Рабочий орган электропогрузчиков — вилка создает возможность для работы с самыми разнообразными грузами, при условии, что они установлены на подходящей подставке — поддоне, боксподдоне, контейнере или имеют конфигурацию, подходящую для захвата снизу. Обработка грузов, установленных на поддоны, пока развита слабо. Поэтому существует большое разнообразие видов, форм и размеров грузов, которые не могут быть установлены на поддоны. Для работы с такими грузами вилка становится непригодной из-за трудного их приема и опасности падения груза, который чаще всего в таких случаях нестабильно закреплен на вилках. Чтобы приспособить электропогрузчик для работы с грузами, неостановленными на поддоны, его снабжают специализированными рабочими органами — сменными рабочими приспособлениями.
Грузы в виде тюков — хлопок, сено, табак, шерсть, бумажные отходы. При обработке этих грузов их сжимают с двух сторон, так как не существует опасности разрушения материала из-за’повышенной силы сжатия.
Грузы в деревянных ящиках. При маневрах с этими грузами их сжимают с боков или подвешивают на крановый крюк тросами.
Грузы в бочках (деревянных и металлических). Чаще всего в бочках помещают продукты пищевой или химической промышленности. В этом случае обработка удобна потому, что не приходится применять специальные поддоны, причем бочки можно брать захватом сверху.
Грузы в виде рулонов чаще всего используют для бумажной и текстильной промышленности. Маневрируют ими, сжав грузы с боков. При обработке бумажные рулоны переворачивают из горизонтального в вертикальное положение. Если рулоны образуются наматыванием на гильзу, то обрабатывать их можно и посредством надевания на цилиндрический рабочий орган.
Грузы в виде свитков. При обработке этих грузов их подвешивают на крановый крюк или надевают на цилиндрический рабочий орган.
При обработке сыпучих материалов (соль, песок, уголь, гипс, опилки, зерно, снег и др.) их загребают ковшом.
На практике электропогрузчикам приходится обрабатывать многие виды самых разнообразных грузов: кирпич, строительные материалы, лесоматериалы, деревянные бревна, материал в бумажных мешках, стальные листы, металлические отходы, металлы в жидком состоянии, цементные трубы, отливки, машинные части и др.
Разнообразие грузов, не устанавливаемых на поддоны, и различные виды обработки .их являются предпосылкой для создания большой номенклатуры сменных приспособлений.
Сменные приспособления бывают рабочими и обеспечивающими.
Рабочие приспособления делятся на две подгруппы: простые — статические и механизированные — динамические.
Простые рабочие сменные приспособления (удлинитель вилки, штырь, вилка, рабочая платформа) служат для подвески на крюк крановой стрелы, а также клыка вилки.
Механизированные рабочие сменные приспособления имеют чаще всего гидравлический привод (используется гидравлическая система электропогрузчика). Этими приспособлениями можно производить сжатие груза с боков (параллельные захваты для тюков, коробок, рулонов, бочек, блоков, кирпичей), вращение груза, перемещение груза — боковое или продольное, загребание груза, высыпание груза, присасывание груза и другие операции.
Обеспечивающие сменные приспособления предназначены для стабилизирования груза прижатием его к вилке, обеспечения целостности груза предохранения водителя и машины от падающих предметов, предохранения электропогрузчика от перегрузки (указатель груза) я др.
Сменные приспособления (за исключением некоторых обеспечивающих) присоединены к электропогрузчику посредством прикрепления к плите грузоподъемной каретки или к вилке. Сменные приспособления соединяют, когда это необходимо, с гидравлической системой электропогрузчика. К присоединительной плите прикрепляют приспособления с помощью кронштейнов, которые соединены с верхним и нижним зубом плиты. Нижний кронштейн всегда подвижен. Кронштейны имеют фиксирующее устройство, расположенное в прорезях верхнего зуба. Оно определяет положение сменного приспособления на длине плиты каретки. Чаще всего фиксирующее устройство монтируется в верхнем кронштейне. Его конструкция подобна конструкции фиксирующего устройства клыка вилки, но действие его в этом случае не является столь эффективным из-за существующей возможности выпадания-конусного наконечника из прорези плиты грузоподъемной каретки под действием внешних сил.
Некоторые, сменные приспособления закрепляются к плите каретки болтами с обеих ее сторон — такое закрепление является вполне надежным.
Гидравлическое устройство сменного приспособления присоединяется к гидравлической системе электропогрузчика посредством присоединительного устройства. Связь гидравлического устройства приспособлений с присоединительным устройством осуществляется автоматическими присоединителями, предназначенными для обеспечения простого и быстрого присоединения и разъединения концов трубопроводов, причем при разъединении должна автоматически обеспечиться герметичность.
Автоматические присоединители представляют собой два нормально замкнутых клапана, обладающих хорошей герметичностью. Присоединители соединяют, навинчивая один на другой, а сферические затворы, прижимаясь, открывают путь рабочей жидкости,
Гибкие трубопроводы должны выдерживать рабочее давление до 156,5 • 102 кН/м2 (160 м/см2) и иметь сравнительно небольшой радиус изгиба. Для этой цели используют трубопроводы с меньшим внутренним диаметром (до 6 мм) по сравнению с трубопроводами гидравлической системы электропогрузчика и с 1 одинарной металлической
оплеткой. Гибкие трубопроводы обеспечивают питание сменного приспособления на протяжении всего хода подъема. При телескопическом движении грузоподъемного устройства гибкие трубопроводы перемещаются. Они подвешены к плите грузоподъемной каретки с помощью шарнирного .блока, предназначенного для направления наконечников трубопроводов по их длине с целью предотвращения изгибания последних.
Устройство для уборки трубопроводов ,не допускает провисания их, обеспечивая длину, соответствующую пути, пройденному грузоподъемной кареткой. Устройство представляет собой ролик, прикрепленный к балке цепных роликов, или возвратную пружину, прикрепленную к подвижной раме грузоподъемного устройства с транспортным свободным ходом. В устройствах с рабочим свободным ходом имеется система роликов, прикрепленных к профилям мачты. Недостатком устройства является то, что оно полностью зависит от конструкции и кинематики грузоподъемного устройства электропогрузчика и от высоты подъема.
Для грузоподъемных устройств с рабочим свободным ходом и для устройств с тройной телескопической мачтой самым удачным является устройство, у которого трубопроводы наматываются на барабан посредством пружины. Такое устройство не зависит ни от кинематики, ни от конструкции грузоподъемного устройства и работает в широком диапазоне ходов подъема. Несмотря на сравнительно сложную конструкцию барабана, устройство обладает тем преимуществом, что является исключительно универсальным. Барабан монтируется на неподвижной раме, ‘причем точное его расположение не имеет особого значения. При хороших барабанных присоединительных устройствах давление при наматывании трубопроводов на барабан не изменяется.
Гидравлический распределитель, служащий приводом сменного приспособления, включен в гидравлическую систему электропогрузчика и является ее составной частью. Вместе с распределителем (двойного действия, состоящим из одной или двух секций), предназначенным для питания сменного приспособления, часто монтируют регулятор давления и манометр. Существуют электропогрузчики, в гидравлической системе которых нет этих элементов. В этом случае они монтируются как часть составных элементов присоединительного устройства.
Основными факторами, определяющими возможность присоединения данного гидравлического сменного приспособления к определенному электропогрузчику, являются производительность гидравлического насоса и давление (рабочее и максимальное) гидравлической системы электропогрузчика. Масляный резервуар должен принять необходимую рабочую жидкость для работы сменного приспособления.
Важным является также и время, необходимое для присоединения сменного приспособления к электропогрузчику, что сказывается на сокращении простоя машины. Нужно учитывать также и то, что приспособление, монтаж которого очень длителен и сложен и практически не используется рабочими.
Для монтирования сменного приспособления удобно использовать специальную стойку, на которой приспособление стоит и тогда, когда не применяется.
Сменные приспособления, прикрепляемые к плите грузоподъемной каретки электропогрузчика, своим собственным весом влияют на его грузоподъемность. Они являются не только дополнительным грузом для подъема, но и создают дополнительный опрокидывающий момент. Поэтому нужно вносить коррекцию в полезную грузоподъемность электропогрузчика.
Параллельный захват — устройство, снабженное разными челюстями, — служит для обработки грузов, сжатых с боков. Тип захватов определяется видом груза.
Для приема объемистых грузов или грузов с разными размерами вместо челюстей можно использовать клыки вилки, которые сами прижимают подходящие грузы. Применяют также специальные челюсти, которые прикрепляются к клыкам, благодаря чему приспособление быстро подготавливается к работе с разноообраз-ными грузами.
Параллельный захват состоит из телескопического устройства с гидравлическим приводом челюстей. Телескопическое устройство состоит из четырех цилиндрических направляющих, соединенных в общий блок, и соответствующего числа цилиндрических ползунов.
Две пары ползунов двигаются в противоположных направлениях, осуществляя при этом открывание и закрывание челюстей захвата. Движение -совершается под действием двух гидравлических цилиндров двойного действия, создающих необходимое усилие сжатия.
Направляющие телескопического устройства изготавливаются из стальных бесшовных труб. Цилиндрическая форма ползунов, выработанных из плотного материала, обеспечивает минимальное сопротивление трению. Направление ползунов в направляющих осуществляется бронзовыми втулками, для смазывания которых используют консистентные смазки.
Для обработки грузов, требующих больших усилий сжатия, применяют пластмассовые втулки, которые не требуют смазки. Их применение является обязательным при обработке тюков с хлопком, товаров в индивидуальной упаковке и других материалов, для которых не допускается загрязнение смазкой. Движение ползунов при открывании и закрывании челюстей должно отвечать следующим двум условиям:
1) движение должно быть синхронным — одновременным, с одинаковой скоростью для обеих пар ползунов;
2) синхронизация должна нарушаться, когда одна из челюстей встречается с препятствием; это означает, что соответствующая пара ползунов останавливается из-за препятствия перед челюстью, а вторая пара продолжает свое движение. Второе условие необходимо для предотвращения боковых усилий, которые могли бы появиться в электропогрузчике при приеме груза, несимметрично расположенного относительно продольной оси машины.
Для предотвращения опасности появления боковых усилий в некоторых конструкциях принято несинхронное движение, т. е. сначала движется один ползун, а потом другой.
Применяют телескопические устройства с односторонним движением ползунов.
В этом случае приспособление имеет клыки и предназначено для смещения вилки в боковом направлении.
Применяют также телескопические устройства, имеющие ползуны, которые совершают встречное и одностороннее движения, не зависимые друг от друга. Такие устройства используют для маневрирования грузами посредством челюстей. В этом случае из-за больших усилий в направляющих втулках во время одностороннего движения челюстей их изготавливают из синтетического материала (нейлон).
Телескопическое устройство можно прикрепить к вращающемуся приспособлению или дополнить вращающимся механизмом. Челюсти, которыми снабжены телескопические устройства, обладают’ следующими особенностями. Челюсти для тюков плоские и укреплены продольными ребрами для более надежного захвата материала. Продольные ребра должны быть гладкими, чтобы тюки не рвались. Кроме тюков, с помощью захватов манипулируют материалами в мешках или в свободном состоянии (например, стружки). С такими челюстями манипулируют и ящиками.
Захват с челюстями для тюков может брать несколько тюков, уложенных в ряд или положенных один на другой.
Челюсти для рулонов имеют цилиндрическую или призматическую форму, а прижимающие поверхности покрыты резиной.
Применяют и двойные челюсти для рулонов. Прижимающая часть прикреплена шарнирно к несущей части челюсти для компенсации различий в размерах рулонов или их неточного расположения. Посредством таких челюстей можно манипулировать четырьмя рулонами. Желательно, чтобы захват челюстями для рулонов мог поворачиваться с Целью приема рулонов в вертикальном положении, причем транспортировать их нужно в горизонтальном положении. Таким образом, предотвращается опасность выпадания рулонов из челюстей во время транспортирования.
Челюсти для металлических бочек уже челюстей для рулонов. Конструкция челюстей для деревянных бочек подобна конструкции челюстей для рулонов. Эти челюсти имеют подходящую для приема бочкоообразных грузов форму.
Челюсти для коробок обеспечивают постоянную параллельность рабочих поверхностей. Усилие прижима распределяется по всей поверхности, размеры которой доходят до 1200X1300 мм.
Захват с челюстями для коробок оснащен предохранительной крышкой, покрывающей полностью телескопическое устройство, и предохранительной решеткой на высоте челюстей. Часто для манипулирования коробками применяют захват с вращательным движением для повышения надежности транспортировки (штабель коробок поворачивается так, чтобы челюстями обхватить груз сверху и снизу).
Челюсти для блоков позволяют принимать строительные блоки или им подобные предметы, различающиеся размерами в направлении прижима до 10 мм. Челюсти сжимают только нижний ряд груза.
Захват с челюстями для блоков снабжен решеткой и боковыми подпорами, предохраняющими обрабатываемый груз от разрушения.
Универсальные челюсти являются плоскими, а их прижимающие поверхности покрыты резиной.
Клыки вилки, предназначенные для монтирования к захвату, прикреплены болтами к несущим планкам ползунов телескопического устройства. На горизонтальной части клыков просверлены два или больше вертикальных отверстия, предназначенных для фиксирования специальных челюстей.
Из-за сравнительно небольшого веса некоторых материалов (например, тюков) часто размеры груза значительно выходят за пределы бокового габарита электропогрузчика, а также слишком ухудшается видимость водителя. В этом случае требуется особое внимание как со стороны водителя, так и со стороны окружающих.
Необходимо всегда учитывать максимальное усилие сжатия, воспринимаемое грузом. Его можно уменьшить регулированием давления ма^ла в гидравлическом устройстве захвата.
Челюсти должны сжимать груз на уровне его центра тяжести. Если груз прижат ниже центра тяжести, то он становится неустойчивым и существует опасность опрокидывания его вперед, а если груз прижат выше центра тяжести, уменьшается полезная высота подъема.
При эксплуатации электропогрузчиков применяют и ротационные приспособления, двигающиеся в направлении движения машины. Такие приспособления, называемые манипуляторами, предназначены для высыпания различных материалов перед электропогрузчиком в направлении его продольной оси (например, для высыпания содержимого металлических бочек или специальных контейнеров). Существуют также и специальные приспособления для высыпания содержимого литейных ковшей, работающих по такому же принципу. Разновидность этих приспособлений используется для высыпания содержимого плоских поддонов (с подходящим устройством для крепления поддона на вилке), переворачивания бумажных рулонов из .горизонтального в вертикальное положение и обратно, установки бетонных труб в горизонтальное положение, манипулирования автомобильными шинами тяжелого типа при приеме их в горизонтальном положении и отправлении на монтаж в вертикальном с возможностью бокового наклона в обе стороны на угол около 15°.
Приводом манипуляторов служат гидравлические силовые цилиндры, поворачивающие рабочий орган и удерживающие его в транспортйом положении. Рабочим органом могут быть челюсти захвата, вилка или присос. Обычно манипуляторами груз слишком выдвигается вперед, чем значительно уменьшается мощность электропогрузчиков — это особенно относится к приспособлениям, работающим с длинными грузами (бумажные рулоны, трубы или металлические бочки).
Ковш на практике неправильно называют ковшом для сыпучих материалов. С помощью ковша электропогрузчик приспосабливается для манипулирования сыпучими грузами. Применяют ковш для загребания, транспортирования и высыпания зерна, отходов, угля, фруктов, песка, снега и других материалов.
Ковш снабжен ножом для врезания в материал. Нож изготовлен из износостойкой стали. Ковш шарнирно подвешен на несущей раме и поворачивается вверх и вниз с помощью гидравлического цилиндра двойного действия. В зависимости от манипулируемого материала нож может быть плоским, заостренным в середине. Нож может иметь вид гребня или может быть заменен зубьями. Движение ковша вверх совершается с целью за-гребания или для установки в транспортном положении, а движение вниз служит для высыпания. Движения эти можно усилить наклонами грузоподъемного устройства электропогрузчика впереди назад. Ковш врезается в материал по инерции. Достигается это разгоном машины и выключением тягового электродвигателя несколько раньше момента врезания, чтобы предотвратить его перегрузку. Расстояние для разгона электропогрузчика следует выбирать правильно, так как удары при врезании являются вредными, особенно для аккумуляторной батареи.
Электропогрузчик, снабженный ковшом, должен работать с материалами, достаточно рыхлыми, неприлипающими и неслежавшимися, насыпанными на ровном месте.
Объем ковша выбирают в зависимости от веса материала. Один и тот же электропогрузчик в зависимости от материала может работать с несколькими ковшами разного объема.
Рассмотренный ковш имеет низкорасположенную ось вращения. Конструкция его довольно проста и обладает следующими особенностями: для заполнения объема ковша вначале нужно глубокое врезание в материал. При повороте вверх загребается сразу значительная масса материала, что требует сравнительно большого усилия гидравлического цилиндра. Для загребания без первоначального глубокого врезания, т. е. без ударов, применяют ковш с высоко расположенной осью вращения. В этом случае траектория ножа таКова, что заполнение материалом происходит только с помощью поворота ковша. Однако для высыпания содержимого дно ковша открывается. В некоторых случаях используют ковши, не обладающие самостоятельным вращением. Ковш поддерживают в определенном положении запирающим устройством, при освобождении которого он поворачивается вниз под действием собственного веса (вместе с весом материала) и высыпает содержимое. Устройство таких ковшей простое и не нуждается в присоединительном устройстве.
Грузоподъемное устройство для контейнеров с открывающимся дном представляет собой гидравлический механизм, пред- : назначенный для саморазгрузки специальных контейнеров. Контейнер служит для транспортирования и высыпания сыпучих материалов. Он представляет собой призматический сосуд, дно которого может открываться, поворачиваясь около шарниров. Контейнер дном лежит на четырех опорах. В верхней его части на четырех углах установлены гнезда для опор второго контейнера. Открывается он с помощью сменного грузоподъемного устройства, состоящего из двух цилиндрических направляющих, образующих общий блок, и движущихся телескопически в них двух цилиндрических ползунов, соединенных планкой. Планка оснащена принимающим крюком. Приводом для ползунов служит гидравлический цилиндр. Грузоподъемное устройство прикреплено к плите грузоподъемной каретки электропогрузчика между клыками вилки.
Обработка контейнером осуществляется следующим образом. Контейнер принимается вилками электропогрузчика так, чтобы принимающий крюк грузоподъемного устройства остался под проушиной, прикрепленной к задней стенке контейнера. При подъеме ползунов грузоподъемного устройства крюк захватывает проушину и поднимает контейнер. Передний край дна контейнера зацепляется с торцами клыков вилки. Одновременно с этим дно открывается, причем обе части — дно и контейнер — поворачиваются вокруг соединяющих их шарниров. Угол высыпания материала можно увеличить наклоном грузоподъемного устройства вперед.
Контейнер заполняется до установки его на электропогрузчике. Один и тот же электропогрузчик, оснащенный грузоподъемным устройством, может работать с несколькими контейнерами, заполненными предварительно. Контейнеры принимаются электропогрузчиком, транспортируются и высыпаются им, после чего пустые контейнеры группируются или возвращаются для заполнения.
Защитная решетка предохраняет грузоподъемное устройство и пространство за ним от падения составных частей груза — пакетов, коробок, тюков, ящиков и др.
Не следует считать, что защитная решетка в ее обычном исполнении может предохранить от падения крупных предметов.
Защитная решетка представляет собой сварную решетчатую рамку, которая охватывает с обеих сторон плиту грузоподъемной каретки, прикреплена к ней болтами и не мешает перемещению клыков вилки. Торец рамки выровнен с торцом клыков. При работе с защитной решеткой следует обращать внимание на высоту потолка, под которым приходится манипулировать грузами.
Защитная крыша предназначена для защиты водителя электропогрузчика от падающих предметов, отделяющихся от груза. Крыша представляет собой сварную трубную или профильную конструкцию. Кровельная часть может быть решеткой с рекомендуемыми размерами отверстий 150X75 мм. Крыша лежит на четырех опорах, прикрепленных болтами к бортам шасси машины. Задние опоры шарнирные, поэтому .при повороте крыши назад открывается пространство над батареей электропогрузчика. Передние опоры снабжены запирающим устройством. Существуют также крыши, подвешенные консольно к грузоподъемному устройству.
Крышу можно снабдить навесом для защиты от солнечных лучей и дождя и предохранительной сеткой для защиты от падения мелких предметов. Крышу прикрепляют к шасси электропогрузчика и предназначают ее для определенного типа машины.
Перед доставкой защитной крыши необходимо точно определить, в каких условиях она будет работать, т. е. в каких условиях крыша будет защитой водителя; вес и вид случайно падающих предметов; высоту, с которой могут упасть предметы, и минимальные размеры этих предметов.
Чтобы обеспечить нормальную высоту крыши над сиденьем водителя (от 950 до 1000 мм), часто приходится изготавливать крыши, выходящие за пределы строительной высоты электропогрузчика. Водитель должен это учитывать при прохождении через низкие коридоры. Обычно при обрабатывании железнодорожных вагонов невозможно установить крышу, достаточно удобную для водителя и проходящую в двери вагонов. Защитные крыши обязательны для электропогрузчиков с продольным и боковым выдвижением грузоподъемного устройства. В этом случае при манипулировании грузами, образующими высокие фигуры, существует опасность (при выдвижении грузоподъемного устройства вперед) падения верхних рядов фигуры на водителя. Так как электропогрузчики с боковым выдвижением грузоподъемного устройства работают с тяжелыми грузами (лесоматериал, стальные профили), которые из-за своей длины являются неустойчивыми, то применение достаточно прочных защитных крыш является обязательным.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Сменные приспособления для электропогрузчиков"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы