносных и противозадирных присадок типа графита, дисульфидмолибдена и серы.
При набивке пластичного смазочного материала в подшипники валов, вращающихся с частотой до 1500”’, заполняют 2/з свободного объема подшипника, а при частоте свыше 1500 мин 1 — 1/3 объема.
Плоские поверхности скольжения. Для этих поверхностей масло подбирают в зависимости от удельного давления и скорости скольжения по специальным графикам.
Наиболее часто для смазывания плоских направляющих применяют индустриальные масла И-20А, И-ЗОА, И-40А и синтетический солидол С.
Зубчатые передачи. При шероховатости зубьев порядка 9-го класса и применении достаточно вязких масел может возникать режим жидкостной смазки в полюсной зоне и полужидкостной — в области вершин и оснований зубьев. Как чрезмерная, так и недостаточная вязкость масла приводят к ускорению изнашивания — первая в связи с перегревом и снижением фактической вязкости в зоне контакта, вторая вследствие недостаточной несущей способности масляных пленок. Вязкость масла влияет на образование задиров, которые представляют собой результат «температурных вспышек», возникающих преимущественно при ударах из-за кратковременных, но значительных перегрузок. Чем больше вязкость масла, тем выше допускаемая нагрузка задирания. Этот же эффект достигается путем использования противозадирных присадок. Аналогично влияние масла на выкрашивание. В связи с трудностями получения жидкостной смазки в червячных передачах с цилиндрическим червяком рекомендуется применять глобоидные червячные передачи всюду, где это возможно.
Зубчатые передачи закрытого типа (редукторы) смазывают маслами, характеристики которых подбирают по зубчатой паре, работающей с наибольшей нагрузкой и наименьшей частотой вращения.
Количество залитого в картер цилиндрической зубчатой передачи масла должно быть таким, чтобы большое зубчатое колесо было погружено на глубину 1/3 высоты зуба, а конической — на всю высоту зуба. Для открытых зубчатых передач применяют графитные смазки и синтетический солидол С.
На зубчатое колесо пластичный смазочный материал наносят лопатками равномерно по его окружности отдельными порциями через каждые 2…3 зуба.
Зубчатые муфты. Зубчатые муфты смазывают трансмиссионными маслами и цилиндровым.
Цепные передачи. Для смазывания цепных передач при температуре до 60 °С и большой влажности применяют пластичные смазочные материалы типа жирового солидола, при более высокой температуре и сухой атмосфере — Литол-24, в особо тяжелых условиях работы цепей — графитную смазку. Для этого цепи окунают в расплавленный смазочный материал. Цепные передачи смазывают также индустриальными маслами И-20А, И-ЗОА, И-50А и цилиндровым.
При повышении скорости цепи во избежание сбрасывания с нее масла центробежными силами применяют более вязкие масла.
Канаты и блоки. Канаты смазывают как с целью уменьшения трения проволочек, так и для того, чтобы не допустить попадания абразивных частичек между ними. Для этого используют канатную смазку Торсиол-55, осевые масла Л и 3, масло И-50А, а также смазочные материалы типа солидолов С и Ж. Тяжело нагруженные канаты рекомендуется смазывать графитной смазкой. В зимних условиях хорошие показатели дает смесь 55 % мазута с 45 % битума.
Предварительно канаты очищают, погружая их в емкость с нагретым смазочным материалом. Если снять канат трудно, на его поверхность наносят смазочные материалы вручную или с помощью приспособлений.
Оси блоков смазывают смазочными материалами типа пресс – солидолов С или Ж с помощью колпачковых масленок.
Двигатели внутреннего сгорания и компрессоры. Карбюраторные двигатели смазывают маслами вязкостью 5…6 сСт зимой и 10… 15 сСт летом. Дизельные двигатели смазывают маслами вязкостью 8 сСт зимой и 11 сСт летом.
Компрессоры низкого и среднего давления (0,7…5 МПа) смазывают компрессорным маслом К-12, а высокого давления (5…20 МПа) — К-19.
Подшипники качения электродвигателей. В нормальных условиях работы подшипники смазывают солидолом Ж или С, при повышенных температурах и тяжелых условиях — Литол-24 или смазкой ЦИАТИМ-201.
Ходовые винты. Винты, работающие в вертикальном положении, смазывают маслом И-50А, а в горизонтальном — И-20А.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Смазывание основных сборочных единиц средств механизации"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы