Основные факторы, определяющие выбор средств виутрипо-строечного транспорта: – род и свойства перемещаемых грузов (учитываются требования сохранности перемещаемого груза); – направление, длина и конфигурация пути перемещения груза;
способы хранения грузов в начальном и конечном пунктах, способы подачи их на транспортируемый механизм, место разгрузки в конечном пункте; – характеристика производственных процессов, сочетаемых с перемещением грузов; – условия работы: стесненность, допускаемая нагрузка иа перекрытия (пределы 8—25 кПа), открытые или закрытые помещения, грунтовые условия; – средства внутрипостроечного транспорта объединяют целую группу механизмов, куда входят: моторизованные средства малой механизации, применяемые в строительстве в основном для транспортировки грузов на строительной площадке; – подъемники, малогабаритные краны и лебедки, применяемые при вертикальной подаче материалов иа строящихся объектах; ручные тележки, применяемые в качестве поэтажного горизонтального транспорта материалов на строящихся объектах.
Требования, предъявляемые к моторизованным средствам: – возможность работы в тяжелых грунтовых условиях;
возможность обеспечения саморазгрузки и самопогрузки материалов; – универсальность применения, позволяющая работать с любыми материалами; – небольшой габарит, позволяющий работать в стесненных условиях.
Требования, предъявляемые к средствам вертикального транспорта: – удобство монтажа, демонтажа и транспортировки; – возможность подачи грузов в оконные проемы; – универсальность применения, т. е. возможность работать с любыми грузами.
Требования, предъявляемые к средствам поэтажного горизонтального транспорта: – небольшой габарит, позволяющий работать в стесненных условиях (например, легко передвигать через дверные проемы, свободно входить в кабины грузопассажирских лифтов); – небольшая масса (при полной загрузке давление на 1 м2 междуэтажного перекрытия не должна превышать 5 кН); – соотношение массы тележки к ее грузоподъемности 1 : 5 или 1 : 6; – конструкция тележек должна обеспечивать удобную разгрузку материалов с использованием смещения центра тяжести тележки.
Тележка с емкостью для раствора (рис. 78) предназначена для перевозки раствора в пределах этажа строящегося здания; она может быть использована и как стационарный ящик для раствора на рабочем месте штукатура или плиточника.
Рис. 78. Тележка с емкостью для раствора
1 — колесо; 2 — рама; 3 — съемная емкость
Тележка состоит из сварной рамы на колесах и сварного ящика. Для облегчения передвижения колеса тележки снабжены шарикоподшипниками.
Тележка комбинированная (рис. 79), предназначенная для перевозки штучных грузов в пределах строительного объекта, состоит из платформы в виде сварной рамы, покрытой рифленой сталью, и ходовой части на трех колесах с обрезиненными ободами.
С помощью рычажно-шарнирного устройства тележке можно придавать три рабочих положения в зависимости от характера перевозимых грузов. В положении «тачка» тележку перемещают на двух колесах за ручки платформы; в положении «платформа» — на трех колесах за рычаг; в положении «тележка с наклоном» — на трех колесах за ручки платформы.
Тележка «рикша» (рис. 80), предназначенная длт перевозки раствора, сыпучих и мелкокусковых материалов по перекрытиям строящихся зданий и по благоустроенным дорога : стройплощадки, состоит из кузова, двух обрезиненных колес с тормозом от мотоцикла Ml03, ручки и опор. Тележка для перевозки емкостей (рис. 81), предназначенная для перевозки емкостей (ведер, баков) с жидкими строительными материалами в пределах строительного объекта, состоит из рамы, сваренной из труб, и ходовой части. К раме приварены крюки для навешивания ведра и ручки для транспортирования тачки. Специальный фиксатор удерживает ведро от раскачивания при перевозках.
Рис. 81. Тележка для перевозки емкостей
1 — рама; 2 — ручка; 3 — фиксатор: 4 — колесо
Тележка для строительных материалов (табл. 87), предназначенная для перевозки кирпича, песка, раствора и других грузов на строительных площадках, состоит из таких основных частей: корпус, ступицы, колеса. Составными частями тележки являются каркас и лоток. Колеса тележки пневматические, унифицированные с аналогичными элементами колес мотоколяски СЗД. Разгружается тележка опрокидыванием на передние дуги каркаса.
Тележка с рамкой предназначена для перевозки штучных грузов (ящиков, небольших контейнеров, рубероида и др.) на строительных объектах и в складских помещениях. При необходимости тележка может эксплуатироваться С рамкой и без рамки. Основные части тележки: каркас, рамка и колеса, литые из алюминиевого сплава с обрезиненным бандажом.
Тележка с гидроподъемником предназначена для погрузочно-разгрузочных работ и перевозки штучных материалов в складских помещениях на базах малой механизации и иа открытых площадках с твердым покрытием.
Основные части тележки: каретка, гидроподъемные колеса, вильчатый захват. Рама представляет собой два пустотелых перемычных ригеля, сваренных между собой перемычкой. Пустотелые ригели служат баком для масла. На ригели устанавливают две направляющие колонки, по которым перемещается каретка. На нижней перемычке рамы — гидроподъемник, рычаг и рукоятка. Каретка представляет собой жесткую раму сварной конструкции, на которой закреплены вильчатые захваты. Каретка, имея возможность перемещаться в вертикальном положении, удерживается роликами в колонках. Гидроподъемник состоит из гидравлического плунжерного насоса в общей компоновке с гидроцилиндром и штоком. На штоке установлен блок для передачи усилия канату, закрепленному одним концом за каретку, а другим — за перемычку рамы. Насос включается нажатием на рычаг, обратный возврат плунжера происходит посредством пружины. Литые колеса выполнены из алюминиевого сплава с обрезиненным бандажом.
Подъемник для лесов предназначен для подъема н подачи на рабочие яруса лесов материалов при производстве ремонтных и отделочных работ. Подъемник состоит из каретки, рамы с блоками, бадьи. Каретка представляет собой сварную конструкцию с установленной на ней электрической и ручной лебедками.
Для перемещения на стройплощадке каретка имеет колесо и дышло. Подъем и опускание бадьи осуществляются при помощи электрической лебедки и каната, перекинутого через блоки, установленные на раме. В качестве направляющей балки служит натянутый канат, один конец которого закреплен на раме с блоками, а другой-—на барабане ручной лебедки. Для пневматического отключения электродвигателя лебедки в крайнем верхнем положении на каретке установлен концевой выключатель. Подвесной монтажный пост управления позволяет управлять лебедкой из безопасной зоны.
Подъемник канатный грузовой ПКГ-20О40 предназначен для подачи сыпучих материалов (гравия, песка) на крыши промышленных зданий. Основные части подъемника: верхний блок с приемным бункером, нижний блок с лебедкой, каретка с ковшом и нижний бункер. Подъемник устанавливают снаружи у стены зданий. Ковш загружается внизу из бункера разгружателя автоматически, затем каретка с ковшом передвигается по канатным направляющим и доходит до крайнего верхнего положения. Для подачи материала можно использовать автопогрузчик. Максимальная высота подъема материалов канатным подъемником 40 м, но при замене грузового каната высоту можно увеличить до 80 м в соответствии с канатоемкостью лебедки. Подъемник оборудован предохранительными устройствами.
Универсальная мототележка MP-1,10 (рис. 84, табл. 89) предназначена для перевозки различных сыпучих материалов (щебня, гравия, песка, земли), раствора, штучных грузов. Мототележка может быть укомплектована одним или Двумя рабочими органами: бульдозерным скребком шириной 1,8 м и съемным ковшом-лрна-той. Мототележка смонтирована на базе самоподъемного шассн Т-16М. Подъем и опрокидывание ковша осуществляется с помощью гидравлического механизма, состоящего из шестеренчатого насоса, установленного на корпусе силовой передачи, золотникового распределителя и выносного силового цилиндра.
Универсальная транспортировочная машина предназначена для перевозки материалов по крыше здания при устройстве мягкой кровли.
Машина представляет собой грузовой мотороллер с кузовом-самосвалом, который может быть заменен цистерной для перевозки горячей мастики или бункера для перевозки гравия (песка).
Под кузовом расположена защелка, фиксирующая его в горизонтальном положении.
Навесное оборудование к трактору Т-25 предназначено для механизации малых и рассредоточенных объемов погрузочно-разгрузочных, транспортных и земляных работ при строительстве и ремонте дорог и тротуаров, а также при выполнении работ по озеленению и благоустройству дворовых территорий.
Навесное оборудование состоит из саморазгружающегося ковша, отвала и вил. Ковш сварной конструкции, выполненный из листовой стали, навешивается на трактор сзади.
Подъем н опускание ковша осуществляются посредством гидроцилиндра, а опрокидывание и разгрузка — под действием силы тяжести груза при движении машины вперед или назад.
Ковш запирается автоматически с помощью специального механизма, который открывается только после опускания ковша на землю. Ковш используется для погрузки и перевозки по строительной площадке сыпучих и мелкокусковых материалов, а также штучных грузов, по массе и габариту, не превышающих параметры и грузоподъемность ковша.
Отвал, устанавливаемый в передней части трактора, применяется для зачистки и разравнивания свеженасыпанных, пылевидных и мелкокусковых материалов и грунтов до III категории включительно. Отвал сварной конструкции выполнен из листовой стали и оснащен сменным ножом. Подъем и опускание отвала осуществляются посредством переднего цилиндра.
Вилы используют для захвата, подъема, перевозки, разгрузки и укладки штучных грузов массой до 200 кг (например, для мелких дорожных плит, бордюрных камней, смотровых люков, водосточных решеток, небольших ящиков с раствором и др.).
Кран «в окно» ОК-120, предназначенный для подъема грузов и подачи их в оконный проем при отделочных работах, состоит из тельфера, передвигающегося по балке с ограничительными упорами, телескопических раскосов и струбцин, служащих для закрепления крана в оконном проеме.
Переносной кран ПТ-87 предназначен для подъема и подачи грузов в оконные проемы шириной 1145—1750 и высотой 1465—2060 мм.
Кран состоит из тельферной балки, которая закрепляется в оконном проеме четырьмя телескопическими раскосами и тремя струбцинами. На балке подвешена тележка с крюковой подвеской, снабженная однобарабанной лебедкой. Тележка имеет рукоятку для ручного передвижения ее по балке. Кран иа этажи поднимают вручную в разобранном виде.
Кран крышевой предназначен для вертикального транспортирования строительных материалов при устройстве кровли на строительстве промышленных и гражданских зданий. Кран представляет собой разборную рамную конструкцию с консольно выступающим монорельсом, по которому перемещается каретка с грузовой обоймой.
Крышевой кран состоит из двух стоек, монорельса, грузовой каретки, лебедки, противовеса и электрооборудования; устанавливается на крыше зданий.
Грузоподъемная установка с электроприводом УГ-I. Конструкция установки — разборная, поэтому ее можно вручную переносить с этажа на этаж. Основные части установки: рама, разбирающаяся на две стойки, двутавровая балка, лебедка с приводом и электропанелью, тележка с крюковой подвеской и рулеткой управления, бадья и противовесы. Управление подъемом осуществляется через переключатель УП 5511-С23.
Мелкоразборный стреловой кран КМРС-1 предназначен для обслуживания строительства зданий повышенной этажности. Кран можно устанавливать на крыше здания и принимать грузы через лифтовые шахты или по фасаду здания. Размеры крана позволяют устанавливать его также внутри здания при высоте этажа не менее 3 м. Масса сборочных единиц разобранного крана не превышает 90 кг, за исключением редуктора грузовой лебедки (160 кг) и поворотной рамы (122 кг). Основные части крана: ходовая рама и поворотная платформа, на которой расположены грузовая лебедка, механизм поворота крана, стрела и балласт. Кран оборудован приборами для безопасного ведения работ.
Строительный поворотный кран СПК-1000М используют при устройстве стволов шахт, а также при строительстве зданий повышенной этажности.
Рис. 90. Кран СПК-I000M
1 — стрела; 2 — поворотная платформа; 3 — ходовая тележка; 4 — канат; 5 — лебедка с электроприводом
Кран СПК-Ю00М—полноповоротный с электрическим приводом. Основные части крана: ходовая рама, поворотная платформа, на которой смонтированы механизмы подъема груза и поворота крана, стрела и балласт. Край смонтирован на четырехколесной тележке, два колеса которой оборудованы винтовым тормозом. Передвигают кран по настилу при помощи дополнительного тягового механизма или вручную. Управляют краном с выносного пульта.
Ходимыми для безопасного ведения работ. Перевозят кран в собранном виде.
Монтажная облегченная лебедка ЛМО-75-500 предназначена для вертикальной транспортировки частей лифтовых конструкций при монтаже их в шахтах; ее можно также использовать для других монтажных работ. Основные части монтажной лебедки: лебедка с электродвигателем, пульт управления и рама-салазки.
Механизм лебедки состоит из барабана с встроенным в него планетарным редуктором фланцевого электродвигателя н тормозных устройств. Для правильной укладки каната имеется прижимная рама. Рама снабжена с одной стороны роликами, при помощи которых лебедку можно перемещать в пределах объекта. Питание лебедки осуществляется от сети переменного тока напряжением 220/380 В. Управление работой лебедки дистанционное прн помощи переносной кнопочной станции. Монтажная лебедка оснащена крановыми обоймами грузоподъемностью 0,5 т (однониточный полиспаст) и 0,8 т (двухниточный полиспаст) и отводным блоком.
При производстве земляных работ средства малой механизации используются при разработке грунта в стесненных условиях, при зачистке дна траншей и котлованов, при обратной засыпке пазух, при уплотнении грунта, при производстве водоотливных работ. Промышленность не выпускает машин для механизации этих работ, поэтому строительные организации сами разработали целый ряд механизмов. В качестве базы используют серийно выпускаемые тракторы Т-25 и Т-40, которые оснащают различным навесным оборудованием.
Лебедка состоит из электродвигателя, редуктора и барабана со стальным канатом, установленных на сварной раме.
Рис. 92. Вибротрамбовка ПВТ-3 для уплотнения грунта
Подвешенная к стреле экскаватора или крана вибротрамбовка включается при установке ее на грунт “и отключается при ее подъеме, поэтому динамические нагрузки не передаются на базовую машину.
При подъеме трамбовки подвеска освобождает толкатель конечного выключателя, электрическая цепь размыкается и трамбовка перестает работать.
При опускании трамбовки на грунт и ослаблении грузового стропа подвеска возвращается в исходное положение, шток воздействует на толкатель конечного выключателя, автоматически включая электродвигатель.
Самоходная вибротрамбовка СВТ-ЗМП предназначена для уплотнения jpyHTa в стесненных условиях при устройстве грунтовых подсыпок под полы зданий, при обратной засыпке траншей; пазух, образовавшихся между откосами котлована и фундаментом при устройстве подготовок под здания, сооружения и т. п.
Самоходная вибротрамбовка ВТМ-2 предназначена для уплотнения обратных засыпок несвязных и связных грунтов в стесненных условиях: в траншеях, небольших площадках, пазухах, под строительными лесами, на подходах к основаниям и т. п. Эффективное уплотнение грунта происходит при толщине отсыпаемого слоя не более 50 см при влажности грунта 6—12%. Вибротрамбовка состоит из виброблока, поддона, кнопочной станции и шкафа управления.
Виброплита предназначена для уплотнения несвязных грунтов и гравийио-щебеночных материалов.
Виброплита состоит из рабочей площадки, на которой установлен двухвальный вибратор. Привод вибратора осуществляется кли-ноременной передачей от электродвигателя, установленного на под-моторной раме, соединенной с рабочей площадкой четырьмя пружинами. Оси дебалансных валов наклонены к горизонтали под углом 0,7°, что обеспечивает самоходность плиты в рабочем режиме.
Перемещают виброплиту в пределах объекта вручную на подкатной оси с двумя колесами.
Навесное оборудование на тракторе Т-25 предназначено для механизации земляных работ и откачивания воды из траншей. В качестве базовой машины используется трактор Т-25.
Впереди трактора навешивают отвал, сзади на площадке устанавливают насос с редуктором, который приводится в работу от вала отбора мощности трактора.
Насос ГНОМ 53-10 предназначен для откачивания воды с содержанием твердых механических примесей (песка, глины, вырубленной породы) до 10% массы с максимальным размером частиц до 8 мм при температуре откачиваемой воды до 35°С. Электронасос применяют для откачивания воды из траншей, котлованов, канав при строительстве энергетических, гидротехнических и других промышленных сооружений, а также при ликвидации аварий в системах водоснабжения. Насос состоит из встроенного электродвигателя, уплотнения, навесной ступени, рабочего колеса и корпуса.
Грязевой насос ГНОМ 40-18 предназначен для откачивания загрязненной воды с температурой 95°С и содержанием механических примесей до 10% массы с максимальным размером твердых включений до 6 мм. Может быть использован также для откачивания воды из подземных камер, горных выработок, подвалов и траншей при эксплуатации, а также при аварийных повреждениях трубопроводов теплосети, для различных водопонизитель-ных работ, для осушения строительных площадок, котлованов и т. д.
Основные части насоса: встроенный электродвигатель, уплотнение, насосная ступень, рабочее колесо. Все сборочные единицы расположены в общем корпусе, в нижней части которого имеется сетка для забора откачиваемой жидкости, в верхней — патрубок для подачи жидкости на поверхность.
Рис. 98. Грязевой насос ГНОМ 25-20
1 — пульт управления; 2 — патрубок; 3 — корпус; 4 — сетка для забора откачиваемой жидкости
Грязевой насос ГНОМ 25-20 (рис. 98) предназначен для откачивания загрязненной воды с содержанием механических примесей до 10% массы, плотностью до 1,25 г/см3 при температуре до 35°С из траншей, котлованов, канав при строительстве энергетических и гидротехнических сооружений, а также при ликвидации аварий в системах водоснабжения н теплосетях.
Состоит из корпуса цилиндрической формы, встроенного электродвигателя в герметичном исполнении, насосного механизма, напорного патрубка и питающего кабеля с автоматическим пускателем.
Применяется при откачивании загрязненной воды из канав, котлованов и зумпфов, а также рудничных и грунтовых вод из тоннелей, горных выработок и колодцев, при осушительных работах при сооружении подземной части здания, при снижении уровня подпочвенных вод.
Установка для откачивания воды применяется при откачивании чистой и загрязненной воды из котлованов и траншей при устройстве фундаментов, прокладке труб, бурении скважин, рытье шурфов, а также прн засыпке траншей, перемещении небольших объемов грунта и других земляных работ.
На привалочной площадке заднего моста трактора укреплен кронштейн, на котором смонтирован центробежный насос с редуктором. В передней части трактора на кронштейнах смонтирован отвал, который приводится в движение гидросистемой трактора с помощью рычагов.
Грязевой насос ГНОМ 10-10 предназначен для откачивания во ды при температуре до 35°С с водородным показателем в пределах 5-10 ед. рН плотностью до 1250 кг/м3 при содержании твердых механических примесей до 10% массы с максимальным размером.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Средства малой механизации для внутрипостроечного транспорта"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы