Для соединения тягача и полуприцепа применяется опорно-сцепное полуавтоматическое устройство.
Основой сцепного устройства седельного тягача служит укрепленная болтами на лонжеронах рамы плита, которая соединяется с седлом с помощью кронштейна и оси балансира. Таким образом, сцепное устройство имеет оси, вокруг которых может качаться седло как в продольной, так и в поперечной плоскости. К плите болтами привернуты два кронштейна, в которых установлена ось. Отклонение седла относительно этой оси вмеете с балансиром ограничивается двумя ограничителями бокового наклона и в зависимости от положения последних может составлять 15; 8 и 0°. На закрепленных в седле осях установлены два захвата. В передней части полуприцепа размещены две опоры и шкворень.
Чтобы сцепить полуприцеп с тягачом, нужно переднюю часть полуприцепа расположить на такой высоте, чтобы передняя кромка его опорного листа легла на седло. Электропровода и соединительный шланг тормозной системы подвешивают на крючок на переднем борту полуприцепа, чтобы они не мешали сцепке. Ограничители бокового наклона седла отодвигают назад и стопорят в этом положении болтами. Предохранитель саморасцепки повертывают в сторону. Если захваты не раскрыты, то рычаг управления переводят вперед в положение, фиксируемое защелкой запорного кулака. Во время сцепки шкворень полуприцепа разводит в стороны передние концы захватов, а пружина вводит запорный кулак сцепного механизма между задними концами захватов и запирает шкворень между ними. При этом рычаг переходит в заднее положение и предохранитель опускается. Для облегчения сцепки выемка в седле сделана расширяющейся, а седло наклонено назад.
После сцепки соединяют пневматические и электрические системы тягача и полуприцепа. Катки полуприцепа поднимают, отпускают стояночный тормоз, и тягач с полуприцепом готовы к движению.
Для того чтобы расцепить тягач с полуприцепом, у заторможенного стояночным тормозом полуприцепа опускают опорные катки до упора в поверхность дороги или другую опору. Затем закрывают разобщительные краны и разъединяют соединительные головки пневматического тормозного привода к прицепу и электропровода. Подвешивают шланги и провода на крючок переднего борта полуприцепа, чтобы они не мешали расцепке. Предохранитель отводят в сторону. У полуприцепа, сцепленного с тягачом, шкворень зажат между захватами сцепного устройства тягача; поэтому запорный кулак, запирающий захваты, отводят вперед с помощью рычага управления расценкой. Запорный кулак удерживается в отведенном положении защелкой, упирающейся в его заплечики. Поворот защелки относительно оси осуществляется пружиной.
Рис. 1. Седельное сцепное устройство:
а — вид сбоку; б — вид снизу; 1 — стремянка; 2 — плита; 3 — кронштейн крепления седла к плите; 4 — ось балансира; 5 — предохранитель; 6 — седло; 7 — ограничитель бокового наклона седла; 8 — салазки седельного устройства; 9 — лонжерон рамы; 10 — распорка лонжерона; 11 — держатель плиты; 12 и 16 — масленки; 13 — кронштейн седла; 14 — ось захвата; 15 — захваты; 17 — ось седла; 18 — рычаг управления; 19 — запорный кулак сцепного механизма; 20 — направляющая ось кулака; 21 — пружина; 22 — ось; 23 — защелка запорного кулака; 24 — штифт захвата; 25 — пружина защелки
Далее плавным движением тягача на первой передаче отводят его от полуприцепа. При этом шкворень выходит из захватов, раздвигая их в стороны, а запорный кулак запирает их в разомкнутом положении.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Сцепное устройство седельного тягача"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы