В трансмиссию базового трактора МТЗ-82 дополнительно встроена трансмиссия экскаватора: редуктор привода рабочего хода и гидромеханический ходоу меньшитель.
Транспортные скорости экскаватора такие же, как и скорости базового трактора. При необходимости повышения тягово-сцепных качеств экскаватора включают дополнительно передний мост, который приводится от раздаточной коробки карданными валами.
Бульдозерный отвал поворачивается в плане в любую сторону на угол до 45° и выдвигается в сторону за колесо трактора, что позволяет повысить производительность на засыпке траншеи при движении экскаватора параллельно траншее.
Экскаваторы ЭТЦ-165А мобильны и маневренны, что дает возможность использовать их в городских условиях, а также на небольших строительных объектах, где требуются частые переброски машины.
Экскаватор ЭТЦ-252А на базе гусеничного трелевочного трактора ТТ-4 предназначен для рытья траншей под укладку водопроводных и канализационных труб, кабеля я других коммуникаций. Может быть использован для рытья траншей при строительстве ленточных фундаментов. Экскаватор обеспечивает разработку талых грунтов I—III категорий с каменистыми включениями размером до 200 мм и грунтов с сезонным промерзанием на глубину 1,2 м. Для рытья траншей с наклонными стенками в обрушающихся грунтах на рабочий орган устанавливают специальные цепные откосообразователи.
Рабочий орган экскаватора ЭТЦ-252А разрабатывает грунт, выносит его из забоя и придает траншее необходимый профиль. Узлы и детали рабочего органа смонтированы на раме. Приводной вал передает движение рабочим цепям со скребками, которые разрыхляют и выносят грунт из забоя на отвальный конвейер. Скребки устанавливают шести типов в зависимости от расположения на них зубьев. Рациональная расстановка зубьев обеспечивает равномерность разработки грунта и снижает нагрузки на цепь. Ролики уменьшают провисание холостой ветви цепи и направляют движение рабочей ветви во время копания. Цепные от-косообразователи, соединенные балансиром, придают траншее трапецеидальный профиль с шириной по верху до 2,8 м и по низу 1 м.
Рис. 1. Экскаватор ЭТЦ-165А1
1 – механизм подъема и опускания рабочего органа; 2 – приводной вал; 3 – дополнительная рама рабочего органа; 4 — рабочий орган; 5 — зачистной башмак; 6 — рабочая цепь; 7 — шнек; 8 — редуктор привода рабочего органа; 9 — ходоуменьшитель
Рис. 2. Рабочий орган экскаватора ЭТЦ-165А
Натяжное устройство состоит из винтов с гайками для натяжения Цепи и пружин, которые предохраняют во время копания рабочий орган от поломок в результате кратковременных перегрузок.
Ограничитель формирует профиль отрываемой траншеи и обеспечивает устойчивую работу рабочего органа. При рытье траншей глубиной 3,5 м Рабочий орган удлиняют специальным оборудованием, которое состоит из рамы-вставки, двух пар поддерживающих роликов, двух дополнительных скребков уширителей, а также отрезков цепей откосообразователей, тяговой цепи и соединительных звеньев.
Конвейер экскаватора ЭТЦ-252А подает грунт в отвал. Конвейер может передвигаться по опорным роликам, установленным в кронштейнах на раме трактора. Для повышения жесткости конструкции используются канаты.
Все узлы конвейера прикреплены к раме, которая состоит из трех секций сварной конструкции. Ролики удерживают ленту от провисания. Они вращаются на подшипниках, насаженных на ось, которая крепится к раме конвейера. Холостая ветвь ленты очищается от налипшего грунта специальным устройством. Лента конвейера приводится в движение ведущим барабаном.
Рис. 3. Экскаватор ЭТЦ-252А;
Рис. 4. Рабочий орган экскаватора ЭТЦ-252А
Рис. 5. Конвейер экскаватора ЭТЦ-252А
Узлы конвейера и механизмы трансмиссии экскаватора защищены от падающего с ленты грунта ограждением. Оно состоит из металлических бортов и полосы из конвейерной ленты и прикреплено к раме болтами. Изменяют установку конвейера (в зависимости от правой или левой выгрузки грунта), а также складывают его секции в транспортное положение с помощью лебедки.
Привод рабочего органа и транспортного передвижения экскаватора ЭТЦ-252А механический. Конвейер приводится от двух гидромоторов. Рабочее передвижение экскаватора обеспечивается гидромеханической трансмиссией с бесступенчатым регулированием в четырех диапазонах скоростей.
При транспортном передвижении вращающий момент на ведущие звездочки гусеничного хода экскаватора передается от двигателя через распределительную коробку, карданный вал, коробку передач, задний мост и бортовые редукторы.
Экскаватор ЭТЦ-208В на базе гусеничного трактора Т-130МГ-1 создан специально для рытья траншей глубиной до 2 м в мерзлых и особо прочных грунтах. К привалочной плоскости заднего моста трактора прикреплен редуктор, который служит для передачи мощности от вала отбора мощности к рабочему органу, а также для обеспечения привода рабочего передвижения. К корпусу редуктора прикреплены рабочий орган 5 с гидроцилиндрами подъема и опускания и скребковый конвейер. Спереди трактора установлен противовес.
Рабочий орган экскаватора ЭТЦ-208В состоит из рабочей цепи, рамы, опорных и поддерживающих роликов. Рабочая цепь предназначена для разработки грунта и выноса его на поверхность. К звеньям цепи болтами крепят каретки с двумя карманами, в которые устанавливают зубья. Зубья оснащены пластинами из твердого сплава ВК-15. Специальная расстановка зубьев на рабочей цепи обеспечивает минимальную энергоемкость копания.
Транспортные передвижения экскаватора обеспечиваются тракторной коробкой передач; привод рабочей цепи и рабочего передвижения, как уже было указано, производится через редуктор, установленный на прива-лочной плоскости заднего моста трактора. Редуктор позволяет получить две скорости и реверс рабочей цепи. Вращающий момент на приводном валу ограничивается дисковой фрикционной предохранительной муфтой. Скорости рабочего передвижения позволяет получить ходоуменыпитель, состоящий из гидромотора, червячной передачи и цилиндрических шестерен. Выходной вал ходоуменьшителя связан со вторичным валом коробки передач трактора. Изменяют скорости рабочего передвижения ступенчато — переключением скоростей трактора, а в пределах каждой скорости бесступенчато — изменением частоты вращения гидромотора.
Рис. 6. Экскаватор ЭТЦ-208В
Рис. 7. Рабочая цепь «кскаяатора ЭТЦ-208В
Экскаватор ЭТЦ-208Д является модификацией экскаватора ЭТЦ-208В. Его используют для нарезания щелей в мерзлых и прочных грунтах при помощи специального (барового) рабочего органа, идентичного рабочему органу врубовых машин, например Урал-33.
Экскаваторы-дреноукладчики
Экскаваторы-дреноукладчики за один проход разрабатывают траншею прямоугольного сечения и укладывают на дно траншеи дренажные трубы с одновременной изоляцией фильтрующим материалом.
Основой экскаваторов-дреноукладчиков являются, как правило, цепные траншейные экскаваторы. В зонах осушения применяют экскаваторы-дреноукладчики ЭТЦ-202Б, ЭТЦ-2011 для строительства закрытого дренажа из керамических и пластмассовых труб в грунтах I—III категорий и экскаваторы-дреноукладчики ЭТЦ-206 для строительства дренажа в зимнее время, а также разработки траншей в мерзлых грунтах.
Экскаваторы оснащены лазерными системами автоматического регулирования заданного уклона дренажной линии. Конструкция машин позволяет применить также систему автоматики с использованием копирного троса.
В зонах орошения на устойчивых и обрушающихся грунтах до III категории включительно применяют экскаватор-дреноукладчик ЭТЦ-406А — цепной, траншейный на гусеничном ходу, позволяющий укладывать керамические или пластмассовые дренажные трубы диаметром 100, 150, 200 мм на глубину 2,5 … 4 м с одновременной изоляцией труб песчано-гравийной фильтрующей смесью.
Экскаватор имеет засыпающий конвейер для одновременной полной обратной засыпки траншеи и систему автоматического регулирования выдерживания заданного уклона дрены.
Дреноукладчики обеспечивают уклон дрен 0,001 … 0,01, отклонение средней линии уложенной дрены от проектного уклона не более ±0,0005, отклонение дренажной линии от ее средней линии не более ±3 см для зоны орошения и не более ±2 см для зоны осушения.
По трассе допускаются местные неровности высотой до 20 см. При больших неровностях трассу предварительно планируют.
Экскаватор-дреноукладчик ЭТЦ-202Б представляет собой самоходную машину на гусеничном ходу с гидромеханическим приводом рабочего передвижения и механическим приводом рабочего органа и ленточного конвейера. Привод осуществлен от двигателя, установленного на раме экскаватора. Управление машиной выполняется из кабины. На раме экскаватора установлен пилон, внутри которого расположен ленточный конвейер, перемещающий грунт в отвал на левую или правую сторону. На пилоне установлен рабочий орган с датчиком высотного положения и трубоукладчиком. Трубоукладчик навешен на рабочий орган подвижно и может перемещаться гидроцилиндрами на роликах по направляющим рамы рабочего органа.
Экскаватор-дреноукладчик ЭТЦ-2011, обеспечивая выполнение ранее упомянутых операций, позволяет дополнительно укладывать на дно траншеи сыпучий фильтрующий материал слоем 0,2 … 0,8 м. Экскаватор ЭТЦ-2011 представляет собой самоходную машину в двух модификациях на собственной гусеничной базе с активным цепным рабочим органом: ЭТЦ-2011-1—для строительства закрытого дренажа с укладкой дренажных линий и сыпучего фильтра в траншеи шириной 0,25 м с возможным наличием отдельных твердых включений размером не более 100 мм и ЭТЦ-2011-2 — для строительства закрытого дренажа с укладкой дренажных линий и ленточного фильтрующего материала в траншеях шириной 0,5 м с возможным наличием каменистых включений размером не более 350 мм.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническая характеристика цепных траншейных экскаваторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы