Основными материалами для изготовления деталей машин являются: сталь, чугун, цветные металлы и сплавы, а также пластмассы.
Различают стали: углеродистые обыкновенного качества, глеродистые качественные конструкционные и легированные машиностроительные.
Углеродистая сталь обыкновенного качества (ГОСТ 380—60) является основным материалом для изготовления деталей машин и металлических конструкций. Она подразделяется на группы:
А — сталь имеет гарантированные механические свойства; химический состав ее, за исключением предельного содержания фосфора, серы и углерода, не гарантирован. К таким сталям относятся стали марок Ст.О, Ст.1, Ст.2, Ст.З, Ст.4, Ст.5, Ст.6, Ст.7.
Б — сталь имеет гарантированный химический состав, но не имеет гарантированных механических свойств.
Сталь подгруппы В получают с гарантированными механическими свойствами и химическим составом. Чем выше цифра с обозначении марки стали, тем больше в ней углерода, тем выше пределы ее прочности и текучести.
Стали Ст.О, Ст.1, Ст.2 наиболее пластичны, хорошо свариваются, но не закаливаются. Стали Ст.З, Ст.4 и Ст.5 достаточно пластичны, хорошо свариваются и широко применяются в машиностроении; Ст.З не закаливается; Ст.5 хорошо закаливается. Стали Ст.6 и Ст.7 обладают пониженной пластичностью, высокой прочностью и износостойкостью, плохо свариваются и хорошо закаливаются.
Углеродистая качественная конструкционная сталь (ГОСТ 1050—60) имеет гарантированные химический состав и механические свойства, вследствие чего она применяется для изготовления термически обрабатываемых деталей, к которым одновременно предъявляются требования прочности. Такая сталь обозначается двузначными числами, указывающими среднее содержание в ней углерода в сотых долях процента.
В зависимости от химического состава сталь подразделяется на группы: I — сталь с нормальным содержанием марганца и II — сталь с повышенным содержанием марганца.
Пример обозначения сталей I группы: Сталь 40, Сталь 55; сталей II группы — Сталь ЗОГ, сталь 60Г.
Легированная машиностроительная сталь (ГОСТ 4543—57) имеет гарантированные химический состав и механические свойства. Она обозначается двузначным числом, указывающим среднее содержание углерода в сотых долях процента, и буквой, обозначающей основные легирующие элементы: В — вольфрам; Г — марганец; М — молибден; Н — никель; С — кремний; Т — титан; X — хром; Ф — ванидий: Ю — алюминий. Цифры после букв означают процентное содержание легирующего компонента; если оно не превышает одного процента, то цифра не ставится. В конце обозначения высококачественной легированной стали ставится буква А. Например, марка 20Х2Н4А означает высококачественную хромоникелевую сталь со средним содержанием углерода 0,2%, хрома 2% и никеля 4%.
Легированные машиностроительные стали, как и углеродистые качественные стали, подвергаются термической обработке.
Литейные чугуны разделяются на серые, белые и отбеленные.
Серый чугун широко применяется в машиностроении, так как обладает хорошими литейными свойствами. Он обозначается начальными буквами СЧ .и пределами прочности при растяжении и изгибе в кГ/мм2. Например, марка СЧ18-36 означает: серый чугун с пределом прочности на растяжение 18 и на изгиб 36 кГ/мм2.
Отливки из белого и отбеленного чугуна характеризуются весьма высокой твердостью, износостойкостью, жаростойкостью и высоким сопротивлением коррозии. Из отбеленных чугунов изготавливают тормозные колодки, наконечники зубьев экскаваторов, гидравлические цилиндры и другие детали, работающие на изнашивание.
К сплавам меди относятся латуни и бронзы.
Латуни — медноцинковые сплавы с содержанием цинка до 50% обладают хорошими антифрикционными свойствами, электропроводностью и стойкостью против коррозии. Из латуни изготовляют трубы, гильзы, втулки, арматуру трубопроводов, детали электротехнической аппаратуры.
Бронзы — медные сплавы, основными компонентами которых кроме меди могут быть: олово, свинец, алюминий, бериллий, кадмий и другие металлы. Бронзы обладают высокими антикоррозионными и антифрикционными свойствами. Из бронз изготовляют втулки и вкладыши подшипников, ободы червячных зубчатых колес, гайки ходовых и грузовых винтов, арматуру трубопроводов.
Баббиты — высококачественные антифрикционные подшипниковые сплавы низкой твердости. Они обладают хорошей прирабатываемостью и применяются для изготовления вкладышей подшипников при значительных скоростях и давлениях.
К легким сплавам относятся сплавы на алюминиевой или магниевой основе. Легкие сплавы разделяются на литейные и деформируемые.
Литейные легкие сплавы применяются для изготовления поршней, ползунов, шкивов, работающих в условиях больших скоростей, а также для корпусов и картеров транспортных машин и механизированного инструмента.
Из деформируемых легких сплавов изготовляют листовой и сортовой прокат, идущий на металлические конструкции машин.
Пластмассы являются высокомолекулярными органическими материалами, получаемыми на основе синтетических или природных смол и наполнителя (до 70%) — текстиля, бумаги, древесного шпона, стеклянных или асбестовых волокон и др. Наиболее распространены текстолит, гетинакс, плексиглас, винипласт, фторопласт, капрон, нейлон.
Большинство пластмасс обладает электро- и теплоизоляционной ^способностью, антикоррозионностью, малым удельным весом, красивым видом и др. Из пластмасс изготавливают корпусные детали, зубчатые колеса, вкладыши и втулки подшипников, трущиеся детали фрикционных муфт и тормозов, электроизолирующие детали, трубы, крепежные детали, детали уплотняющих устройств и др.
Заготовкой для детали может служить: прокатная сталь, отливка чугунная или стальная, штамповка или поковка. Окончательные размеры и форму металлическая деталь обычно получает в результате механической обработки. При изготовлении деталей из пластмасс механической обработки не требуется и конечным технологическим процессом могут быть: литье под давлением, штамповка, вытяжка и т. д.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Сведения о материалах деталей машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы