У автомобиля ЗИЛ-131 (и ЗИЛ-130) сцепление сухое, одно-дисковое, с периферийным расположением нажимных пружин, с гасителем крутильных колебаний и механическим приводом. Сцепление расположено в чугунном картере, который снизу закрывается крышкой.
Рассматриваемое сцепление имеет такое же устройство, как и сцепление автомобиля ГАЗ-66, отличается лишь некоторыми особенностями. Кожух и нажимный диск соединяются между собой четырьмя парами упругих пластин. Фрикционные накладки ведомого диска приклепываются с двух сторон непосредственно к стальному разрезному диску.
Рис. 1. Сцепление автомобиля ЗИЛ-131:
1 — маховик; 2 — нажимный диск; 3 — ведомый диск; 4 — ведущий вал коробки передач; 5— рычаг; 6 — картер сцепления и маховика; 7 — упорный подшипник; 8 — муфта; 9 — вилка; 10— крышка; 11 — кожух; 12 — пружина; 13 — упругие пластины; 14 — педаль; 15- вал педали; 16 — тяга с пружиной; 17 — регулировочная гайка; 18 — контргайка; 19 — диск гасителя; 20 — ступица; 21 — фрикционная пластина гасителя; 22 — кольцо гасителя: 23 — пружина гасителя
Гаситель крутильных колебаний состоит из двух дисков, приклепанных вместе с маслоотражателями к ступице, шестнадцати фрикционных пластин, приклепанных вместе с кольцом к стальному разрезному диску, и восьми пружин, вставленных в окна дисков гасителя, кольца и разрезного диска. Ступица ведомого диска несимметрична, ее удлиненная часть устанавливается в сторону маховика. Нажимное усилие создается шестнадцатью пружинами. Рычагов выключения четыре. К приводу выключения относятся педаль с оттяжной пружиной, вал, педали с опорным кронштейном и рычагом, регулировочная тяга с пружиной, вилка выключения сцепления с валом и рычагом.
При работе сцепления крутящий момент передается от кожуха к нажимному диску через упругие пластины, а с маховика и нажимного диска на ведомый диск за счет сил трения. При выключении сцепления упругие пластины позволяют диску перемещаться в осевом направлении.
Регулировка свободного хода педали сцепления осуществляется свинчиванием и навинчиванием гайки на тягу. Свободный ход педали должен быть 35—50 мм, что соответствует зазору между упорным подшипником и внутренними концами рычагов 3—4 мм. Для увеличения свободного хода гайку нужно свинчивать с тяги.
Сцепление приспособлено для преодоления водных преград. Все стыки в картере герметизированы уплотняющей пастой. Перед преодолением бродов пробка со шплинтом в нижней крышке картера заменяется глухой пробкой, ввернутой в крышку подшипника ведущей цилиндрической шестерни главной передачи переднего моста.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Сцепление автомобиля ЗИЛ-131"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы