Техническая эстетика — это наука о законах художественного творчества в области техники. Развитие технической эстетики в значительной мере связано с прогрессом техники, индустриализацией производства, массовым выпуском изделий и постоянным стремлением человека к красоте. Техническая эстетика развивается на стыке нескольких наук, опираясь на их достижения и учитывая многочисленные социологические, экономические, технические, психологические, физиологические, гигиенические и эстетические факторы.
Техническая эстетика — теоретическая основа художественного конструирования (дизайна). Главная цель ее — обеспечить наилучшие условия труда, быта и отдыха людей в создаваемом ими предметном мире. Техническая эстетика играет важную роль в воспитании гармонически развитого человека, способствует более полному удовлетворению растущих духовных, культурных и эстетических потребностей советских людей.
В круг проблем технической эстетики в грузовом хозяйстве входят окраска складских помещений, складского оборудования и средств механизации, характер и уровень освещенности мест погрузки, выгрузки и складирования грузов, допустимый уровень шума и загазованности, вентиляция, убранство помещений, форма мебели, организация озеленения окружающих территорий и другие меры по защите окружающей среды. Показатели технической эстетики в грузовом хозяйстве можно условно разделить на функционально-эксплуатационные и художественно-конструкторские. “Функционально-эксплуатационные характеризуют удобство расположения складских помещений, грузовых фронтов, подъездов к ним, рациональное применение средств механизации и др.
Установлено, что цвет окраски помещений и оборудования оказывает на человека разностороннее воздействие. Утомление вызывается как недостаточной, так и чрезмерной яркостью цвета. Цвет оказывает значительное влияние на психическое и эмоциональное состояние человека. Цвет стен в складах и производственных помещениях должен быть средней или малой насыщенности, с небольшим цветовым контрастом. Цвет пола не должен быть слишком светлым и очень темным. Потолки же должны быть светлыми, создавать впечатление легкости и, являясь большой отражательной поверхностью, делать помещение более светлым.
Окраска поверхности оборудования должна улучшать видимость и различимость, акцентировать внимание на важнейших деталях и операциях, выделять опасные зоны, способствовать поддержанию чистоты и порядка. На грузовых районах железных дорог широко распространены козловые краны. Всесоюзный научно-исследовательский институт подъемно-транспортного машиностроения (ВНИИПТмаш) рекомендует такое цветовое оформление элементов козловых кранов:
Основным цветом для предупреждающей окраски является желтый, а вспомогательным — черный. Типовой является окраска в виде чередующихся желтых и черных полос, равной ширины и наклоненных под углом 45°. Ширина полос от 30 до 200 мм. Такая предупреждающая окраска широко применяется на объектах грузового хозяйства. Она указывает, что работникам опасно находиться в этой зоне при движении погрузочно-разгрузочных машин и железнодорожного подвижного состава.
Для погрузочно-разгрузочных машин функционально-эксплуатационные показатели технической эстетики можно свести к следующим:
— соответствие конструктивного исполнения машины ее функциональной задаче, относительная простота конструкции;
— соответствие машиностроительных материалов данному конструктивному решению и степени сложности технологического процесса изготовления и ремонта машин;
— эксплуатационные качества — производительность, к.п.д., надежность работы и долговечность механизмов, ремонтопригодность;
—удобство использования при погрузочно-разгрузочных и складских операциях, а также взаимосвязь машины с окружающей средой и оператором (водителем), определяемая эргономическими требованиями (комфортабельность кабины, удобное расположение органов управления и легкость их переключения, удобство рабочей позы водителя, хорошая видимость и др.).
При выборе привода погрузочно-разгрузочных машин необходимо учитывать существующие и намеченные к эксплуатации в ближайшее время источники энергии, дальность нахождения их от места производства, наличие местного топлива. Двигатель должен развивать необходимые мощность и скорость движения, позволять плавно регулировать последнюю, быть удобным для монтажа и минимально загрязнять окружающую среду. Например, электропогрузчики аккумуляторные с питанием по кабелю от силовой сети по сравнению с автопогрузчиками значительно уменьшают загрязнение воздуха.
Конструкторско-художественные показатели характеризуют своеобразие формы, гармоничность конструкции, цветовое и художественное решение машин и зданий, определяют графическое изображение фирменных знаков и указательных таблиц. Художественное конструирование нельзя обособить от обычного конструирования машин. Художник-конструктор принимает участие во всех стадиях проектирования до выпуска опытного образца. В противном случае, чтобы придать машине наиболее эстетичный вид, либо потребуется существенно изменять конструкцию, либо заняться ее украшением. Последнего во всех случаях надо избегать.
Художник-конструктор должен искать наиболее правильные и красивые пропорции основных форм конструкций. Нельзя механически переносить, например, обтекаемые формы кузовов транспортных машин, имеющих большие скорости движения, на погрузочно-разгрузочные. Это может привести к значительному ухудшению технологичности конструкций.
Технико-эстетический уровень погрузочно-разгрузочных машин и устройств оценивают по пятибалльной системе. Наивысший балл 5 установлен для лучших мировых образцов с перспективными показателями качества; 4 — для лучших мировых образцов; 3 — для лучших национальных образцов; 2 — для удовлетворяющих внутренний рынок и 1 — не удовлетворяющих требования внутреннего рынка. Качество погрузочно-разгрузочных машин и устройств оценивают методом дифференцированного сравнения или определением комплексного показателя качества — суммированием всех показателей в процентах и делением на их число. Это позволяет решать вопросы о серийности выпуска и совершенствовании оборудования.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническая эстетика в грузовом хозяйстве"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы