При перегрузке тяжеловесных, длинномерных грузов и лесоматериалов применяют козловые краны, автопогрузчики и различные типы стреловых кранов, оборудованных сменными грузозахватными устройствами.
Стреловые краны представляют собой грузоподъемные машины общепромышленного и специального назначения. Они могут быть стационарными и передвижными, полноповоротными и неполнопово-ротными, с постоянным и переменным вылетом стрелы.
По ходовому устройству их подразделяют на рельсовые и безрельсовые. К рельсовым относятся железнодорожные и портальные краны; к безрельсовым — автомобильные на пневмоколесном ходу, тракторные и гусеничные. Башенные краны могут быть на рельсовом и безрельсовом ходу. Поворотные стреловые краны состоят из двух основных частей: ходовой — нижней несущей рамы, к которой крепятся ходовые устройства, и поворотной, в которую входит платформа с крановыми механизмами, стрелой, мачтой (стойкой) и ее оснасткой.
Важнейшее требование ко всем стреловым кранам — устойчивость при заданной грузоподъемности. Чтобы повысить грузоподъемность передвижных кранов, некоторые из них оснащены выносными опорами (аутригерами).
Самоходный стреловой дизель-электрический кран КДЭ-161 на железнодорожном ходу предназначен для выполнения грузовых операций со штучными и сыпучими грузами и может быть использован на строительно-монтажных работах. Кран выпускается с 15-метровой стрелой и крюком. По особому заказу с ним поставляют дополнительно: вставку (5 м) для удлинения стрелы до 20 м, захват для леса или грейфер, грузовой электромагнит с соответствующим оборудованием. На кране установлен многомоторный дизель-электрический привод, что позволяет совмещать рабочие операции. Кинематическая схема его очень проста. В качестве источника энергии служит дизель-генераторная установка. Предусмотрена возможность работы крана с кабельным питанием от внешней сети переменного тока (380 В, 50 Гц).
Кран состоит из поворотной рамы, служащей основанием всех его механизмов и узлов (кроме механизмов передвижения). Она предстазлдуг собой сварную металлоконструкцию, на которой размещены силовая установка, рабочие механизмы, пульт управления, кузов, опоры стрелы и портала. Смонтирована поворотная рама с кузозом на четырехосной железнодорожной платформе, на которой установлен также механизм передвижения крана. Механизм подъема с двухбарабанной лебедкой позволяет использовать двухканаткыи грейфер. На кране установлены также механизмы изменения вылета стрелы и поворота на 360°. Следует помнить, что грузоподъемность стрелового передвижного крана зависит от вылета стрелы, типа сменного грузозахватного оборудования и дополнительных выносных опор. На станциях с небольшим объемом погрузки-выгрузки широко применяют стреловые передвижные краны на железнодорожном ходу (табл. 51). Их используют как дополнительные средства на опорных станциях. Конструкция этих кранов аналогична с автомобильными, описанными далее.
Основное достоинство автомобильных кранов — большая скорость передвижения, что позволяет перебрасывать их с одного производственного участка на другой.
Типы автомобильных кранов в зависимости от системы привода механизмов, расположенных на верхней платформе, следующие:
— на шасси грузовых автомобилей — привод механизмов от основного двигателя автомобиля через коробку отбора мощности;
— на шасси грузовых автомобилей, но с собственным двигателем на поворотной платформе;
— автоэлектрокраны на шасси автомобилей или специальных шасси автомобильного типа с генератором тока (связанным с основным двигателем автомобиля), от которого получают энергию электродвигатели крановых механизмов;
— автогидрокраны на автомобильном шасси с гидронасосом, приводимым основным двигателем автомобиля. Рабочая жидкость от насоса поступает к гидроцилиндрам или гидродвигателям для привода крановых механизмов.
Краны на шасси грузовых автомобилей с отбором мощности для привода крановых механизмов от двигателя автомобиля распространены наиболее широко. На железнодорожных станциях работают автокраны различных моделей (АК-75, ЛАЗ-690, КС-2561Г, КС-2561Д и др.). Они смонтированы на шасси автомобилей ЗИЛ-164, ЗИЛ-164А, ЛАЗ-200, ЗИЛ-130 и др. Автомобильные краны КС-2561Г и КС-25У1Д грузоподъемностью 6,3 т на шасси автомобиля ЗИЛ-130 предназначены для погрузки и выгрузки штучных грузов и монтажных работ. В них привод механизмов осуществляется через коробку отбора мощности. Высокие транспортные скорости, хорошая проходимость и сменное рабочее оборудование позволяют эффективно использовать эти краны на станциях железных дорог. Краны К-52, К-52М, К-104 и др. также установлены на шасси грузовых автомобилей, но с отдельным двигателем для привода крановых механизмов. Устойчивость крана при подъеме груза обеспечивают выносные опоры с гидродомкратами. В транспортном положении опоры повернуты на шарнирах вверх. Домкраты работают от шестеренчатого насоса с приводом от коробки отбора мощности. Опорная рама сварной конструкции прикреплена к шасси автомобиля хомутами. С ней жестко связан зубчатый венец, по которому обкатываются шестерни поворотного механизма. Поворотная платформа, на которой размещены крановый двигатель и механизмы, опирается на катки. Автоэлектрокраны имеют преимущества перед автомобильными, так как крановые механизмы приводятся в движение отдельными электродвигателями.
Пневмоколесные краны также получили большое распространение на погрузочно-разгрузочных работах. Основное их преимущество перед кранами на шасси грузовых автомобилей заключается в том, что в большинстве случаев они работают без выносных опор, так как имеют специальные шасси. Для увеличения проходимости и преодоления больших подъемов передние и задние оси шасси кранов делают приводными. Краном управляют из кабины, находящейся на поворотной платформе. Это улучшает обзорность при производстве погрузочно-разгрузочных операций. На поворотной платформе установлены двигатель и механизмы подъема, поворота и изменения вылета стрелы. По роду привода эти краны разделяют на дизельные, дизель-электрические и дизель-гидравлические.
При перегрузке тяжеловесных, длинномерных грузов и пиломатериалов в речных и морских портах с одного вида транспорта на другой (с железнодорожного на водный и наоборот) применяют стреловые портальные, полупортальные и башенные краны. Они позволяют значительно увеличить высоту подъема груза (до 70 м) и зону обслуживания краном. Портальный кран имеет самоходный П-образ-ный портал, перемещающийся по уширенному рельсовому пути. Под портал вводят один или два железнодорожных рельсовых пути. Полупортальный кран отличается тем, что один из подкрано* вых рельсов располагают на стене или эстакаде. У башенных крано на портале размещают колонну, увеличивающую высоту подъема
Для нижних складов лесозаготовительных комплексов и на больших лесоперевалочных базах применяют кабельные краны. Они представляют собою разновидность подвесных канатных дорог. Между двумя башнями закрепляют несущий канат, по которому перемещается грузовая тележка с помощью тягового каната. Башни могут быть стационарными и передвижными. Передвижение башен осуществляют по рельсовому пути. Движение башни может быть прямолинейным и по дуге окружности.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Средства механизации при перегрузке"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы