Сточные воды указанной категории составляют 80—85% от объема производственных сточных вод АТП и существенную долю расхода воды на АРП. Основными загрязнениями данных сточных вод являются взвешенные вещества и нефтепродукты. Концентрация взвешенных веществ в них зависит от большого числа факторов: типа автомобиля, его размера, характера дорожного покрытия, сезонных условий, состава грунтов в районе эксплуатации, периодичности мойки подвижного состава и типа применяемой мойки. Основной особенностью содержащихся в стоке нефтепродуктов является их слабая эмульгированность и адсорбция на высококонцентрированную взвесь, что существенно осложняет использование осадка из отстойников без его дополнительной обработки и утилизацию всплывших нефтепродуктов. Согласно ОНТП-01-86/Минавтотранс РСФСР средняя концентрация загрязнений в стоке дана в зависимости от категории автомобилей.
Гранулометрический состав взвешенных веществ, содержащихся в стоке от мойки грузовых автомобилей и автобусов, принят следующий:
Для стока от мойки легковых автомобилей может быть принят следующий гранулометрический состав взвеси: 12% составляют частицы размером 300—25UU мкм; 75%— размером 300—100 мкм; 13%—размером менее 100 мкм.
В сточных водах от мойки автомобилей, работающих на этилированном бензине, возможно попадание в сток высокотоксичного вещества — тетраэтилсвин-ца (ТЭС). Содержание ТЭС, по данным исследований, в стоке составляет 0,002—0,01 мг/л, однако при мойке двигателей оно может достичь 2,46 мг/л. При этом осадок и нефтепродукты, задерживаемые на очистных сооружениях, обладают высокой токсичностью. После реагентной очистки моечных вод последние практически не содержат ТЭС и могут быть включены в систему оборотного водоснабжения.
Применение при туалетной мойке автомобилей CMC ведет к эмульгированию нефтепродуктов и требует иного способа их очистки, так как отстой, коагуляция и фильтрация не обеспечивают надлежащей эффективности.
Моечные воды автотранспортных и авторемонтных предприятий являются частью общей массы нефт;есодержащих сточных вод, состав которых отличается большой сложностью, разнообразием и зависит от вида, назначения и технологии производства и характеристики используемых компонентов. По дисперсионному составу нефтепродукты в сточных водах АТП и АРГ1 могут быть в свободном, эмульгированном и растворенном состоянии. Наличие эмульгированных нефтепродуктов характеризуется попаданием в сток эмульсий и CMC при мойке автомашин, деталей и узлов. Эмульгирование нефтепродуктов происходит также при механическом воздействии на сток, например, при многократной перекачке.
Масляные эмульсии, попадающие в сток, представляют собой коллоидные растворы, которые состоят из капелек минерального масла, окруженных ионами эмульгатора (органической кислотой) и ориентированных углеводородными радикалами в сторону масла, а карбоксильными группами в сторону дисперсионной среды. Очистка маслоэмульсион-ных стоков является серьезной задачей народного хозяйства.
Количество нефтесодержащих сточных вод, образующихся на АТП, колеблется от 50 до 1000 м3/сут. Объем сточных вод АРП относительно невелик, но отличается большой загрязненностью, трудностью обработки и высоким содержанием вредных веществ, получаемых при очистке ремонтного фонда. Необходимость повышения качества ремонта, культуры производства и уменьшения количества требуемой воды на мойке агрегатов и узлов (участок разборки автомобилей) обусловила применение CMC: «Темп-ЮО» «Лабомид-101», «Лабомид-203», МС-6, МС-8, МС-15, МЛ-51 и др. Использование CMC для очистки и мойки ремонтного фонда приводит к образованию иредных по составу сточных вод, содержащих эмульсии и суспензии с высокой степенью дисперсности и содержанием ПАВ. Отработанные растворы моющих средств содержат: нефтепродуктов до 5 г/л, синтетических поверхностно-активных веществ (СПАВ) до 0,1 г/л и неорганических щелочных электролитов до 20 г/л. Концентрация вредных примесей в отработанных растворах в 40—80 тыс. раз превышает допустимые нормы.
Для отвода сточных вод на территории АРП предусмотрено несколько систем канализации: производственная, бытовая и дождевая. Производственная канализация в большинстве случаев принимает несколько стоков различного назначения. Очистка производственного стока осуществляется на нескольких типах очистных сооружений. Например, в отдельную группу выделяются сточные воды от мцечного оборудования, загрязненные щелочами и СПАВ, в другую — стоки окрасочных отделений и гидрофильтров.
Экологическая опасность при сбросе неочищенных стоков АРП в водоем состоит в том, что эмульгированные нефтепродукты и СПАВ вызывают отмирание первичных пищевых цепей водоемов, гибель водорослей и замедление процессов самоочищения водоемов, приводят к массовой гибели живых организмов. Значительное количество загрязнений поступает в водоем с дождевым стоком, образованным на территории АТП и АРП, который содержит до 0,1 г/л нефтепродуктов и 1,5 г/л взвешенных веществ.
Наибольшее количество стоков с высокой концентрацией загрязнений на АРП поступает от участков наружной мойки автомобилей и разборочно-моеч-ного участка. Эти стоки характерны только для АРП и существенно отличаются от подобных стоков промышленных предприятий.
Высококачественная разборка и дефектоскопия узлов и деталей кабин невозможна без тщательной их очистки и последующей мойки в моечных машинах или ваннах.
Разборочно-моечный участок АРП обычно состоит из нескольких (5—10) моечных постов для мойки кабин, оперения и отдельных узлов и деталей. Почти все установки разборочно-моечного участка имеют оборотную систему подачи моющих растворов, в качестве которых используется вода (60—100 °С) с добавлением едкого натра или моющих средств «Лабомид-101», «Лабомид-203», МЛ-52, «Темп-100». После мойки в горячем растворе узлы и агрегаты промываются горячей водой (80—100 °С). Детали, прошедшие очистку растворами «Лабомид-101» и «Лабомид-203», не требуют ополаскивания. После многократного использования моющие растворы и промывочные воды содержат взвешенные вещества и нефтепродукты в эмульгированном состоянии.
Количество стоков составляет: непрерывных— 30—100 м3/сут, периодических—20—30 м3/смену. К непрерывным относятся стоки от промывки аккумуляторов и деталей после смены моющего состава, к периодическим — единовременный сброс от ванн, установок, а также воды от промывки этих ванн. Периодический сброс производят в основном в ночную смену. Такая технология требует увеличения очистных сооружений, поэтому периодический спуск стока осуществляют строго по графику, что и закладывается в проектах Гипроавтотранса РСФСР.
Анализ сточных вод показывает, что по степени загрязненности, определяемой величиной ХПК, и содержанию экстрагируемых веществ все моечные и промывочные воды разборочно-моечного участка условно можно разделить на две группы. В первую группу могут быть отнесены все промывочные воды, содержащие в основном растворенные вещества минерального происхождения, а также стоки от мойки кузовов и шасси. Содержание экстрагируемых веществ в этих стоках не превышает 0,2—1,1 г/л, а ХПК 1,0—2,4 г/л. Ко второй группе можно причислить все остальные моечные стоки и периодц. ческие, поступающие от технологических установок при смене составов.
Отработанные растворы типа «Лабомид», поступающие от моечных машин и другого технологического оборудования, содержат в среднем: 5 г/л нефтепродуктов, 20 г/л щелочных электролитов 0,1 г/л ПАВ.
Помимо разборочно-моечного участка и участка разборки двигателей и гидромеханических передач на некоторых заводах в отдельный участок выделяются почти все другие технологические процессы, для которых характерна следующая средняя концентрация загрязнений в стоках (г/л):
Стоки от мойки полов содержат 60 мг/л взве-шениых веществ и 20 мг/л нефтепродуктов.
В 1983 г. Гипроавтотрансом РСФСР выпущен альбом паспортов водоотведения и водопотребления АТП и АРП, в котором указывается расход воды, характеристика стоков и программа технологического процесса предприятия.
Источником нефтесодержащих стоков служат тепловые участки предприятий автомобильного транспорта.
Кроме того, топливные баки автомобилей до и после ремонта подвергаются проверке на герметичность в ваннах с водой под давлением 0,5— 0,6 кгс/см2. Расход воды при этом составляет 0,6—0,2 м3/сут, в стоках имеются следы нефтепродуктов (масла, бензина). Установка для очистки радиаторов от накипи имеет расход 0,33 м3/ч и периодичность спуска 2 раза в месяц. В стоке содержится до 100 г/л ортофосфорной кислоты, 200 мг/л взвешенных веществ.
На АРП имеются системы оборотного водоснабжения: охлаждения компрессоров, холодильных установок, испытательной станции, гальванических участков, участков точечной сварки, нагревательных печей, выпрямителей тока и т. п. На крупных заводах эти системы объединены в одну систему с общезаводскими градирнями. Наряду с оборотными системами охлаждения на АРП существуют системы по повторному использованию моющих растворов. Моечно-очистное оборудование имеет оборотные системы для мойки и ополаскивания агрегатов, узлов и деталей. Периодически в этом оборудовании производится смена отработанного раствора.
Согласно данным ГосНИТИ установлено, что сильное механическое возмущение моющего раствора (перекачка в оборотной системе) и длительный контакт загрязнений с раствором обусловливает стабилизацию эмульсий, что в свою очередь влияет на снижение воздействия моющего раствора и увеличивает затраты тепловой энергии на 20—45% (на подогрев обрабатываемой жидкости). Чем дальше не выводится из раствора загрязнение, тем больше накапливается нефтяных мыл и тем стабильнее становится эмульсия. Поэтому для продления срока службы раствора и повышения качества мойки поверхностей необходимо применять технологическую очистку моющего раствора в процессе его использования.
Саратовским институтом Гипропромсельстрой разработан ряд типовых проектов растворных узлов ЦРП: ТП 816-9-50.87 на 25 м5 раствора для АРП с программой до 10 тыс. капитальных ремонтов в год; ТП 816-9-49.87 на 50 м3 раствора для АРП с программой от 15 тыс. ремонтов двигателей. Очистка раствора в ЦРП производится отстоем с коагуляцией и фильтрацией (коагуляция может быть заменена электрокоагуляцией или гиперфильтрацией).
Наиболее рациональными и экономичными методами очистки растворов являются гиперфильтрация и ультрафильтрация через полупроницаемые мембраны. Казанским производственным объединением «Тасма» освоено производство трубчатых мембран, разработанных Владимирским НИИ синтетических смол. Разработанная на основе этих мембран ультрафильтрационная установка ОМ-21619 для очистки моющих растворов от нефтепродуктов и мельчайших примесей выпускается опытным заводом Кировоградского филиала ЦКТБ Гос-агропрома УССР. Рабочим элементом установки является трубка из стеклоткани с мембраной из фторолона с размерами пор около 500 А. Разделяемая эмульсия перекачивается вдоль трубки под давлением до 0,5 МПа, фильтрат вместе с моющими средствами, состоящими из неорганических солей и ПАВ, проходит через мембрану, а частицы масла и мельчайшие механические примеси задерживаются.
Стоит s воды содержащие тяжелые металлы. хром, кислоты и щепочи.
Наиболее токсичные сточные воды, сбрасываемые АРП, поступают от цехов и участков гальванических покрытий и других видов обработки поверхностей металлов (травления, пассивации, электрополировки, никелирования и др.). Эти сточные воды содержат кислоты, щелочи, соединения шестивалентного хрома, соли меди, никеля, цинка, кадмия и других металлов. Сброс этих сточных вод в открытые водоемы и городскую канализацию недопустим без соответствующей очистки.
Основное количество кислотощелочных стоков от гальванических участков поступает непрерывно в течение смены от промывки изделий после обезжиривания, травления, нанесения защитных и декоративных покрытий, кроме того, периодически сбрасываются отработанные растворы электролитов от основных ванн и их промывные воды.
Стоки гальванических участков АРП характеризуются следующей концентрацией загрязнений (мг/л):
Количество сточных вод от гальванических участков АРП зависит от назначения и программы предприятия и составляет около 5—7 м3/сут. Наиболее постоянным стоком является сток от промывки деталей. Количество сточных вод, как и коэффициент одновременного действия промывочных ванн, принимается по технологическому процессу и составляет в среднем для холодной промывки 0,6—0,8 м3/ч, для горячей —0,3—0,5 м3/ч.
Расход воды для каждой промывочной ванны на 1 м2 поверхности покрытия ориентировочно можно принять: для холодной воды (10—25 °С ) — 100 л; для теплой (50—60 °С) —50 л; для горячей (80—90 °С) — 20 л. Значения С0 и С„ принимаются по технологии АРП, концентрация загрязнений может быть условно принята в размере 10% от содержания в электролите.
Отработанные растворы из рабочих ванн сменяются один раз в несколько суток. Травильные растворы сменяются один раз в 3—12 сут. Электролиты, содержащие хром, сбрасываются в тех случаях, когда в ваннах скапливается значительное количество пыли и примесей, нарушающих технологический процесс. Растворы фильтруются и возвращаются в рабочие ванны, а сток от промывки спускается в канализацию.
Сточные воды от гальванических участков по характеру загрязнений разделяются на две группы: сточные воды, содержащие хромовую кислоту (после хромирования изделий); кислые и щелочные стоки (от обезжиривания и травления поверхностей). Обработка этих стоков производится раздельно.
Непрерывные промывные воды содержат незначительное количество кислот и щелочей (30—100 мг/ /л) и ионы тяжелых металлов Fe+2, Fe+3, Си. Периодический сток об обмыва ванн содержит большое количество кислот (до 400 г/л H2S04), щелочи (50 г/л NaOH) и ионы тяжелых металлов. Сток имеет кислую реакцию.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Сточные воды от мойки автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы