В грузоподъемных кранах в основном применяют смазочные материалы минерального происхождения, имеющие по сравнению с другими хорошие смазочные свойства, меньшую стоимость и недифицитные в народном хозяйстве.
Для нанесения смазочных материалов применяют три способа смазывания: индивидуальный, централизованный и автоматический. Централизованная система смазывания включает ручную нагнетающую станцию и трубопроводы, подающие смазочные материалы к точкам смазывания, и является наиболее прогрессивной. Однако на грузоподъемных кранах вследствие разобщенности и значительного удаления точек смазывания друг от друга, а также применения различных смазочных материалов осуществить централизованное смазывание деталей сборочных единиц оказывается очень сложно.
Поэтому на кранах получил распространение индивидуальный способ смазывания каждой точки при помощи специальных ручных устройств. Автоматические смазывающие системы также не получили распространения на кранах.
Детали крановых редукторов смазывают разбрызгиванием, т. е. зубчатое колесо (несколько колес), погруженное в масло, при вращении захватывает и разбрызгивает его, создавая масляный туман (см. рис. 48). Уровень масла в картерах редукторов следует контролировать ежесменно при выполнении ЕО по масломерной игле, установленной в картере. На стержне иглы нанесены две метки, соответствующие верхнему и нижнему уровню масла. Контроль уровня масла производят на холодном редукторе (перед началом работы), пока масло еще не вспенено. Для этого необходимо вынуть масло- мерную иглу из гнезда картера, протереть ее насухо чистой обтирочной ветошью, вставить иглу в гнездо и снова вынуть.
Рис. 109. Устройства для смазывания деталей крановых механизмов: а — рычажный шприц, б — ниппельная пресс-масленка, в — шариковая пресс- масленка, г—колпачковая масленка, д — лопатка (шпатель); 1 — поршень, 2 — обратный клапан, 3 — наконечник, 4 — плунжер, 5 — рычаг, 6—шток, 7 — корпус, 8 — шарик, 9 — пружина
След масла на стержне иглы покажет его уровень в картере редуктора. В случае снижения уровня масла до нижней метки необходимо проверить состояние уплотнений и герметичность картера редуктора, а затем долить масло до требуемого уровня (между метками). В случаях, когда указанный способ недостаточно эффективен, применяют принудительную подачу масла к точкам смазывания при помощи насоса.
На зубья открытых зубчатых передач пластичную смазку наносят отдельными порциями равномерно по окружности колеса через каждые 2…3 зуба при помощи лопаток (рис. 109, d). Аналогичным образом смазывают открытые поверхности деталей.
Перед смазыванием подшипники качения демонтируют, промывают для удаления старой смазки и продуктов износа. После чего закладывают свежую смазку при помощи лопатки (шпателя) и монтируют подшипник на валу сборочной единицы. Если в конструкции подшипникового узла предусмотрено смазывание под давлением, то вначале собирают узел и ставят его на место, а потом смазывают подшипник через пресс-масленку при помощи шприца (рис. 109, а, б, в) или посредством колпачковой масленки (рис. 109,г). Пластичную смазку в подшипники качения валов, вращающихся с частотой до 1500 мин-1, закладывают на 1/3 свободного объема подшипника, а при большей чистоте вращения — на 1/3 объема. В противном случае температура подшипника увеличивается, смазка теряет пластичность, вытекает и разлагается, т. е. загрязняет окружающую среду.
Отверстие пресс-маслянки закрывает шарик с пружиной (обратный клапан), препятствующий выходу смазочного материала под давлением из узла трения. В зависимости от типа масленки применяют соответствующие конструкции шприцев. При больших объемах смазочных работ (при проведении СО) вместо ручного привода шприцев применяют механический или пневматический (специальные установки для смазывания, солидолонагнетатели и пр.). Жидкие масла для смазывания зубчатых муфт, подшипников качения, шарнирных соединений и прочих подают каплями из масленок.
Стальные канаты на заводе-изготовителе смазывают в процессе свивки путем подачи смазочного материала в зону свивки прядей. Во время работы каната смазочный материал выдавливается, стирается, окисляется и на него налипают абразивные частицы, поэтому для повышения срока службы канатов их необходимо периодически очищать и смазывать. Указанные работы целесообразно совмещать с текущим ремонтом крана или перезапасовкой каната, когда его можно снять с крана, качественно освидетельствовать, очистить и заново смазать.
Для очистки стальных канатов рекомендуют применять: специальные проволочные щетки (рис. 110), перегретый пар, сжатый воздух (пескоструйные аппараты), горячую воду, бензин, газолин или бензол. Применение керосина или других неуказанных растворителей запрещено. После чистки канат осматривают с учетом норм браковки.
Рис. 110. Проволочная щетка: 1 — стяжные винты, 2 — корпус, 3 — щетка, 4 канат
Рис. 111. Устройства для смазывания стальных проволочных канатов: а — в ванне с подогревом, б— в воронке; 1—средний блок, 2 — ванна, 3 — канат, 4 — направляющие блоки, 5 — горелка, 6 — воронка, 7 — масленка; направление движения каната показано стрелками
Наиболее простой и эффективный способ смазывания канатов окунанием в ванну со смазочным материалом, подогретым до температуры +50…60° С (рис. 111, а). При невозможности реализации данного способа канат смазывают непосредственно на кране при помощи специальных приспособлений— воронок (рис. 111,6). Подаваемый из воронки жидкий смазочный материал увлекается движущимся канатом, проходит через сужение воронки, в котором уплотняется, сжимается и частично проникает между прядями. Пластичные смазки наносят при помощи лопаток или кисти. В целях предотвращения травматизма рук применять для нанесения и размазывания смазочного материала тряпки, ветошь или рукавицы категорически запрещено. Канаты в бухтах смазывают погружением в ванну с подогретым смазочным материалом на несколько часов. Одновременное применение для одного каната смазок разного состава запрещено.
Аналогичным образом (кроме применения воронок) смазывают приводные цепи.
Смазывание механизмов крана выполняет крановщик или дежурный слесарь во время приема-сдачи смены или внутри- сменных перерывов в работе.
При смазывании грузоподъемного крана необходимо выполнять следующие требования: удалять грязь с масленок, не допускать попадания в масло грязи или воды и наносить смазку только на очищенные поверхности деталей; при применении пластичных смазок следует убедиться, что они дошли до трущихся поверхностей (появление следов свежей, более светлой смазки из контрольного отверстия или на валу рядом с подшипником); при замене смазочного материала необходимо промыть смазываемые детали в керосине, а редукторы — жидким промывочным маслом (веретенным АУ, трансформаторным ТК по ГОСТ 982—80); масло перед применением следует профильтровать от примесей и заливать в корпус при помощи инвентарной воронки с сеткой-фильтром; смазочные материалы и РЖГ следует хранить в закрытой посуде отдельно по видам и сортам в специальном запираемом пожаробезопасном помещении, не допуская их загрязнения, так же следует хранить смазочные устройства; смазывать и обтирать движущиеся детали работающих механизмов крана категорически запрещено.
Хранить смазочные материалы, РЖГ или промасленные обтирочные концы в кабине управления (на настиле моста) крана запрещено. При вводе в эксплуатацию нового (после капитального ремонта) крана в первые 10…15 дн механизмы следует смазывать каждую смену. Первый раз масло заменяют после 20 ч работы крана, второй — через 120 ч и в дальнейшем в соответствии с картой смазывания, рекомендуемой заводом-изготовителем.
В соответствии с требованием ГОСТ 21046—86 отработавшие масла и РЖГ, сливаемые из картеров редукторов и корпусов электрогидротолкателей, собирают (не смешивая) для последующей переработки (регенерации). Сливать отработавшие нефтепродукты на землю или в канализационную сеть категорически запрещено.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Смазывание сборочных единиц крановых механизмов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы