Для обеспечения движения автомобиля в условиях недостаточной освещенности, а также подачи водителем световых предупредительных сигналов при маневрировании, торможении, движении задним ходом и пр. на автомобиле установлен ряд светотехнических приборов.
Схемы подсоединения светотехнических приборов и световой сигнализации приведены на рис. 1, 2, 3.
Рис. 1. Схема внутренних соединений монтажного блока реле и предохранителей:
К1—реле очистителя и омывателя заднего стекла; К2—реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; КЗ — реле стеклоочистителя; К4 — контактные перемычки; К5—реле включения дальнего света фар; Кб — реле включения фароочистителей; К7 — реле включения противотуманных фар; К8—реле включения звуковых сигналов; К9—реле включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя; К10 — реле включения обогрева заднего стекла; K1I -— реле включения ближнего света фар
Полотно дороги впереди автомобиля освещается двумя прямоугольными фарами (8704.46 Li — левая и 8704 Re — правая) с галогенными двухнитевыми лампами Н4 мощностью 60 Вт для нити дальнего света и 55 В для нити ближнего света.
Кроме того, в фаре имеется лампа габаритного света Т 8/4 мощностью 4 Вт.
Для исключения ослепления водителей встречных автомобилей и пешеходов в конструкции фар предусмотрена возможность дополнительного наклона светового пучка вниз в зависимости от нагрузки автомобиля. Это достигается поворотом вправо дополнительного винта-корректора, расположенного на корпусе фары (при полной нагрузке автомобиля — до упора).
Рис. 2. Схема включения наружного освещения:
1 — лампы габаритного света в фарах; 2—аккумуляторная батарея; 3— генератор; 4—подкапотная лампа; 5 — выключатель света фар; 6 — выключатель подкапотной лампы; 7 — выключатель наружного освещения; 8 — плафон освещения багажника; 9 — габаритный свет в задних фонарях; 10 — лампа подсветки рычагов управления отопителем; 11 — фонари освещения номерного знака; 12 — лампы контроля и подсветки комбинации приборов; 13 – выключатель зажигании; 14 – монтажный блок реле и предохранителей; 15 — предохранители
На автомобиле возможна также установка гидрокорректора фар, позволяющая производить аналогичную операцию с места водителя с помощью ручки управления гидрокорректором, расположенной на панели приборов с левой стороны. В его состав входят рабочий цилиндр, закрепленный на панели приборов, исполнительные цилиндры, установленные на фарах, и соединительные трубки. Цилиндры и соединительные трубки заполнены специальной жидкостью, не замерзающей при низких температурах. При повреждении или выходе из строя гидрокорректор заменяется в сборе с цилиндрами и соединительными трубками, так как его конструкция выполнена неразборной.
Если угол наклона пучка света самопроизвольно увеличился и регулировочным винтом на корпусе фары привести его в норму не удается, то следует проверить, нет ли течи жидкости из цилиндров и соединительных трубок гидрокорректора. Проверка производится замером рабочего хода штоков при снятых исполнительных цилиндрах фар, который должен быть 10,8 ±0,5 мм.
Свет фар регулируется при условии, что винт ручной регулировки корректора находится в крайнем левом положении. При наличии гидрокорректора его ручка должна находиться в положении, соответствующем нагрузке автомобиля с одним водителем.
Для замены ламп головного света фар вывести выступы защитного колпака, закрывающего корпус фары со стороны моторного отсека, из зацепления с корпусом фары и, повернув колпак против часовой стрелки до упора, снять его. Снять колодку с соединительными проводами со. штекеров лампы, вывести из-под фиксирующего упора пружинную защелку держателя лампы и снять его, вынуть лампу из посадочного гнезда.
Рис. 3. Схема включения фар, противотуманных фар и задних противотуманных фонарей:
1 — реле включения ближнего света фар; 2 — противотуманные фары; 3—реле включении дальнего света фар; 4 — реле включения противотуманных фар; 5 — фары; 6 — монтажный блок реле и предохранителей; 7 — выключатель противотуманных фар; 8 — контрольная лампа дальнего света фар; 9 — выключатель света фар; 10 — переключатель света фар; 11 —выключатель зажигания; 12 — лампы задних противотуманных фонарей; 13 — выключатель задних противотуманных фонарей; 14 — выключатель наружного освещения
Заменять лампы головного света фар нужно осторожно, не касаясь пальцами стекла колбы, чтобы на нем не оставалось жировых следов. Если все же такие следы появились, их удалить тканью, смоченной спиртом. У галогенных ламп колба нагревается до высоких температур, а жировые следы приводят к ее потемнению и резкому снижению светового потока.
Для замены лампы габаритного света снять держатель с лампой, аккуратно нажав на колбу лампы, повернуть ее против часовой стрелки и вынуть из держателя.
Заменив лампу, установить держатель с лампой на место и зафиксировать его пружинной защелкой.
Передние указатели поворота типа 21.3726 (левый) и 211.3726 (правый) с оранжевыми рассеивателями укомплектованы лампами А12-21-3.
Рис. 4. Схема включения указателей поворота и аварийной сигнализации:
1 — боковой повторитель указателей поворота; 2—передний указатель поворота; 3—генератор; 4 — аккумуляторная батарея; 5 — монтажный блок реле и предохранителей; 6, 12 — предохранители; 7—выключатель зажигания; 8 — контрольная лампа указателей поворота в комбинации приборов; 9—выключатель аварийной сигнализации; 10—указатели поворота в задних фонарях; 11 — переключатель указателей поворота; 13 — реле-прерыватель указателей поворота
Они примыкают к внешним сторонам головных фар и служат для оповещения водителей встречных автомобилей и пешеходов о предполагаемом маневре. Перегоревшие лампы в них заменяются со стороны мотоотсека. Для этого снять с тыльной части указателя защитный резиновый чехол, отсоединить штекерную колодку с проводами от патрона лампы, повернуть пластмассовый патрон лампы против часовой стрелки до упора, выведя при этом его выступы из зацепления с корпусом, и вынуть его из указателя.
Сборка узла после замены перегоревшей лампы производится в обратном порядке. Для информации водителей автомобилей, движущихся в соседних рядах и попутном направлении, о предполагаемом маневре на боковой поверхности передних крыльев установлены боковые указатели поворота типа 19.3726 с лампами А12-4. Для замены перегоревшей лампы в боковом указателе снять резиновый защитный кожух с корпуса патрона и отсоединить штекерные наконечники проводов от наконечников патрона, вынуть патрон в сборе с лампой из корпуса указателя, повернув его вокруг оси на 90
После замены лампы сборка узла производится в обратном порядке. Световая сигнализация и освещение дороги при движении задним ходом осуществляются с помощью комбинированного многосекционного заднего фонаря типа 31.3T16/311.3716. Он включает в себя следующие секции: габаритного света с лампой А12-5; указателей поворота с лампой А12-21-3; сигнала торможения с лампой А12-21-3; света заднего хода с лампой А12-21-3; противотуманного света с лампой А12-21-3. Перегоревшие лампы в заднем фонаре заменяются со стороны багажного отделения. Для замены лампы в секции указателя поворотов снять крышку люка обивки брызговика, предварительно нажав на язычок фиксатора крышки, затем, отсоединив двухклеммовую колодку с соединительными проводами от штекерной колодки патрона, повернуть патрон против хода часовой стрелки до упора и вынуть из корпуса заднего фонаря. После замены перегоревшей лампы установить все детали в обратной последовательности.
Рис. 5. Фара головного света:
1 — корпус; 2 — винт регулировки светового пучка в горизонтальной плоскости; 3 — отражатель; 4 — защитный колпак; 5 — лампа головного света; 6 — соединительная колодка лампы; 7—соединительная колодка жгута проводов; 8 — винт регулировки светового пучка в вертикальной плоскости; 9 — рассеиватель
При замене ламп в остальных секциях заднего фонаря отстегнуть пистоны и приподнять ковер, закрывающий панель задка и внутри багажного отделения, вынуть пластмассовую плату основания фонаря с лампами и проводами, отстегнув защелки корпуса.
Рис. 6. Передний указатель поворота:
1 — корпус; 2—шпилька крепления; 3— соединительная колодка жгута проводов; 4 — рассеиватель
После замены перегоревших ламп произвести сборку в обратном порядке.
Номерной знак автомобиля освещается двумя фонарями типа 15.3717 с лампами АС12-5, установленными в нижнем торце задней двери. Для замены лампы извлечь фонарь из гнезда в торце двери, где он удерживался пружинными фиксаторами. Для этого ввести отвертку в паз между торцом двери задка и фланцем рассеивателя фонаря и потянуть фонарь на себя, после чего разъединить корпус и рассеиватель фонаря, соединенные с помощью защелок. После замены перегоревшей лампы собрать фонарь и установить на место, обеспечив надежную фиксацию в посадочном гнезде. Для освещения салона автомобиля используются два плафона типа 15.3714, установленные в гнездах формованного потолка. При открывании двери водителя плафоны включаются автоматически с помощью выключателя ВК 409. Предусмотрено также включение плафонов с помощью выключате 1ей, установленных непосредственно на самих плафонах.
Плафоны комплектуются лампами АС12-5, для замены которых необходимо аккуратно, по центру на боковой стороне плафона, вставить отвертку в паз на рассеивателе и слегка отжать плафон, преодолев сопротивление пружинного держателя, а затем снять его.
Рис. 7. Задний фонарь:
1— корпус фонаря; 2 — лампа противотуманного фонаря; 3—шпилька крепления; 4 — лампа фонаря света заднего хода; 5 — штекер подсоединения массового провода; 6 — соединительная колодка; 7— лампа сигнала торможения; 8 — лампа фонаря габаритного света; 9—лампа указателя поворота; 10—рассеиватель; 11 — световозвращатель (катафот)
Рис. 8. Плафон освещения салона:
1 — корпус плафона; 2—пружинный фиксатор; 3 — штекерный наконечник токового провода; 4 — лампа плафона; 5—переключатель ручного включения плафона; 6 — штекерные наконечники «массовых» проводов; 7 — фиксирующий упор
Рис. 9. Выключатель подкапотной лампы 48.3710:
1 — штекер; 2 — крышка; 3 — втулка; 4 — шток; 5 — контактная пластина; 6 — подвижный контакт; 7 — пружина; 8 — корпус
Рис. 10. Выключатель фонаря заднего хода 55.3710:
1 — приводной шток; 2 — уплотнительное кольцо; 3 — корпус выключателя; 4 — мембрана; 5—вставка; 6 — изолирующий плунжер; 7 — подвижный контакт; 8 — пружина подвижного контакта; 9 — основание выключателя
После замены перегоревшей лампы установить плафон на место, предварительно заправив соединительные провода, и надежно зафиксировать его в посадочном гнезде. Подкапотное пространство освещается фонарем типа 11.3715 с лампой А12-5. Он включается авто-
матически при открывании капота с помощью выключателя 48.3710, установленного на кронштейне, приваренном в перегородке щита передка.
В вещевом ящике установлен плафон 15.3717-01, который включается автоматически с помощью микровыключателя 42.3709 при открывании крышки ящика.
Фонарь заднего хода включается автоматически при включении передачи заднего хода с помощью выключателя 55.3710, ввернутого в крышку коробки передач. Провода к выключателю подключаются с помощью соединительной колодки со штекерными наконечниками. В эксплуатации необходимо следить за надежной их фиксацией на выключателе.
Рис. 11. Выключатель стоп-сигнала 15.3720:
1 — толкатель; 2 — штуцер; 3 — пружина толкателя; 4 — колпачок; 5 — штекерный контакт; 6 — подвижный контакт; 7—пружина контакта; 8 — изолирующее основание
Рис. 12. Выключатель сигнального устройства ВК 424:
1 — плунжер: 2 — замыкатель; 3 — пружина; 4 — корпус; 5 — шайба; 6 — держатель; 7 — контакт; 8 — штекер; 9 — заглушка
Рис. 13. Выключатель контрольной лампы ручного тормоза ВК 409:
1 — контакт со штекером; 2 — изолятор контакта; 3 — корпус выключателя; 4 — пружина; 5 — направляющая штифта; 6 — штифт с кнопкой
При нажатии на тормозную педаль автоматически включается стоп-сигнал в задних фонарях с помощью выключателя 15.3720, ввернутого в резьбовое отверстие усилителя кронштейна педалей тормоза и сцепления и зафиксированного контргайкой. Провода подсоединяются к выключателю с помощью штекерных наконечников с изолирующими колпачками; при этом полярность подсоединения проводов значения не имеет. Одна из контрольных ламп, входящих в состав комбинации приборов, информирует водителя о выходе из строя части раздельной тормозной системы или о включении ручного тормоза. Она включается либо выключателем ВК 424, ввернутым в сигнальное устройство гидропривода тормозной системы, либо выключателем ВК 409, установленным на кронштейне в приводе ручного тормоза. Провода к выключателям подключаются с помощью штекерных наконечников с изолирующими колпачками.
Все указанные выключатели ремонту не подлежат и при выходе из строя заменяются. В эксплуатации необходимо следить за надежным их креплением и подсоединением проводов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Светотехническое оборудование и световая сигнализация автомобиля «Москвич»"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы