В процессе производства монтажных работ подъемно-транспортного оборудования такелажные работы занимают значительную часть времени.
От степени обеспечения монтажа подъемными средствами и вспомогательной оснасткой во многом зависит производительность труда монтажников, стоимость монтажных работ, облегчение условий труда и устранение причин травматизма.
Для монтажных работ необходимо наличие подъемных средств — кранов, мачт, а также вспомогательного оборудования— стропов, полиспастов, лебедок, домкратов.
Канаты стальные
При монтаже применяются стальные канаты крестовой свивки с органическим сердечником по ГОСТ 3070—55, 3071—55, 3072—55. Канат выбирают в зависимости от его назначения. Для вант и расчалок принимают более жесткий канат по ГОСТ 3070—55, конструкции 6X19. Для грузовых канатов при запасовке в полиспасты и для лебедок применяют мягкий канат по ГОСТ 3071—55 конструкции 6X37. Стропы изготовляют из особо мягкого каната по ГОСТ 3072—55 конструкции 6X61.
Наименьший допускаемый коэффициент запаса прочности каната по Правилам Госгортехнадзора принимается равным: грузовые и стреловые с машинным приводом — 5,5; оттяжки мачт и опор кранов — 3,5; чалочные канаты — 8.
Особенно тщательно надо относиться к хранению канатов. В результате небрежного «ранения канат (Портится и пользование им может привести к аварии и несчастному случаю.
Каждый канат должен иметь заводские сертификаты или акт испытания, а также бирку с паспортной характеристикой.
Полиспасты
Полиспаст — это система подвижных и неподвижных блоков, соединенных тяговым стальным канатом. Длина каната, наматываемого на барабан лебедки, для заданной высоты подъема у полиспаста пропорциональна числу его ветвей, что необходимо учитывать при определении длины каната и канатоем-кости барабана.
Применение полиспастов позволяет использовать на монтажных работах лебедки небольшой грузоподъемности 3—5 тс и стальные канаты диаметром до 24 мм.
Диаметр каната подбирается по сертификату из таблицы стандарта по разрывному усилию.
Блоки, применяемые в полиспастах, изготовляются грузоподъемностью от 1 до 50 тс, с числом роликов от одного до шести. Блок состоит из обоймы, роликов с запрессованными бронзовыми втулками и стальной оси, закрепленной в обойме. Малогабаритные блоки выполняются на подшипниках качения. Полиспастные блоки изготовляются до грузоподъемности 10 тс с крюком от 15 тс и выше с петлей и траверсой.
Блоки, применяемые на монтажных работах, должны периодически проходить техническое освидетельствование. Сроки освидетельствований: статические и динамические испытания — один раз в год, наружный осмотр — два раза в год.
При наружном осмотре проверяют наличие паспорта с характеристикой блока и надписи на блоке. Кроме того, подвергают тщательной проверке состояние деталей блока. Статическое испытание производится подвешиванием груза, соответствующего предельной грузоподъемности блока. Продолжительность испытаний под нагрузкой 10 мин. При отсутствии дефектов нагрузка увеличивается на 25%, блок также находится под нагрузкой в течение 10 мин.
Динамическое испытание проводят трехкратным подниманием и опусканием груза, превышающего на 10% предельную грузоподъемность блока. После окончания испытаний блок должен быть разобран для проверки состояния деталей. Данные испытаний заносят в паспорт.
Рис. 1. Блоки:
а — с крюком; б — с петлей; в — с траверзой
Лебедки
Лебедки применяются в качестве подъемного механизма на вспомогательных работах для натяжения вант и расчалок, а также для подтаскивания узлов.
Электрические лебедки выпускаются с тяговым усилием от 0,5 до 7,5 тс и скоростью навивки каната соответственно от 30 до 5 м/мин. Канатоемкость лебедок 85—350 м. Лебедки этош типа имеют гладкий барабане трех-и пятислойной навивкой каната, шестеренчатый редуктор, колодочный тормоз, управление контроллерное. Все электрические и ручные лебедки -подлежат периодическому освидетельствованию: электрические — два раза (В год, ручные — один раз в год.
Каждый раз, перед тем :как установить лебедку на монтажной площадке, необходимо произвести наружный осмотр. Лебедка обязательно должна иметь паспорт и табличку с указанием тягового усилия. Лебедки, поступившие с завода без паспорта, а также лебедки после капитального ремонта должны быть подвергнуты статическому и динамическому испытаниям. Все обнаруженные дефекты надо устранить до пуска ее в работу.
Домкраты
На монтажных работах для подъема на небольшую высоту и выверки .механизмов и металлоконструкций применяются домкраты— реечного, винтового или гидравлического типа.
Реечные домкраты изготовляют грузоподъемностью 3—5 тс, с высотой подъема до 800 мм. Усилие на рукоятке равно 25—30 кГ.
Рис. 2. Реечный домкрат
Винтовые домкраты изготовляют грузоподъемностью 5—20 тс, с высотой подъема до 335 мм.
Каждый реечный и винтовой домкрат должен иметь паспорт, а на домкрате — надпись с указанием номера и грузоподъемности. Наружный осмотр проводят один раз в год.
Все трущиеся части домкратов регулярно смазываются антикоррозионной смазкой.
Для безопасной работы необходимо соблюдать следующие правила:
1. Домкрат должен быть надежно установлен между основанием и поднимаемым грузом, ось его строго перпендикулярна основанию.
2. Под основание и под головку домкрата .следует помещать деревянные прокладки.
3. Подъем груза несколькими домкратами должен производиться равномерно, по команде. Равномерность подъема контролируется уровнями.
Гидравлические домкраты. Часто при производстве монтажных работ применяют гидравлические домкраты, обладающие плавностью подъема и создающие большие усилия. Высота подъема гидравлических домкратов от 15 до 220 мм.
Рис. 3. Гидравлический домкрат:
1 — цилиндр; 2 — скалка-поршень; 3 — стойки с пружинами; 4 — резервуар; 5 — шпала
Наиболее удобным для подъема монтируемых узлов при установочных работах является домкрат непрерывного действия типа «Перпетуум».
Рис. 4. Винтовой домкрат
Домкрат состоит из цилиндра с опорными лапами, скалки-поршня, стоек с пружинами и резервуара с сплун-жерным насосом. Для подъема груза домкрат устанавливается основанием скалки на деревянные брусья и через канал К в цилиндр нагнетается жидкость. Когда цилиндр поднимается на предельную высоту, он сжимает пружины, так как стойки закреплены к основанию скалки. После этого под лапы цилиндра подкладывают брусья и жидкость спускают в резервуар. Груз остается в поднятом положении, опираясь на цилиндр и подложенные под него брусья, а скалка под действием сжатых пружин поднимается в исходное положение. Теперь под основание скалки подкладывают второй ряд брусьев, и процесс подъема повторяется.
Гидравлические домкраты один раз в год и перед выдачей на монтажные работы .надо подвергать наружному осмотру; проверить наличие паспорта и надписи ic обозначением номера и грузоподъемности, отсутствие утечек жидкости, состояние трущихся поверхностей скалки и цилиндра, состояние плунжерного насоса.
Мачты
При монтаже кранов применяют мачты, которые служат для подъема конструкций на проектную отметку. Обычно монтажные организации имеют инвентарные мачты.
Мачты по своему исполнению бывают трубчатые и решетчатые.
Трубчатые мачты просты в изготовлении и обладают жесткостью. При нагрузках более 50 тс применяют решетчатые мачты. Решетчатые мачты по высоте достигают 60 м и допускают нагрузку до 250 тс.
Как трубчатые, так и решетчатые мачты часто изготовляют с вращающейся головкой, которая позволяет производить разворот поднимаемых конструкций за счет поворота головки. Обычно мачты состоят из нескольких секций, которые соединяются друг с другом фланцами.
Узлы трубчатой мачты — головка, стык и башмак показаны на рис. 130. В зависимости от веса поднимаемого груза башмак мачты устанавливают или непосредственно на грунт, или на шпальное основание. Давление на грунт не должно превышать 1,5 кГс/см2. В заданном вертикальном или наклонном положении мачта удерживается аантовыми растяжками, которые крепят к ее головке и к якорям с наклоном к горизонту не более 45°. Основание мачты от смещения удерживается расчалками, закрепленными за якоря.
Рис. 5. Монтаж портального крана монтажной мачтой
Рис. 6. Узлы монтажной трубчатой мачты:
а — головка; б — стык секций; в — башмак
Монтажные порталы
Монтаж портальных кранов и перегружателей нередко производят при помощи монтажных порталов. Портал представляет П-образную решетчатую мачту к поперечной балке, которой закрепляются неподвижные блоки полиспастов. Высота портала и его пролет выбираются в зависимости от размеров монтируемого крана. Установленный портал расчаливается вантами в четырех направлениях.
Якоря
Якоря применяются для крепления оттяжек мачт, монтажных порталов, подъемных полиспастов и других монтажных подъемных устройств. Основными типами временных якорей являются свайный и закладной. Свайный якорь представляет собой одну или несколько забитых одна за другой свай. Свайные якоря применяют для усилий от 1 до 5 тс преимущественно в условиях высоких грунтовых вод. Закладной якорь представляет собой пакет бревен или металлическую балку, заложенную в горизонтальном положении на глубине 1,5—3,0 м под землей. К пакету бревен или балке закреплен стальной канат, выходящий по узкой траншее на поверхность. Для равномерного распределения давления на грунт перед пакетом бревен и над ним устанавливают деревянные щиты. Закладные якоря применяются при тяговом усилии от 3 до 40 тс.
Рис. 7. Монтаж портального крана фирмы «Черетти-Танфани» монтажным порталом
Рис. 8. Конструкции якорей:
а — свайный; б — закладной
Краны
Для разгрузки прибывающих металлоконструкций и оборудования, их складирования, проведения сборки механизмов, а также для подачи собранных узлов к месту монтажа применяются автомобильные и гусеничные стреловые краны. Гусеничные краны для выполнения этих работ являются наиболее маневренными, так как могут работать без применения выносных опор. Для монтажных работ созданы специальные гусеничные краны МГК-20, СКГ-25, СКГ-30 грузоподъемностью 20—25—30 тс. Краны этого типа позволяют производить подъем груза на высоту до 12 м.
Подъемными средствами при монтаже портальных кранов могут служить плавучие краны, а также существующие на причале портальные краны.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Такелажная оснастка и оборудование"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы