При ежесменном техническом обслуживании выполняют следующие работы:
— осматривают аккумуляторную батарею и обтирают насухо ее поверхности;
— очищают от пыли и грязи двигатель, генератор и реле-регулятор, искровые свечи зажигания и другие приборы;
— проверяют действие пусковой аппаратуры, контрольно-измерительных приборов, приборов освещения и сигнализации;
— в конце смены наощупь проверяют температуру нагрева двигателей.
При ТО, кроме работ, предусмотренных ЕО, проверяют:
— крепление двигателей, панелей и аккумуляторной батареи и надежность присоединения проводов, при необходимости прочищают вентиляционные отверстия;
— уровень и плотность электролита в аккумуляторной батарее, натяжение приводного ремня, состояние коллектора и щеток генератора и электродвигателей;
— надежность изоляции, плотность присоединения проводов к катушке зажигания, прерывателю-распределителю и замку зажигания. а также крепление трубки вакуумного регулятора, крепление стартера, звукового сигнала и надежность контактов в соединениях проводов.
Кроме того:
— смазывают подшипники генератора и двигателей;
— проверяют контакты прерывателя, при необходимости их зачищают и регулируют зазор;
— проверяют работу центробежного и вакуумного регуляторов;
— смазывают валик прерывателя-распределителя (повернув масленку на один оборот); валик центробежного регулятора (2—3 капли масла на фетровый фитиль) и ось рычажка прерывателя (1—2 капли жидкого масла), осматривают и очищают от нагара свечи зажигания;
— проверяют и зачищают контакты включателя стартера, кнопки и контакты сигнала и реле сигнала, пусковой и регулирующей аппаратуры; зазоры в звуковом сигнале.
Два раза в год при сезонном осмотре при ТО выполняют следующие работы:
— проверяют генератор и реле-регулятор на испытательном стенде, при этом регулируют реле-регулятор в соответствии с наступающим сезоном;
— разбирают, чистят и смазывают стартер, проверяя при этом состояние щеток, щеткодержателей, пружин, обмоток и соединительных проводов;
— проверяют правильность показаний указателя давления масла до контрольному манометру;
— проверяют правильность показаний указателя температуры воды, для чего погружают датчик в горячую воду и измеряют температуру воды контрольным термометром.
Во время технического обслуживания аккумуляторных батарей необходимо осмотром проверить состояние батареи и мастики. Батареи с трещинами в мастике и просачиванием электролита отправляют в ремонт. Уровень электролита в батарее должен быть на 10—15 мм выше верхних кромок пластин, его следует проверять тем чаще, чем выше температура окружающего воздуха и батареи. Уровень электролита проверяют стеклянной трубкой, для этого трубку опускают в аккумулятор через наливное отверстие до упора в предохранительный щиток. Верхний конец трубки зажимают пальцем и вынимают трубку. По высоте столбика электролита в трубке определяют его уровень в аккумуляторе. При пониженном уровне электролита в аккумулятор доливают дистиллированную воду.
Степень разряженности аккумуляторной батареи определяют, измеряя плотность электролита ареометром или напряжение аккумулятора нагрузочной вилкой. Для замера плотности электролита сжимают резиновую грушу кислотомера и погружают наконечник в электролит. Затем, отпуская грушу, засасывают внутрь кислотомера электролит до тех пор, Пока не всплывет ареометр. По шкале ареометра определяют плотность электролита. Зная плотность электролита полностью заряженной батареи и определив плотность электролита по показаниям ареометра, можно определить степень разряженности аккумуляторной батареи.
Нагрузочная вилка с добавочным сопротивлением позволяет определить состояние батареи под нагрузкой. Для этого наконечники вилки поочередно прижимают к клеммам аккумуляторной батареи не более чем на 5 сек. Степень разряженности батареи определяют по показаниям вольтметра. Если аккумуляторная батарея разряжена более чем на 25% зимой и на 50% летом, ее следует перезарядить.
Натяжение приводного ремня генератора регулируют так, чтобы прогиб ремня от усилия 6—7 кГ был равен 15—20 мм. Величину прогиба определяют на участке ремня между шкивом генератора и ведущим шкивом. Приводной ремень генератора не должен иметь перекосов.
При техническом обслуживании стартера периодически проверяют плотность прилегания щеток к коллектору динамометром; сила давления щеток на коллектор должна быть не менее 0,65 кГ. Если на коллекторе обнаружен незначительный подгар и риски, его шлифуют мелкой стеклянной шкуркой № 100 и продувают сжатым воздухом. При большом износе коллектор протачивают, а затем шлифуют. Если щетки износились более чем на 20%, а также если диаметр коллектора уменьшен вследствие проточки на 2 мм, щетки заменяют новыми. После установки новые щетки притирают к поверхности коллектора, для чего под щеткой пропускают стеклянную шкурку № 100 так, чтобы гладкой стороной она охватывала поверхность коллектора. Перемещая шкурку между коллектором и щеткой вперед и назад, добиваются плотного прилегания щетки к коллектору.
Окисленные контакты прерывателя зачищают надфилем или стеклянной шкуркой № 140—170. После зачистки поверхность контактов полируют стеклянной шкуркой № 170, бывшей в употреблении, и протирают замшей, смоченной в бензине. Зазор между полностью разомкнутыми контактами прерывателя должен быть в пределах 0,35—0,45 мм, проверяют его щупом. Щуп толщиной 0,35 мм должен проходить между контактами, а толщиной 0,45 мм — не должен.
При осмотре электродвигателей особенное внимание обращают на состояние щеток и контактных колец. При наличии рисок на кольцах их шлифуют так же, как коллектор генератора. Износ щеток не должен превышать допустимую величину. Предельная высота щетки для различных двигателей колеблется от 16 до 25 мм. При значительном износе щетку заменяют новой. Щетки должны входить в щеткодержатели с зазором до 0,2 мм в направлении вращения и 0,1—0,4 мм в направлении оси ротора.
В процессе эксплуатации крана периодически измеряют температуру изоляции двигателей подшипников, а также сопротивление изоляции обмоток.
При температуре наружного воздуха 35 °С температура обмотки при изоляции класса В должна быть не более ПО, а при изоляции класса А—не более 95 °С. Температуру обмотки измеряют термометром. Если фактическая температура обмотки превышает указанные величины, значит двигатель неисправен и его следует отдать в ремонт.
Температуру подшипников обычно измеряют рукой наощупь. Если ладонь руки не выдерживает прикосновения, подшипник неисправен. Его следует вскрыть и устранить причину неисправности.
Сопротивление изоляции обмоток двигателя измеряют переносным мегомметром. Величина сопротивления на неработающем (холодном) двигателе должна быть не ниже 0,5, а на прогретом — 0,2 Мом. Если сопротивление ниже указанных величин, двигатель снимают для просушки в стационарных условиях.
При обслуживании контроллеров проверяют исправность их контактов, чистоту контактных поверхностей и величину износа роликов и кулачков. Если износ суммарный превышает 5 мм, кулачки заменяют новыми.
Во время обслуживания крана следует ежесменно проверять чистоту сопротивлений, так как засорение и загрязнение их может быть причиной повреждения и замыкания секций.
Контакторы проверяют на надежность замыкания и размыкания контактов. При малейшей неисправности контактора работа по подъему грузов должна быть прекращена во избежание аварии.
Смазывать приборы и агрегаты электрооборудования следует точно в соответствии с указаниями заводских инструкций по эксплуатации оборудования.
Свечи зажигания очищают от нагара щеткой из медной проволоки. Если на свече имеется плотный слой нагара, его предварительно размягчают, положив свечу на некоторое время в ацетон или керосин. Очищать свечи острыми металлическими предметами запрещается, так как можно повредить изолятор. После очистки свечи проверяют зазор между ее электродами, величина которого должна быть в пределах 0,6—0,9 мм. При необходимости зазор регулируют подгибанием бокового электрода. Неисправную свечу на работающем двигателе можно определить с помощью отвертки с изолированной ручкой. Для этого устанавливают лезвие отвертки на головку цилиндра и приближают стержень отвертки к клемме свечи. Если свеча исправна, то неравномерность работы двигателя увеличится. Приближение отвертки к клемме неисправной свечи не изменит установившегося режима работы двигателя. Неисправную свечу заменяют новой.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание электрооборудования автомобильных кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы