Тип производства в основном характеризуется особенностями выполнения технологических операций на рабочих местах, уровнем их специализации и удельным весом работ, выполняемых на специализированных рабочих местах, от общего объема ремонтных работ. Различают три основных типа производства: единичное, серийное и массовое.
Единичное производство характеризуется ремонтом небольших партий или единичных объектов разнообразных по конструкции и объему работ; использованием универсального оборудования; высокой квалификацией рабочих и высокой себестоимостью ремонта. К этому типу производства можно отнести центральные ремонтные мастерские хозяйств и районные мастерские общего назначения. При единичном производстве организуют ограниченное количество рабочих мест, на которых выполняют большое число неповторяющихся технологических операций. Станочное универсальное оборудование непрерывно переналаживается для выполнения различных операций, а специальное — простаивает. Это производство отличается обычно низким уровнем механизации, большим объемом ручных и подгоночных работ; объект длительное время находится в ремонте.
Серийное производство в отличие от единичного характеризуется резким сокращением номенклатуры выпускаемой продукции и увеличением партий (серий) одноименных объектов. При таком производстве увеличивается количество рабочих мест, а число технологических операций, выполняемых на одном рабочем месте, сокращается. Это дает возможность оснащать рабочее место, кроме универсального, специальным (на одну операцию) оборудованием, а периодически повторяющиеся операции улучшают загрузку и использование оборудования. К данному типу производства можно отнести специализированные мастерские по ремонту тракторов, двигателей, автомобилей и др. С увеличением программы ремонта одноименной продукции растет число рабочих мест, улучшается использование оборудования и, естественно, снижаются трудоемкость и себестоимость ремонта и повышается качество.
Массовое производство характеризуется тем, что одно предприятие выпускает один вид продукции в большом количестве и непрерывно в течение длительного времени. При массовом производстве еще больше увеличивают число рабочих мест и каждое место оснащают специализированным оборудованием дЛя выполнения одной операции. В результате достигается высокая степень специализации, механизации и использования оборудования, резкое снижение трудоемкости, себестоимости и пребывания объекта в ремонте, повышение качества ремонта. К этому типу производства можно отнести некоторые крупные мотороремонтные предприятия с годовой программой в несколько десятков тысяч единиц.
Деление производства по типам весьма условное, так как даже на одном крупном предприятии в отдельных его подразделениях, в цехах и на участках организация производственного процесса может соответствовать массовому поточному типу производства, а в других подразделениях — серийному типу производства.
Рис. 1. Схема производственного процесса капитального ремонта трактора на специализированном предприятии.
Состав производственного процесса на ремонтном предприятии во многом зависит от наименования и конструктивных особенностей ремонтируемых объектов.
Сочетание в машинах различных сборочных единиц, обособленных одна от другой, дает возможность расчленять производственный и технологический процессы их ремонта на отдельные операции, выполняемые одновременно (параллельно). Такое расчленение позволяет значительно расширять фронт работы и сокращать время нахождения объекта в ремонте.
Степень расчлененности производственного процесса ремонта машины зависит от ее конструкции и программы, то есть от типа производства. С увеличением программы производственный процесс расчленяется на большее число операций. Если машина состоит из значительного числа легко отделяемых элементов, то и производственный процесс более четко расчленяется на операции, выполняемые параллельно.
Несмотря на большое количество марок машин, типов и размеров ремонтных предприятий, производственный процесс ремонта тракторов и автомобилей слагается из следующих основных частей и операций:
— прием в ремонт, наружная очистка и мойка; разборка машин на сборочные единицы (агрегаты, узлы) и детали;
— очистка и дефектация деталей;
— восстановление деталей и комплектовка сборочных единиц; сборка, регулировка, обкатка и испытание узлов, агрегатов и машины в целом;
— окраска и сдача отремонтированной машины (агрегата) заказчику или на склад.
Примерная схема производственного процесса ремонта машин на специализированном предприятии показана на рисунке 46.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Структура производственного процесса"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы